На главную страницу Учебники Сочинение 2017
Сочинение 2017
46 / 92

Основные мотивы лирики Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова связаны с мироощущением, характерным для романтизма как направления в литературе и искусстве к. XVIII – первой половины XIX века.

Ключевым моментом для романтической картины мира является двоемирие: противопоставление двух миров, например, земного, где человек томится, и небесного, куда человек стремится. Или мира реального, обыденного и далёкого, полного приключений, удивительно красивого.

Тоска о мире небесном в стихотворении Лермонтова "Ангел" объясняется тем, что душа человека помнит ангельскую песнь "о блаженстве безгрешных духов/ Под кущами райских садов", поэтому "в мире печали и слез", где душа оказывается после рождения, она "томится", и все "песни земли" кажутся ей скучными. Уже в этом стихотворении мотив двоемирие выражается в противопоставлении земли и неба. Тоска по небу звучит во многих стихотворениях автора. Так, в стихотворении "Небо и звезды" он восклицает: "Тем я несчастлив, / Добрые люди, что звезды и небо – / Звезды и небо! А я – человек!.."

Быть человеком – значит, по мнению Лермонтова, быть несвободным. Так появляется в творчестве еще один значимый момент – мотив свободы, а также противоположный ему мотив несвободы. Эти мотивы имеют автобиографический подтекст: Лермонтов дважды оказывался под арестом, за которым следовали ссылки на Кавказ. Первый раз Лермонтов был наказан за стихотворение "Смерть поэта", а второй – за дуэль с сыном французского посла. Поэтому, когда поэт писал: "Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня", – он знал, как чувствует себя человек, когда "окно высоко", "дверь тяжелая с замком", а свобода в образе "гордого коня", гуляющего "без узды на воле", кажется недостижимым благом.

"Одинок я, нет отрады", – пишет автор в стихотворении "Узник". Но мотив одиночества связан не только с мотивом несвободы. С ранних лет Лермонтов начинает испытывать чувство одиночества (одно из первых стихотворений так и называется), причем зачастую одиноким лирический герой ощущает себя среди толпы. Мотив одиночества является центральным в стихотворениях "И скучно и грустно" и "Как часто, шумною толпою окружен...". Человеку одинокому, которому "некому руку подать / В минуту душевной невзгоды" жизнь представляется "пустой и глупой шуткой". Но есть и некое лекарство от одиночества – это романтическая мечта о другом мире.

Мечта дает облегченье лишь на миг. В действительности же лирический герой чувствует себя непонятным, ненужным. Это выражается и в мотиве неразделенной, трагической любви (любовь же счастливую Лермонтову не пришлось испытать никогда). "Чувства лучшие мои / Обмануты навек тобою", – таков итог отношений с Екатериной Сушковой, "Иль женщин уважать возможно, / Когда мне ангел изменил?" – вопрошает лирический герой стихотворения "Я не унижусь пред тобой...", посвященного Наталье Ивановой, "В наш век все чувства лишь на срок", – пишет поэт в стихотворении "Валерик", обращенном к Варваре Лопухиной.

В несоответствии высоким идеалам поэт упрекает не только женщин, но и все свое поколение. Мотив потерянного поколения – один из самых горьких в творчестве Лермонтова. "И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови", "И к гробу мы спешим без счастья и без славы", "Над миром мы пройдем без шума и следа", – таковы признаки болезни века.

Но не всегда мир и место человека в этом мире видится автору столь безнадежным. В поздней лирике Лермонтова появляется мотив гармонии с миром. Прежде всего, с миром природы: так, "души тревога" смиряется, когда лирический герой любуется желтеющей нивой, серебристым ландышем, студеным ключом.

С мотивом гармонии с миром в стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." связаны мотивы пути, покоя и вечности. В стихотворении намечен путь лирического героя к обретению внутренней свободы.

Таким образом, все многообразие мотивов лирики Лермонтова выстраивается вокруг ведущего направления, заданного романтизмом.

Автор сочинения Селена Мене

(550 слов)



 В семейной жизни самый важный винт – любовь | Описание курса | Мы все дети своего времени