На главную страницу Учебники Итоговое сочинение 2017
Итоговое сочинение 2017
118 / 121
Одна из основных логических ошибок школьных сочинений - несоответствие примеров и главной мысли. Подбираются примеры, которые доказывают не ту мысль, что развивается в сочинении, а какую-то другую. Такие ошибки возникают из-за того, что ученики не умеют сами анализировать литературные произведения и спешат воспользоваться чужим анализом. Благо, сейчас такого материала полный Интернет.

Внимание! Не всякий хороший анализ произведения будет соответствовать именно вашей главной мысли! Если уж вы пользуетесь опытом, накопленным многими поколениями литературных критиков, то хотя бы вчитайтесь в то, что копируете или списываете.

Каждое произведение в зависимости от цели анализа и от доказываемой мысли можно многократно разобрать, и каждый раз - по-разному. Если вы считали, что бывает некий универсальный анализ произведения, сделанный по единому плану, и этот анализ можно подставить к любому тезису, спешим вас разочаровать. 

Суть анализа заключается в выборе определённых элементов и исследовании этих элементов. Если просят найти мотив одиночества в стихах Лермонтова, надо искать в стихах (а не в прозе) Лермонтова (а не Пушкина) слова "одиночество", "один", "изгнание" и т.п. (а не доказательства любви поэта к Родине или мотив бури). Если сказано в теме "мастерство поэта" - надо искать в стихах метафоры, сравнения, олицетворения и т.п. и показывать, что средств выразительности много и они помогают донести до читателя такой-то смысл. В этом случае уже не надо показывать, что мотив одиночества - один из основных мотивов.
Представим, что некто для своих целей сделал анализ средств выразительности стихотворения "Парус" и показал, что стихотворение написано мастерски, несмотря на юный возраст поэта. Вам понравился этот анализ, вы поняли, что умнее не напишете. В каком случае можно воспользоваться такой заготовкой? Только в том случае, если тема вашего сочинения "Мастерство Лермонтова в изображении природы", или "Ранние стихи М.Ю. Лермонтова", или "Роль развёрнутой метафоры в стихах поэтов 19 в." И то вам придётся  немного перефразировать предложения, "заточить" свой пример под конкретную тему сочинения. Если вы пишете о теме Родины в творчестве поэта, о чертах романтизма, мотиве одиночества, мотиве потерянного поколения и даже о мотиве бури, то взять и списать тот абзац уже нельзя. В этом же стихе вы должны найти элементы текста и в разборе сделать акцент на другие слова и смыслы. 
Ни для красоты сочинения, ни для объёма нельзя списывать неподходящие примеры!

Если вы исследуете текст сами и помните о главной мысли, подобного казуса не возникнет.

Возьмём два стихотворения и попробуем по-разному их проанализировать. Попробуйте заполнить такую таблицу.



Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Тема сочиненияГлавная мысль сочиненияАнализ стихотворения "Парус"Анализ стихотворения "Тучи"
Мастерство Лермонтова в создании художественных образов.
Роль метафоры в произведениях Лермонтова.
Черты романтизма в лирике Лермонтова.
Мотив одиночества в лирике Лермонтова.
Мотив бури в лирике Лермонтова.
Тема свободы в творчестве Лермонтова
Тема Родины в лирике Лермонтова


 Как начать сочинение | Описание курса | Как избежать повторов в сочинении