На главную страницу Учебники Итоговое сочинение 2017
Итоговое сочинение 2017
116 / 121
От научного стиля жанр школьного сочинения взял структуру с трёхчастным делением. Как и в научной статье, в сочинении должны быть вступление, основная часть и заключение. Можно и даже нужно использовать эпиграф и план, но их наличие не является жёстким требованием. А указанные три части у вас должны быть обязательно.

Как правило, основная часть сочинения имеет достаточно сложную структуру. Эта часть посвящена доказательству главной мысли, а у главной мысли может быть несколько развивающих тезисов, каждый тезис может иллюстрироваться разными примерами. Всем этим элементам следует уделить по отдельному абзацу. 
Вступление и заключение делить на абзацы не принято.

Требования к основным частям сочинения

1. В основной части последовательно и убедительно доказывается одна главная мысль. Если мысли две - это ошибка. Если мысль не выделяется - ещё большая ошибка.

2. Главная мысль должна соответствовать теме сочинения. Внимание! Совпадение ключевых слов темы и главной мысли не даёт гарантии того, что вы попали в тему. Вдумывайтесь в смысл каждого слова. Уход от темы, её сильное сужение или расширение, а так же уход от темы одного из развивающих тезисов - ошибка. Пример такой ошибки >>> Все элементы сочинения должны работать на вашу главную мысль.

3. Каждый тезис, развивающий главную мысль в основной части, должен быть доказан примерами. Если вы рассуждаете логично, но не приводите аргументов - это ошибка. Чаще всего школьники всё же стараются подобрать примеры и даже пишут слово "например", но аргументы эти иллюстрируют какие-то другие мысли и тезисы, не те, что развиваются в сочинении. Пример такой ошибки >>>

4. Вступление и заключение вместе по объёму должны занимать примерно четверть сочинения. Для выпускного среднего сочинения это 70 - 100 слов. Если вступление и основную часть вы уложили в 200 слов, а заключение растянулось ещё на 200 - это ошибка. Пример такой ошибки >>> Не затягивайте и вступление. Слишком маленькие вступление и заключение (менее 25%) - тоже плохо.

5. Между вступлением и основной частью должен быть какой-то переход. Если первые два абзаца никак не связаны - это ошибка. Пример такой ошибки >>>

6. Вывод не должен повторять главную мысль. Если вы другими или (ещё хуже!) теми же словами в последнем абзаце выразили свою основную мысль - это не вывод. Пример такой ошибки >>> Вывод - другая мысль, вытекающая из главной. Между главной мыслью и хорошим выводом всегда можно подставить слово "значит". В выводе уместно показать своё отношение к доказанной мысли. Вот мы убедительно доказали то-то и то-то. И что из этого следует? Что нам даёт доказанный постулат? Как я лично к нему отношусь? Вот какие вопросы следует себе задать, чтобы закончить сочинение.  

7. Вывод должен следовать из главной мысли. К сожалению, такое простое требование выполняется далеко не всегда. Очень часто авторы сочинений грамотно развивают и доказывают главную мысль, а  потом хотят создать эффектный финал и слишком увлекаются формой высказывания, забывая о смысле. Так в последнем абзаце внезапно возникает новый тезис, никак не связанный с основной мыслью сочинения. Пример такой ошибки >>>

8. Если во вступлении сформулирован вопрос или поставлена цель исследования, то в заключении необходимо дать ответ на этот вопрос или обобщить результаты исследования.

Специально для преподавателей! Набор к уроку, сделанный по этому материалу: презентация, отдельные файлы с сочинениями для анализа. Материалы создала Ирина Валентиновна Ведищева.


 Как подобрать главную мысль сочинения | Описание курса | Как начать сочинение