На главную страницу Учебники Сочинение 2017
Сочинение 2017
49 / 91

Нечеловеческий лик войны в мировой литературе

Испокон веку война была неотъемлемой частью жизни человечества. Воевали друг с другом племена, за расширение границ своих государств сражались народы. И не было в истории Земли, наверное, ни одного года, в который бы не нарушался мир.

Постепенно люди стали осознавать, что война противоестественна. Эту мысль выразили в слове авторы первых художественных произведений. Когда неизвестный автор XII века в "Слове о полку Игореве" представлял сражение русских с половцами, используя образы пира и жатвы, он противопоставлял мирный труд – войне, созидание – разрушению, жизнь – смерти. Как естественно выбрать жизнь! Почему же люди платят кровавую дань смерти?

Этой проблеме посвящен рассказ В. Гаршина "Четыре дня", написанный в 1877 году, когда шла русско-турецкая война. С самого начала повествования возникает центральный вопрос произведения: зачем? Какая цель была достигнута путем таких героических усилий? К чему были все страдания? И на этот вопрос нет ответа. Лежа с перебитыми ногами рядом с убитым им человеком, герой задумывается, за что он его убил? Абсурдность происходящего усиливается тем, что убитый враг был и не турком вовсе, а феллахом – крестьянином из Египта, который никогда не слышал ни о России, ни о Болгарии. Его оторвали от земли, погрузили на корабль, привезли в незнакомую страну и заставили сражаться. Он не является врагом ни родины героя, ни самого героя. Напротив, их многое объединяет: герой думает о том, что у убитого им человека наверняка есть старушка-мать, которая смотрит на дорогу, ожидая, когда её сын вернется, так же, как самого героя, ждут мать и невеста. Но если несчастный феллах оказался участником сражения против воли, то сам герой пошел на войну добровольцем. И это решение отправиться на фронт представляется не героическим деянием, а совершенно бессмысленным поступком. Оказывается, что все лишения, уход от любимых, испытания тысячеверстного похода герой претерпел лишь для того, чтобы лишить жизни невинного человека.

Хочется привести ещё пример. Другие времена, другая страна, но всё так же пронзительно звучат слова героев о бессмысленности войны. Осознание того, что они сражаются за Родину, не помогает героям повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие" избавиться от ощущения противоестественности войны. Уже то, что с врагом вынуждены сражаться женщины, является нарушением законов природы. Ведь женщина призвана давать жизнь, а не отнимать ее. После гибели четырех девушек, разговаривая с умирающей Ритой, Васков с горечью думает о том, что же отвечать детям. Дети задумаются над тем, за что погибли их матери, и наверняка спросят об этом. За то, чтобы не пропустить врага к каналу, который наверняка охраняется, и не женщинами, а настоящими солдатами? Рита говорит, что смерть погибших за Родину не напрасна. Это не убеждает Васкова, горечь в душе героя остается на всю жизнь.

Авторы, пишущие о войне, убеждают читателя в том, что войны недопустимы, что в войнах нет победителей, потому что проигрывают все: одни – не достигнув своей цели, другие – потеряв сыновей и дочерей.

Автор сочинения - пользователь сайта Елена. Смотрите, как шла работа над черновиком этого сочинения >>>

(455 слов)



 Странная любовь Лермонтова к Родине | Описание курса | Тема войны в поэме Иосифа Бродского "Шествие"