Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Чему и зачем мы учим на уроках русского языка
В таблице мне хочется обобщить опыт тех, кто искал лучшие методики преподавания русского языка, и попытаться разобраться, как же всё-таки вести этот предмет.Обязательно посмотрите запись вебинара о методах запоминания слов на тренинге грамотности. Вебинар начинается с изложения моих взглядов на три основные стратегии преподавания русского. Я считаю, что описанные стратегии отличаются акцентами на разных этапах освоения человеком нормы правописания. В лекции об этом сказано подробнее, а сейчас небольшая таблица.
Работая над этим сайтом и многие годы до этого я старалась узнать о самом интересном опыте коллег, опробовать все методы, авторы которых заражали интересными идеями. В какой-то момент материал уложился в нехитрую систему. Мне бы хотелось поделиться своими соображениями о различных методиках. Думаю, это будет интересно тем, кто тоже много пробует и бьётся над поставленными в заголовке вопросами.
Все наиболее интересные методики, технологии, методы, с которыми мне пришлось столкнуться, можно условно разделить на три основных подхода.
Тренинг грамотности |
Традиционные методики |
Развивающие методики |
|
Принципы |
Запоминание созданного другими. Ученики запоминают, как надо писать, всеми возможными способами, которые предлагает преподаватель. Предполагается, что моторные навыки должны формироваться с опорой на правильные образцы письма. Осмыслению правил также уделяется много внимания, но выбор буквы ученик осуществляет после того, как проработал образцы без пропусков. |
Осмысление созданного другими.
Ученик должен понять правило и научиться обосновывать выбор буквы или знака, пользуясь этим правилом. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. |
Создание теоретического материала и собственных текстов. Ученики анализируют языковой материал, ищут закономерности и сами формулируют правила. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. После того, как ученики вывели и какое-то понятие или правило, преподаватель сообщает, как это называется в официальной науке. Предполагается, что теория, выведенная самостоятельно, лучше запомнится. Ученики получают много творческих заданий. Предполагается, что формирование навыков письма должно базироваться на развитии речи. |
Основные упражнения |
Зрительные диктанты
Орфографическое чтение Списывание текстов без пропусков букв Запонимание таблиц с опорными сигналами
Комментированное письмо Постоянные маленькие диктанты Синтаксический разбор Быстрое прорабатывание большого количества тестов (с объяснением) Частые контрольные диктанты |
Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания Списывание слов по столбикам Комментированное письмо Синтаксический разбор Медленное самостоятельное выполнение тестов Редкие контрольные диктанты
|
Работа с текстами и карточками по заданию в малых группах Творческие работы, требующие создания собственного текста (устного или письменного) Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания Синтаксический разбор Редкие контрольные диктанты |
Что получает ученик и какие задачи перед ним ставятся |
Готовые правила в компактном изложении Наборы слов на правила и словарных слов для запоминания Задача ученика - запомнить и повторить правила и слова. |
Готовые правила по отдельным пунктам для медленного прорабатывания каждого пункта. Слова и тексты с пропущенными буквами для отработки применения правила.
|
Готовые наборы слов на правила для анализа и вывода правила. Задания на создание собственного текста. Задача ученика - выработать понятия и правила, а потом запомнить их. |
На чём строится структурирование работы |
Изучаются группы правил, параллельно идёт словарная работа по специально подобранным и разбитым на группы словам. |
Изучаются части речи и все правила, связанные с каждой частью речи, словарная работа ведётся без особой системы по небольшим спискам, предложенным учебниками. |
Сначала выводятся основные понятия теории языка. Потом при оперировании этими понятиями выводятся правила. Порядок работы с правилами не имеет особого значения. |
Цель, которая будет достигнута в первую очередь | Повышение грамотности |
Знание правил
|
Развитие мышления Раскрытие творческого потенциала |
Для каких детей лучше подходит | Для правополушарных | Для левополушарных | Для левополушарных и правополушарных |
Мотивация |
Внутренняя (возникновение спортивного интереса при быстром заметном результате) |
Внешняя (необходимость учить материал под угрозой контрольных и плохих оценок) | Внутренняя (реализация потребности в творчестве, интерес к исследовательской деятельности) |
Контроль | Жёсткий многоуровневый контроль | Жёсткий контроль | Главное - участие |
Основные недостатки подхода | Не развивается мышление. Не раскрывается творческий потенциал. | При знании правил не каждый может их применять и писать грамотно. | Не каждый учитель может решить проблему грамотности. Выпускники часто отказываются решать учебные задачи, результат которых известен человечеству. |
Вы видите, что я работаю с крайностями. Конечно, в чистом виде таких методик не существует. Каждый педагог, каждый автор учебника старается в той или иной мере, в тех или иных пропорциях совместить эти три подхода. На мой взгляд, лучше всего это удалось авторам комплекта учебников программы "Школа 2100" Бунеевым. Я вывожу чистые типы методик для того, чтобы, опираясь на эту таблицу, преподаватели могли разобраться, что и зачем они делают в каждый момент на уроке, не упускают ли какой-то важной части.
Вы спросите, какой подход ближе лично мне. Смотрите на цели. На мой взгляд, русский язык надо изучать для того, чтобы ученик в первую очередь начал грамотно писать. А для достижения этой цели тренинговые методики работают эффективнее. Однако нельзя забывать и о развитии мышления и вообще о подаче материала левополушарным детям.
Надеюсь, мой материал кому-нибудь поможет в методологической работе над выработкой единой методики, совмещающей противоположные по принципам подходы. Если это, конечно, вообще возможно.
Важно понимать, что в таблице описаны только методы освоения орфографии и пунктуации. Сейчас я не веду речи о развитии лингвокреативности и подготовке к сочинению.
Теги: методика, тренинг грамотности, развивающие методики
Автор: Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 583121 от 1 мая 2016