На главную страницу Учебники Сочинение 2017
Сочинение 2017
49 / 86

Основные мотивы лирики Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова связаны с мироощущением, характерным для романтизма как направления в литературе и искусстве к. XVIII – первой половины XIX века.

Ключевым моментом для романтической картины мира является двоемирие: противопоставление двух миров, например, земного, где человек томится, и небесного, куда человек стремится. Или мира реального, обыденного и далёкого, полного приключений, удивительно красивого.

Тоска о мире небесном в стихотворении Лермонтова "Ангел" объясняется тем, что душа человека помнит ангельскую песнь "о блаженстве безгрешных духов/ Под кущами райских садов", поэтому "в мире печали и слез", где душа оказывается после рождения, она "томится", и все "песни земли" кажутся ей скучными. Уже в этом стихотворении мотив двоемирие выражается в противопоставлении земли и неба. Тоска по небу звучит во многих стихотворениях автора. Так, в стихотворении "Небо и звезды" он восклицает: "Тем я несчастлив, / Добрые люди, что звезды и небо – / Звезды и небо! А я – человек!.."

Быть человеком – значит, по мнению Лермонтова, быть несвободным. Так появляется в творчестве еще один значимый момент – мотив свободы, а также противоположный ему мотив несвободы. Эти мотивы имеют автобиографический подтекст: Лермонтов дважды оказывался под арестом, за которым следовали ссылки на Кавказ. Первый раз Лермонтов был наказан за стихотворение "Смерть поэта", а второй – за дуэль с сыном французского посла. Поэтому, когда поэт писал: "Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня", – он знал, как чувствует себя человек, когда "окно высоко", "дверь тяжелая с замком", а свобода в образе "гордого коня", гуляющего "без узды на воле", кажется недостижимым благом.

"Одинок я, нет отрады", – пишет автор в стихотворении "Узник". Но мотив одиночества связан не только с мотивом несвободы. С ранних лет Лермонтов начинает испытывать чувство одиночества (одно из первых стихотворений так и называется), причем зачастую одиноким лирический герой ощущает себя среди толпы. Мотив одиночества является центральным в стихотворениях "И скучно и грустно" и "Как часто, шумною толпою окружен...". Человеку одинокому, которому "некому руку подать / В минуту душевной невзгоды" жизнь представляется "пустой и глупой шуткой". Но есть и некое лекарство от одиночества – это романтическая мечта о другом мире.

Мечта дает облегченье лишь на миг. В действительности же лирический герой чувствует себя непонятным, ненужным. Это выражается и в мотиве неразделенной, трагической любви (любовь же счастливую Лермонтову не пришлось испытать никогда). "Чувства лучшие мои / Обмануты навек тобою", – таков итог отношений с Екатериной Сушковой, "Иль женщин уважать возможно, / Когда мне ангел изменил?" – вопрошает лирический герой стихотворения "Я не унижусь пред тобой...", посвященного Наталье Ивановой, "В наш век все чувства лишь на срок", – пишет поэт в стихотворении "Валерик", обращенном к Варваре Лопухиной.

В несоответствии высоким идеалам поэт упрекает не только женщин, но и все свое поколение. Мотив потерянного поколения – один из самых горьких в творчестве Лермонтова. "И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови", "И к гробу мы спешим без счастья и без славы", "Над миром мы пройдем без шума и следа", – таковы признаки болезни века.

Но не всегда мир и место человека в этом мире видится автору столь безнадежным. В поздней лирике Лермонтова появляется мотив гармонии с миром. Прежде всего, с миром природы: так, "души тревога" смиряется, когда лирический герой любуется желтеющей нивой, серебристым ландышем, студеным ключом.

С мотивом гармонии с миром в стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." связаны мотивы пути, покоя и вечности. В стихотворении намечен путь лирического героя к обретению внутренней свободы.

Таким образом, все многообразие мотивов лирики Лермонтова выстраивается вокруг ведущего направления, заданного романтизмом.

Автор сочинения Селена Мене

(550 слов)



 Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит | Описание курса | Мы все дети своего времени