тренинг грамотности.png














  Перейти к списку записей 

   Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуМетоды изучения русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Что должно быть включено в курс развития речи

Что должно быть включено в курс развития речи

Недавно как-то начала утрясаться в голове система работы с пишущими детьми. Хочу поделиться мыслями. Думаю, пригодится организаторам литературных лагерей, юнкоровских объединений и языковых частных школ. Вроде, ничего особенного. Всё это мы все знаем, но... забываем и не используем. Или тупо упираемся во что-то одно. А если чётко обозначить все задачи и этапы работы, быстро выстроится программа работы, в которой не упущено ничего важного.

Я лично раньше упускала много важных моментов. Считала, что ребенка надо научить анализировать текст, выстраивать мысль, заставить писать и сформировать навык работы с черновиком (научить видеть и исправлять стилистические ошибки). Сам процесс создания текста был чем-то вроде черного ящика. Каким-то там образом ребёнок выкладывает мысли на бумагу, количество переходит в качество и формируется стиль. А теперь поняла, что стиль формируется в точке напряжения между подражанием и собственным творчеством. И если не давать образцы для подражания и не подкидывать творческие задания, процесс формирования стиля сам собой будет идти очень долго. И ещё надо снабжать пишущего материалом - словами.
Я знала людей, которые поступали с точностью до наоборот: бесконечно развивали креативность и не показывали никаких рамок. Кто-то застревает на этапе построения логики текста и ничем больше не занимается. Даже такие однобокие курсы и то давали результат. У всех дети начинали писать гораздо лучше. Думаю, если постараться учесть все моменты и поработать с группой хотя бы год, результат превзойдёт ожидания.

Словом, идея банальна: отрабатываем отдельно каждый процесс, каждый маленький этап создания сочинения, каждую способность. А потом сводим вместе. И тут самое сложное составить достаточный и не слишком громоздкий список блоков работы.

Начнём с этапов работы над письменной творческой работой.

    Этап     Чему учим
Исследование объекта Анализ текста
  Анализ событий
Построение логики Формальная логика
  Культура дискуссии
Создание текста Письмо по образцам и шаблонам (мастерство)
      Развитие креативности (творчество)
      Пополнение словарного запаса
("потому что искусство поэзии требует слов")
  Развитие устной речи
Работа с черновиком Обучение редактированию

В правом столбце возник список блоков. Но этого мало. Письмо опирается на некоторые навыки и процессы. Помним о формировании грамотности, о развитии познавательных способностей (память, мышление). 
И ещё один немаловажный момент. Человек пишет длинный текст с какой-то целью.  Отстаивание идей, передача знаний, самовыражение. И цель эту надо не просто обозначить, но и сделать явной для детей. С целью тоже надо работать. А если её нет, создавать мотивацию, хотя бы "игрушечную", учебную. Но лучше настоящую. Чтобы писать на самом деле захотелось.

А теперь о каждом блоке поподробнее.

Развитие памяти и внимания.
Грамотное письмо.
Анализ текста. Пересказ по фильму, пересказ по тексту, пересказ по чтению. Анализ образа героя, образа автора, мотивной структуры и т.д. Методы анализа: контент-анализ, ... Стилистический анализ. Анализ текста с разных исследовательских позиций.
Анализ событий.
Формальная логика.
Культура дискуссии.
Письмо по образцам. Подбор подходящих слов, составление предложений по схемам, стилизация. Письмо по логографам. Создание средств выразительности. Стихи и проза наизусть.
Развитие креативности.
Пополнение словарного запаса. Расширение кругозора. Работа с фразеологизмами.
Развитие устной речи.
Обучение редактированию. Устранение ошибок в содержании. Алогизмы. Языковые ошибки.
Целеполагание. Волонтёрская деятельность. Обсуждение фильмов. Исследовательская деятельность и защита проектов. Беседы о смысле писательского труда.

Друзья, статья ещё не закончена. Потерпите, обновите эту страницу через несколько дней.

Теги: развитие речи, программа, стилистика, анализ текста
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 898650 от 22 Ноября 2016
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку





анализ текста Барчан безграмотность вебинары гласные после шипящих диктант для чиновников диктанты дистанционно для взрослых домашнее обучение игра клоуз-текст кризис образования менеджеры методика начальная школа неграмотность нейропсихология онлайн опорные сигналы орфографическое чтение орфография орфография без правил орфография по правилам повышение грамотности правила проверка грамотности программа пунктуация развивающие методики развитие речи русский дистанционно семейное обучение сенсорно-моторные методы словарная работа словарные слова словарный диктант советы родителям Современное образование Сорокина сочинение способы запоминания средняя школа стилистика тест тесты онлайн тренинг тренинг грамотности удвоенные согласные устойчивые обороты фоновый материал фоторамка Шаталов школа