На главную страницу Учебники Итоговое сочинение 2017
Итоговое сочинение 2017
120 / 121

Итак, исключим худшее и положим, что вы знаете, о чем писать, и желаете лишь избежать стилистических ошибок (если вы не знаете, что писать – горю вообще не помочь).

«Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», - писал В. Маяковский о поэзии. Объём школьного сочинения 400 - 600 слов. Это довольно большой труд, ведь все слова должны быть записаны осознанно, иначе очень легко «наляпать» стилистических ошибок. Что же вы должны знать и уметь для грамотного подбора слов?

Вы должны быть уверены в том, что каждое выбранное слово существует в русском языке.

И нечего тут смеяться. Конечно, вы не погрязнете в раздумьях о том, существует или нет у нас слово собака или дом. Вот задача посложней: как правильно залезнув на дерево или залезя на дерево? Вот и не угадали. Ни того, ни другого слова в русском языке нет. Деепричастия от глагола залезть не существует. Это слова - изгои. Они как бы есть (ведь мы можем записать и произнести их), но язык их не принимает, не считает своими. Таких слов много, поэтому старайтесь не употреблять слова, которые вам никогда не приходилось слышать.

Язык постепенно меняется, между нормами литературного русскогоя зыка и реальной речью людей всегда существует разница. Половина россиян говорит ложить, а нормы требуют употреблять слово класть. В этих случаях предпочтние нужно отдавать нормированному языком слову. И, хотя вы сотни раз в жизни слышали: “Ложить, ложить, ложить...”, употребляйте “класть, класть, класть...” Изучайте нормы русского языка!

Вы можете возразить: вот тот же Маяковский, например, частенько использовал несуществующие слова. Никто, однако, не упрекает его в безграмотности. Говорят, что поэт создавал неологизмы, которые придавали стихам большую выразительность. Да, и вам никто не запрещает заниматься словотворчеством. Но при этом научитесь отличать принципиально новые слова от новых форм уже известных слов (последние лучше не создавать), и, если уж вы решили пополнить сокровищницу русского языка неологизмом, обыграйте каким-то образом свой маневр. Вы ведь пока не великий писатель, вдруг кто-нибудь неправильно поймет... Возьмите новое слово в кавычки или припишите что-нибудь вроде «я назову это...», «так скажем...», « это какой-то...» и т.п.

Допустим, вы убеждены, что выбранное вами слово имеет место в системе русского языка. Это еще не все. Вы должны убедиться и в том, что правильно используете слово.

Пусть выбрано существующее слово. Во избежание ошибки вы должны выполнить ещё два условия.

1. Именно это слово должно передавать нужный вам смысл.

2. Слово должно быть правильно связано с соседними словами.

Для выполнения первого условия вы освоите правила работы с понятиями, а для выполнения второго придется разобраться с механизмом связи слов.

Ошибки, связанные с сочетаемостью слов, могут возникнуть у тех, для кого русский язык не является родным, или у носителей языка, столкнувшихся с незнакомым словом, словом, которое употребляется редко. Конечно, вы не напишете «русский печка», но «крупное шимпанзе» вполне могли бы допустить. Так? Ну, загляните в словарь, посмотрите, какого рода существительно «шимпанзе». Такие тонкости подробно изучаются в курсе «Стилистика русского языка». Хотите работать всерьез – нанимайте репетитора и покупайте учебник по стилистике, потому что в школьной программе русского этих тем нет. Если вы пришли сюда за простым советом и не хотите прикладывать больших усилий, вот вам совет.

Будьте собой, не старайтесь выглядеть умнее, по возможности избегайте терминов и абстрактных существительных, не используйте слов, значений которых точно не знаете. Пишите просто и понятно, тогда, если вам действительно есть, что сказать, может получиться хорошее сочинение.

Юлия Фишман



 Как избежать повторов в сочинении | Описание курса | Прислать сочинение на проверку