Запомни!
	Пиши с двумя НН:
	стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.
                                
	 Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". .
 
		
	Что должно быть включено в курс развития речи
Недавно как-то начала утрясаться в голове система работы с пишущими детьми. Хочу поделиться мыслями. Думаю, пригодится организаторам литературных лагерей, юнкоровских объединений и языковых частных школ. Вроде, ничего особенного. Всё это мы все знаем, но... забываем и не используем. Или тупо упираемся во что-то одно. А если чётко обозначить все задачи и этапы работы, быстро выстроится программа работы, в которой не упущено ничего важного.Я лично раньше упускала много важных моментов. Считала, что ребенка надо научить анализировать текст, выстраивать мысль, заставить писать и сформировать навык работы с черновиком (научить видеть и исправлять стилистические ошибки). Сам процесс создания текста был чем-то вроде черного ящика. Каким-то там образом ребёнок выкладывает мысли на бумагу, количество переходит в качество и формируется стиль. А теперь поняла, что стиль формируется в точке напряжения между подражанием и собственным творчеством. И если не давать образцы для подражания и не подкидывать творческие задания, процесс формирования стиля сам собой будет идти очень долго. И ещё надо снабжать пишущего материалом - словами.
Я знала людей, которые поступали с точностью до наоборот: бесконечно развивали креативность и не показывали никаких рамок. Кто-то застревает на этапе построения логики текста и ничем больше не занимается. Даже такие однобокие курсы и то давали результат. У всех дети начинали писать гораздо лучше. Думаю, если постараться учесть все моменты и поработать с группой хотя бы год, результат превзойдёт ожидания.
Словом, идея банальна: отрабатываем отдельно каждый процесс, каждый маленький этап создания сочинения, каждую способность. А потом сводим вместе. И тут самое сложное составить достаточный и не слишком громоздкий список блоков работы.
Начнём с этапов работы над письменной творческой работой.
| Этап | Чему учим | 
| Исследование объекта | Анализ текста | 
| Анализ событий | |
| Построение логики | Формальная логика | 
| Культура дискуссии | |
| Создание текста | Письмо по образцам и шаблонам (мастерство) | 
| Развитие креативности (творчество) | |
| Пополнение словарного запаса ("потому что искусство поэзии требует слов") | |
| Развитие устной речи | |
| Работа с черновиком | Обучение редактированию | 
В правом столбце возник список блоков. Но этого мало. Письмо опирается на некоторые навыки и процессы. Помним о формировании навыка грамотного письма, о развитии познавательных способностей (память, мышление).
И ещё один немаловажный момент. Человек пишет длинный текст с какой-то целью. Отстаивание идей, передача знаний, самовыражение. И цель эту надо не просто обозначить, но и сделать явной для детей. С целью тоже надо работать. А если её нет, создавать мотивацию, хотя бы "игрушечную", учебную. Но лучше настоящую. Чтобы писать на самом деле захотелось.
А теперь о каждом блоке поподробнее. Перечислены упражнения и задания, которые можно предлагать детям в порядке увеличения уровня сложности. Это примерный и далеко не полный перечень возможных заданий. Скорее, иллюстрация простой мысли: работа над развитием речи должна быть системной.
Развитие памяти и внимания
- Онлайн-упражнения на тренировку памяти и внимания.
 
- Игры-разминки на уроках ("Муха", "Кто больше запомнит" и т.п.)
- Тренинг на запоминание дат и имён.
Анализ текста
- Пересказ по фильму.
- Пересказ по тексту.
- Визуализация.
- Анализ образа героя, образа автора, мотивной структуры и т.д.
- Методы анализа: контент-анализ, медленное чтение, визуализация.
- Стилистический анализ.
- Анализ текста с разных исследовательских позиций.
Анализ событий
- Обсуждение мотивов действий героев фильма.
- Обсуждение мотивов действий героев книги.
- Обсуждение мотивов действий реальных людей (по новостям).
- Обсуждение проблем, стоящих за фактами. Подбор и анализ связанных фактов (по новостям).
- Обсуждение глобальных процессов, их причин, особенностей.
- Прогнозирование событий.
- Политклуб.
 
Формальная логика
- Игры на работу с понятиями ("Угадай слово", "Сортировка")
- Решение логических задач (логические загадки, задачи Л. Кэрролла, задачи на соответствие и т.д.)
 
- Составление ментальных карт.
- Подбор и сопоставление тезисов и примеров из набора (скачать карточки для примера)
- Правка текста с логическими и композиционными ошибками).
Письмо по образцам
- Стихи и проза наизусть.
- Подбор подходящих слов (см. материал Клоуз-тест. Как дописать сочинение)
- Составление словарика понравившихся оборотов речи.
- Составление предложений по схемам.
- Стилизация.
- Письмо по логографам.
- Создание средств выразительности.
Развитие креативности
- Рассказ по картинке.
- Задания типа "продолжи рассказ".
- Рассказ из 6 слов (см. материал История в 6 словах. Технология перспективного чтения).
- Визуализация (создание рисунков, арт-объектов, видеороликов по художественным произведениям).
- Задания типа "напиши рецензию на несуществующую книгу".
- Создание собственных сценариев, художественных произведений.
Пополнение словарного запаса
- Работа с фразеологизмами и мемами.
- Расширение кругозора.
- Игры и конкурсы на активизацию словарного запаса (описать что-то, не называя определённых слов, написать как можно больше слов на тему, составить облако слов по ключевому слову и т.п.)
- Игры с толковыми словарями.
- Создание картотеки неологизмов.
- Анализ текстов узкой тематики (поиск и толкование устаревших и диалектных слов, профессионализмов и т.п.)
Развитие устной речи
- Игры на речевое взаимодействие ("Мафия", "Крокодил", "Вертушка", "Да, но..." и т.п.)
 
- Озвучивание эпизодов фильмов ( с собственным текстом).
- Анализ ораторских приёмов (по записи лекций и публичных выступлений видных деятелей культуры, политиков).
- Участие в событии + рассказ о событии (видеоблог о путешествии, фильм о том, как класс сходил на экскурсию и т.п.)
- Дискуссионный клуб с отработкой навыков культурной дискуссии.
Обучение редактированию
- Тавтология. Упражнения типа "зачеркни лишние слова".
- Устранение ошибок в композиции.
- Алогизмы.
- Языковые ошибки.
Целеполагание
- Издание школьной газеты.
- Издание литературного альманаха.
- Волонтёрская деятельность.
- Обсуждение фильмов.
- Исследовательская деятельность и защита проектов.
- Беседы о смысле писательского труда.
Теги: развитие речи, программа, стилистика, анализ текста, креативность, мышление, логика, стиль, письмо по образцам
Автор: Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 898650 от 22 ноября 2016

 
                                        
