На главную страницу Учебники Итоговое сочинение 2017
Итоговое сочинение 2017
101 / 108

Как понять тему сочинения

Представь свежую булочку с повидлом.

Ну как ? Согласись, ты представил не просто булочку, а свежую булочку и именно с повидлом. Слова для нас – не набор букв. Мы можем представить себе запах свежей сдобы, вспомнить вкус повидла.

Представь себе, что большой круг - все, что ты можешь назвать известными тебе словами. Каждое слово будет отсекать какое-то поле смыслов. Вот пример. Большой круг вберет в себя все, что мы можем назвать предметами. Среди предметов есть булочки, среди них – свежие и чёрствые булочки. И совсем маленький круг очертит все смыслы, которые стоят за словом "свежие булочки с повидлом".

круги Эйлера

Если ты когда-нибудь занимался логикой и знаешь о кругах Эйлера, работа с такой схемой не покажется тебе слишком сложной. Естественно, что смыслы может отсекать не только слово, но и целая фраза, ведь она состоит из тех же слов.

Перед тем, как писать сочинение, ты должен вдуматься в смысл каждого слова формулировки темы и мысленно отсечь на поле смыслов нужные. То есть, проделать с темой то же самое, что и со словосочетанием про булочку. Получившийся кружок - это рамки, за которые в школьном сочинении лучше не выходить. Если уж задано написать про "луч света в темном царстве", то нельзя называть Катерину Кабанову отрицательной героиней или говорить, что она - героиня положительная, но никакого "темного царства" Островский не показал. И совсем недопустимо посвящать это сочинение Хлестакову или Базарову.

Чем больше слов в формулировке темы, тем легче понять, чего от тебя ждут. Однако есть опасность, что на экзамене нужного ты как раз и не будешь знать.

тема сочинения










На рисунке зелёным цветом помечена область темы "Проблема свободы в романе Ф. Достоевского" "Бесы". Тема "Проблема свободы в романе "Идиот" находится рядом, но раскрывать её нелогично. Если ты без оснований приведёшь ещё и пример из рассказа Достоевского - слишком расширишь тему, если напишешь о героях "Бесов", но не свяжешь образы героев с темой свободы - уйдёшь от темы, если напишешь о том, как с проблемой свободы в романе связан один герой - сузишь тему. 

Ещё пример. На доске такая тема: "Проблема свободы в романе Достоевского "Бесы", а ты знаешь только о проблеме свободы в романе "Преступление и наказание". Не будь слов "Бесы", "роман", тема звучала бы так: "Проблема свободы у Достоевского". Не было бы этих словечек, ты справился бы! Ты написал бы на "отлично". А "Бесы" ты не читал как назло...

Перевернем ситуацию. Дана тема: "Проблематика романа "Идиот". Если ты хорошо знаешь о проблеме свободы у Достоевского, то конечно же напишешь о свободе. А проверяющий и скажет: "Ты, дорогой, сузил тему. В романе " Идиот" как минимум ставится еще проблема красоты."

В общем, шаг вправо, шаг влево - расстрел. Удерживай рамки темы.

Вот и получается, что даже если умеешь определять рамки темы, удача не гарантирована. Лучше всего всё знать и всё прочитать, но это уже к нашему курсу отношения не имеет.

Если тема задана цитатой, и тебе сложно сразу очертить рамки, попробуй перефразировать ее самыми простыми словами. Постарайся узнать, кто автор строк. Тема может быть связана с ним или с тем произведением, из которого взята цитата. 



 Жанр школьного сочинения или что от вас требуется | Описание курса | Как подобрать главную мысль сочинения