В этом материале речь пойдёт о домашнем обучении ребёнка. Не о вынужденном домашнем обучении из-за болезни, когда к ученику приходит школьный учитель, а о семейном образовании, выбранном родителями сознательно. В этом случае семья своими силами старается дать ребёнку лучшее образование, избежав всех недостатков обычной школы. Но, как известно, лучшее - враг хорошего. Получив свободу, некоторые мамы и папы не могут справиться с задачами школы сами. Поэтому мы позволим себе дать несколько советов родителям, ступившим на столь сложный путь.
Итак, вы выбрали семейное обучение, и перед вами немедленно встал вопрос: что делать с русским языком? Какие пособия выбрать? Какие методы позволят быстрее (и желательно без скуки) научить ребёнка грамотно писать? Сколько времени уделять предмету? И вообще, в каком месте то лучшее, что надо бы дать ребёнку, в отличие от государственной школы?
Дело в том, что даже самая плохая школа с безумным учителем загружает детей достаточно большим количеством различных упражнений, позволяющих поднять грамотность. Количество по закону диалектики переходит в качество. Если ученик не слушает или не понимает объяснение учителя, но иногда что-нибудь списывает, он всё же будет постепенно запоминать слова. Ваша основная задача не в наиболее удачном объяснении правил (хотя и это важно), не в изобретении развлекательных упражнений, не в проведении командных игр и викторин, а в организации рутины. Русский нельзя выучить, как историю, литературу и даже физику, устраивая яркие уроки. Выработка навыка связана с методичной, достаточно нудной, кропотливой работой в течение нескольких лет. Грамотное письмо основано не столько на знаниях, сколько на моторных навыках. Как спортсмен, добиваясь автоматизма, ежедневно набивает грушу, или отрабатывает удар в теннисе, или плавает по несколько километров, так и ваш ребёнок должен выполнять обязательные упражнения. Так что прежде всего это надо осмыслить и принять, настроиться на занятия по часу в день с недельными погружениями в предмет несколько раз в год.
Второе, что нужно сделать: разработать или взять у кого-нибудь (да хоть у нас) жёсткий стратегический план и примерную структуру каждого урока русского языка. Иначе вы увлечётесь интересной темой и что-нибудь упустите. И вообще, имея структуру, вы легко войдёте в жёсткий режим занятий. Чуть ниже я расскажу, что обязательно должно быть включено в этот план. Поурочники для школ не годятся. Так вы скатитесь к тому, от чего уходите, только исполнение может оказаться хуже.
Третье. Надо определиться, кто именно будет учить ребёнка русскому языку. Если вы этого никогда не делали, т.е. никогда и никого не учили русскому, сами лучше не беритесь. Объединяйтесь с другими родителями, нанимайте специалистов. Как минимум, раз в неделю с ребёнком должен работать филолог, контролирующий процесс. Проверьте собственную грамотность: напишите онлайн диктант или попросите знакомого учителя погонять вас по правилам. Начинайте заниматься с ребёнком русским языком, если убеждены, что сами не наделаете ошибок. Если ребёнку 6 - 8 лет, обязательно посетите логопеда, убедитесь, что нет каких-либо патологий, которые помешают научиться читать и писать. Если обнаружатся проблемы, сначала занятия надо будет поручить логопеду.
Надеемся, вы всё хорошо обдумали, взяли на себя ответственность и приготовились к рутинной работе. Теперь к делу.
Стремления ваши мы полностью разделяем. Действительно, давно разработаны эффективные методы, позволяющие быстрее повышать грамотность, но не прижившиеся в школе. Такова судьба орфографического чтения. Тоцкий доказал его пользу, люди диссертации защитили, но в школах метод не используют, потому что на это в программе не предусмотрено время, нет текстов, пришлось бы изменять учебники и т.д. На вебинарах мы учим преподавателей проводить тренинги грамотности, но только частная школа может себе позволить организовать такие тренинги, ведь в обычной СОШ невозможно для группы 10-12 человек отменить все остальные предметы на 7-10 дней. Невозможно выделить для такой группы второго преподавателя, который будет помогать ведущему тренинга.
Вот некоторые эффективные методы, приёмы и подходы, которые не используются или почти не используются в обычной школе, но могут применяться при домашнем обучении и в семейных школах:
орфографическое чтение,
запоминание на слух,
раскрашивание слов,
соревнование в малых группах,
изучение правил целиком, а не частями, раскиданными по четвертям и учебным годам,
предупреждение и коррекция дисграфии при помощи специальных упражнений, которых нет в школьных учебниках,
индивидуальная работа с компьютерными тренажёрами (а они очень эффективны),
тренинги грамотности (с погружением в предмет).
Кроме прочего, семейное образование обеспечивает пресловутый индивидуальный подход. Вы не должны строго придерживаться программы, можете менять темы местами, держать темп, удобный ребёнку: не бросать тему только потому, что вышли отведённые на неё часы, если тема не освоена, и не тратить время впустую, если ребёнок быстро справился с темой.
И ещё один плюс. Можно избежать недостатков современной школьной программы. Вы можете работать на опережение, фоном предлагая материал, который будет изучен позже. Можно объединить лёгкие темы по лексикологии и посвятить им игру, конкурс, праздник, а выигранное время потратить на тренинг. Можно больше времени уделить развитию речи. В общем, можно много чего. Лишь бы вы понимали, что делаете и зачем.
Попробую уместить здесь весь стратегический план вашей работы.
Изучение русского языка включает в себя письмо, работу с орфографией, пунктуацией, культурой речи, изучением теории языка и развитие письменной речи.
Работа по этим направлениям должна стоять на трёх китах: познавательные способности, мотивация и словарный запас. Вы должны выстроить логику работы по каждому направлению и учитывать общую стратегию на каждом уроке.
Изучение русского языка в семейной школе
Цели
Задачи
Основные методы и виды работ
Рекомендуемые пособия
Обучение письму
Обучение письму на бумаге
Обучение компьютерному набору
Работа с прописями.
Работа с клавиатурными тренажёрами.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Космические прописи, или Путешествие к звезде Альфа Вита
Формирование навыка грамотного письма (орфография)
Словарная работа
Изучение правил орфографии
Повторение изученных правил
Работа на опережение
(формирование способностей на уровне рефлекса замечать незнакомые слова, прочитывать слова орфографически, работать с ошибками)
Создание ситуаций, доказывающих необходимость письма вообще и грамотного письма в частности
(организация бумажной переписки, выпуск газет и журналов, ведение блогов, выступления на ученических конференциях).
Формирование интереса к филологическим наукам через исследовательскую деятельность, игры, посещение театров и т.п.
Расширение понятийного аппарата через деятельность.
Обсуждение непонятных слов, встретившихся в разных ситуациях.
Развитие связной устной речи.
Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4 – 6 лет. М. 2007 г.
*
*
*
Работу на уроке надо строить так, чтоб на итог не был упущен ни один из перечисленных элементов.
План вашего стандартного урока может быть таким (время дано в расчете на ученика 3 класса, в зависимости от возраста и усидчивости можно увеличивать или уменьшать время урока, разбивать урок перерывами):
2. Словарная работа/работа по развитию речи (чередовать по дням) - 15 минут.
3. Повторение изученных правил орфографии/пунктуации - 10 минут.
4. Изучение (или закрепление) новой темы - 15 минут.
5. Работа на опережение - 10 минут.
Разумеется, стандартные уроки должны перемежаться с яркими событиями: тренингами, конкурсами знатоков языка, походами в театры и литературными музеи, ролевыми играми. Это позволит выполнить задачи, которые сложно выполнить в рамках стандартных уроков.
Обратите внимание! Стандартные школьные учебники сейчас ориентированы на заполнение тестов и подготовку к ЕГЭ. У вас другие цели. Вы хотите иметь грамотного ребёнка. Поэтому вы и выбрали семейное обучение русскому языку. Сократите время на изучение теории, не влияющей на формирование грамотности. Потратьте сэкономленное время на тренинги. И теорию учите блоками перед экзаменами и по мере необходимости.
И обязательно делайте что-нибудь с ребёнком в реальной жизни: ходите в походы, мастерите руками, путешествуйте по разным городам, собирайте коллекции, показывайте, как работают люди разных специальностей. Только так можно пополнить словарный запас. В современно мире многие дети никогда не были в лесу, и учителям на уроке приходится объяснять значения таких слов, как "луг", "болото", "тропинка", "заросли", "бурелом". Описаны случаи, когда школьники спрашивали, что такое киоск, манная каша, Колобок, крестьянин и т.д. Ребёнок, знающий о мире только из фильмов и компьютерных игр, не будет знать значения массы слов. Это значит, что он не будет понимать прочитанное и не сможет запомнить, как пишутся эти слова.
Для подготовки к сочинению важно формировать не только умение излагать мысли, но и способность порождать их. Такая работа лежит за рамками изучения русского языка, но не забудьте о ней по случайности. Мало решить обсуждать с ребёнком новости и различные проблемы. Необходимо сделать эту работу методичной. Объединитесь с другими родителями, создайте дискуссионный клуб, клуб любителей кино (с обсуждением фильмов), клуб игры "Мафия". Пусть ребёнок учится думать и высказывать своё мнение. К счастью, вы выбрали семейное образование и можете это сделать.
Скорее всего, вам понравятся и пригодятся следующие материалы нашего сайта:
Соболева А.Е. Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. Советы нейропсихолога. М. 2009 г.
Упражнения на проверку и закрепление знаний при обучении дошкольников грамоте по методике Н.В. Дуровой. Составитель Шестеркина Н.Л. М. 2010 г.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.1999.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.
Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991.
Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи уч-ся и способ их классификации. РЯШ, 1984, 2.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.
Пособия для развития познавательных способностей и повышения техники чтения (не поместилось в таблице):
Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. М. 2010 г.
Зотов С.Г. Повышение скорости чтения. Ростов-на-Дону 2011 г.
Коноваленко В.В. Пишем и читаем. №4 М. 2009 г.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. М. 2002 г.
Эдигей В.Б. Дидактический материал Новое чтение: В 3 ч.М. 2003 г.
Эдигей В.Б. Новое чтение: учебное пособие для учителей и родителей в 3 ч. М. 2007 г.