На главную страницу Учебники Сочинение 2017
Сочинение 2017
3 / 91

Логограф (логическая схема) к сочинению по теме «Противоборство чувства и разума и различное решение вопроса в разных литературах и в разное время»

Сильное, страстное чувство может повелевать человеком, вступать в противоречие с подсказкой разума.

Black-53.png

Black-53.png

В русской литературе на рубеже 18-19 веков

Человек может стать рабом этого, как правило, негативного чувства, разрушающего человека.

Д. И. Фонвизин «Недоросль».

Этот вопрос важен для понимания положительных героев, у которых чувства и разум в гармонии.

Сильное позитивное чувство может стать выражением потребности человека быть внутренне свободным, достойным внимания и уважения.

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».

Героиня «Бедной Лизы» целиком во власти чувства любви к Эрасту.

В романтических поэмах герои-одиночки одержимы страстным желанием удовлетворить своё сильное чувство.

А. С. Пушкин «Цыганы».

Алеко уходит в цыганский табор, так как ищет личной свободы. Даже любовь к Земфире не отвращает его от этой идеи, а потом он не может смириться с тем, что она его перестаёт любить.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Мцыри так страстно мечтает вернуться на родину, что его не останавливают никакие опасности, когда он сбегает из монастыря. Мальчик настолько предан этой идее, что не желает никакой помощи для себя, предпочитает умереть.

На рубеже 19-20 веков способность человека к сильному чувству сближалась с понятием высоких духовных потребностей личности.

Куприн «Гранатовый браслет».

Сильное, всепоглощающее чувство как проявление внутренней свободы человека, требующее уважения к этому выбору.

В ранних романтических произведениях М. Горького действуют герои, для которых сильные чувства являются абсолютно приоритетными в духовном плане.

В западной литературе проблема противоборства чувства и разума решалась иначе.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Приводит нас к мысли о том, что ненависть, вражда разрушают носителей этого чувства и пагубно влияют на окружающих.

У. Шекспира «Отелло».

Всепоглощающее чувство зависти, которое грызёт Яго, хоронит и любовь Отелло, и Дездемоны, и их счастье. Сильное тёмное чувство опасно для всех, оно не подвластно никаким доводам рассудка.

В западно-европейской романтической литературе проблема противоречия всепоглощающего чувства и разума рассматривается в личном плане, в рамках личных судеб отдельных героев.

В произведениях Г. Флобера «Мадам Бовари», Стендаля «Красное и чёрное», герои (часто это бедные люди) борются за свой высокий социальный статус, за деньги.

Герои Стендаля и Бальзака думают только о деньгах. Желание разбогатеть поглощает все остальные эмоции, повелевает этими людьми.

Black-53.png

Мне ближе та трактовка этого противоборства, которая присутствует в русской литературе.

 

Приведена схема из пособия Итоговое сочинение 2016/2017 Д.И. Архаровой и М.А. Балюновой. По ссылке вы можете скачать другие страницы книги и приобрести учебник целиком.



 Разум и чувства. Таблица | Описание курса | Честь и бесчестие. Таблица