Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.
Что должно быть включено в курс развития речи
Что должно быть включено в курс развития речи
Недавно как-то начала утрясаться в голове система работы с пишущими детьми. Хочу поделиться мыслями. Думаю, пригодится организаторам литературных лагерей, юнкоровских объединений и языковых частных школ. Вроде, ничего особенного. Всё это мы все знаем, но... забываем и не используем. Или тупо упираемся во что-то одно. А если чётко обозначить все задачи и этапы работы, быстро выстроится программа работы, в которой не упущено ничего важного.
Я лично раньше упускала много важных моментов. Считала, что ребенка надо научить анализировать текст, выстраивать мысль, заставить писать и сформировать навык работы с черновиком (научить видеть и исправлять стилистические ошибки). Сам процесс создания текста был чем-то вроде черного ящика. Каким-то там образом ребёнок выкладывает мысли на бумагу, количество переходит в качество и формируется стиль. А теперь поняла, что стиль формируется в точке напряжения между подражанием и собственным творчеством. И если не давать образцы для подражания и не подкидывать творческие задания, процесс формирования стиля сам собой будет идти очень долго. И ещё надо снабжать пишущего материалом - словами.
Я знала людей, которые поступали с точностью до наоборот: бесконечно развивали креативность и не показывали никаких рамок. Кто-то застревает на этапе построения логики текста и ничем больше не занимается. Даже такие однобокие курсы и то давали результат. У всех дети начинали писать гораздо лучше. Думаю, если постараться учесть все моменты и поработать с группой хотя бы год, результат превзойдёт ожидания.
Словом, идея банальна: отрабатываем отдельно каждый процесс, каждый маленький этап создания сочинения, каждую способность. А потом сводим вместе. И тут самое сложное составить достаточный и не слишком громоздкий список блоков работы.
Начнём с этапов работы над письменной творческой работой.
Этап
Чему учим
Исследование объекта
Анализ текста
Анализ событий
Построение логики
Формальная логика
Культура дискуссии
Создание текста
Письмо по образцам и шаблонам (мастерство)
Развитие креативности (творчество)
Пополнение словарного запаса
("потому что искусство поэзии требует слов")
Развитие устной речи
Работа с черновиком
Обучение редактированию
В правом столбце возник список блоков. Но этого мало. Письмо опирается на некоторые навыки и процессы. Помним о формировании навыка грамотного письма, о развитии познавательных способностей (память, мышление).
И ещё один немаловажный момент. Человек пишет длинный текст с какой-то целью. Отстаивание идей, передача знаний, самовыражение. И цель эту надо не просто обозначить, но и сделать явной для детей. С целью тоже надо работать. А если её нет, создавать мотивацию, хотя бы "игрушечную", учебную. Но лучше настоящую. Чтобы писать на самом деле захотелось.
А теперь о каждом блоке поподробнее. Перечислены упражнения и задания, которые можно предлагать детям в порядке увеличения уровня сложности. Это примерный и далеко не полный перечень возможных заданий. Скорее, иллюстрация простой мысли: работа над развитием речи должна быть системной.
Развитие памяти и внимания
Онлайн-упражнения на тренировку памяти и внимания.
Игры-разминки на уроках ("Муха", "Кто больше запомнит" и т.п.)
Тренинг на запоминание дат и имён.
Анализ текста
Пересказ по фильму.
Пересказ по тексту.
Визуализация.
Анализ образа героя, образа автора, мотивной структуры и т.д.
Методы анализа: контент-анализ, медленное чтение, визуализация.
Стилистический анализ.
Анализ текста с разных исследовательских позиций.
Анализ событий
Обсуждение мотивов действий героев фильма.
Обсуждение мотивов действий героев книги.
Обсуждение мотивов действий реальных людей (по новостям).
Обсуждение проблем, стоящих за фактами. Подбор и анализ связанных фактов (по новостям).
Обсуждение глобальных процессов, их причин, особенностей.
Прогнозирование событий.
Политклуб.
Формальная логика
Игры на работу с понятиями ("Угадай слово", "Сортировка")
Решение логических задач (логические загадки, задачи Л. Кэрролла, задачи на соответствие и т.д.)
Визуализация (создание рисунков, арт-объектов, видеороликов по художественным произведениям).
Задания типа "напиши рецензию на несуществующую книгу".
Создание собственных сценариев, художественных произведений.
Пополнение словарного запаса
Работа с фразеологизмами и мемами.
Расширение кругозора.
Игры и конкурсы на активизацию словарного запаса (описать что-то, не называя определённых слов, написать как можно больше слов на тему, составить облако слов по ключевому слову и т.п.)
Игры с толковыми словарями.
Создание картотеки неологизмов.
Анализ текстов узкой тематики (поиск и толкование устаревших и диалектных слов, профессионализмов и т.п.)
Развитие устной речи
Игры на речевое взаимодействие ("Мафия", "Крокодил", "Вертушка", "Да, но..." и т.п.)
Озвучивание эпизодов фильмов ( с собственным текстом).
Анализ ораторских приёмов (по записи лекций и публичных выступлений видных деятелей культуры, политиков).
Участие в событии + рассказ о событии (видеоблог о путешествии, фильм о том, как класс сходил на экскурсию и т.п.)
Дискуссионный клуб с отработкой навыков культурной дискуссии.
Обучение редактированию
Тавтология. Упражнения типа "зачеркни лишние слова".
Устранение ошибок в композиции.
Алогизмы.
Языковые ошибки.
Целеполагание
Издание школьной газеты.
Издание литературного альманаха.
Волонтёрская деятельность.
Обсуждение фильмов.
Исследовательская деятельность и защита проектов.
Беседы о смысле писательского труда.
Теги: развитие речи, программа, стилистика, анализ текста, креативность, мышление, логика, стиль, письмо по образцам Автор:Юлия Фишман Свидетельство о публикации № 898650 от 22 ноября 2016