Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Технологии: русский язык и литература
Автор изображения ID 6689062. Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/users/6689062-6689062/

Какие сайты можно использовать для создания интерактивных заданий

Казалось бы, как далеки русский язык и информатика! Однако появляется всё больше сервисов, которые позволяют сделать урок русского языка и литературы не только нескучным, современным и технологичным, но и более эффективным. Предлагаем несколько идей использования веб-ресурсов на уроках русского языка и литературы.

Оформление презентаций

Самое простое, что нам подарили информационные технологии, - создание презентаций к уроку. Если вы знаете, где брать хорошие иллюстрации, если вы без труда обрабатываете эти иллюстрации (например в Фотошопе), если можете с нуля создать шаблон оформления, и главное (!) - если у вас есть время на эту работу, то вам не нужны какие-то особые программы для создания презентаций к уроку. Хватит и стандартных средств типа PowerPoint. Существуют интернет-сервисы, которые значительно упрощают процесс создания презентаций и экономят время учителя. Популярен сайт Canva

Canva - это графический сервис, который позволяет создавать любые виды презентаций прямо в браузере без установки какого-либо программного обеспечения на компьютер. Ресурс ориентирован на непрофессиональных пользователей, что отражается не только в простоте использования сервиса, но и в детальной системе обучения, которая расскажет о всех возможностях работы с проектами. 

Canva предлагает своим пользователям более 300 000 бесплатных изображений для фона презентаций, более 50 тысяч уже готовых шаблонов и более 35 разных видов шрифтов от рукописных до стандартных. 
Сервис ​предусматривает совместную работу нескольких людей над одним проектом, использование собственных медийных материалов при оформлении слайдов. А это значит, что одну презентацию одновременно могут делать несколько учеников.
Вишенка на торте. Дополнительный функционал: создание плана урока, грамоты, оформление рефератов и выпускных альбомов. Кроме того, если вы ведёте учительский блог, в этом сервисе можно быстро сделать стильные иллюстрации к вашим статьям. Все необходимые размеры уже заданы, выбираете соцсеть и фон, вводите текст - и всё готово!

Выгрузить все можно в таких форматах: PNG, JPG, PDF.


Создание презентации к уроку

Если вы всё же привыкли всё делать сами с нуля и хранить исходники у себя, рекомендуем сток бесплатных фотографий и видеороликов Мы сами постоянно пользуемся этим ресурсом при создании курсов и статей. Огромный выбор профессиональных фото любой тематики.
Видеоролики с этого сайта можно использовать для работы по теме "Описание природы".


Создание интерактивных игр

Дидактические интерактивные игры нужно не просто предлагать детям. Детям нужно поручать создание таких игр! Во-первых, это реально интересно, во-вторых, пока делают игру для других, запомнят материал сами. Не все ребята увлекаются программированием, поэтому мы предлагаем использовать сервис, позволяющий создавать небольшие учебные программы без специальных знаний. Сайт предлагает готовые движки игр, пользователю остаётся только заполнить эти игры своим содержанием.

создание игр для уроков
Если не можете придумать задание, черпайте идеи у коллег. На этом сайте постоянно появляются новые игры и упражнения, их огромное количество. Через каталог отсортируйте задания по русскому языку или по литературе и посмотрите, что сделали другие. То, что создадут ваши ученики, тоже будет доступно всем пользователям сайта без регистрации. Достаточно дать ссылку на упражнение, и его может выполнить другая группа учащихся. Так незаметно можно организовать повторение пройденного: "А давайте сделаем игру для учеников помладше!"

Изучение тематических групп слов


Бесценный инструмент для контент-анализа и работы с тематическими группами слов подарили миру создатели сайта http://sociation.org Введите любое слово и за секунду получите облако тегов по тематической группе:

подбор слов одной тематической группы

То же самое, но поменьше и другое  в движении - в соседней вкладке. Оно живое! За каждое слово можно тянуть, каждое слово можно разворачивать дальше одним кликом.

игра на уроках русского

Здесь нет линейной логики. Очень разветвлённый словарь ассоциаций создают пользователи сайта (читай - носители языка). Это не академический материал, а отражение живого сегодняшнего русского языка. Ежедневно добавляются новые слова и новые связи, вы с учениками тоже можете поучаствовать в этом процессе. И конечно, такой сервис имеет смысл использовать при изучении лексикологии. На этом сайте можно найти материал для серьёзных исследовательских проектов. 
Многие элементы имеют пометы, позволяющие выделить группы слов, вызывающие позитивную или негативную реакцию. Подборка таких слов очень важна для анализа публицистических текстов.

Инструмент для лингвистического анализа

Ещё один инструмент для анализа текста - Национальный корпус русского языка.
Сайт представляет собой громадную библиотеку текстов и механизмы для анализа этих текстов. Например, можно быстро найти фразу, которую использовали разные авторы, что очень помогает для сравнительного анализа текстов. Моментально собирается материал для мотивного анализа по ключевому слову.

Интересна статистика употребления слов. Можно быстро получить график, который покажет, как изменялась "мода" на то или иное слово в течение столетий. Например, этот график показывает, как устаревал глагол "извольте". График составился за доли секунды.

извольте.jpg
Кроме того, вы получите массу таблиц, по которым видно, какие авторы употребляли слово чаще, в текстах каких жанров и на какую тему употребляется слово и т.д.
Можно придумать множество интереснейших заданий для школьных олимпиад по русскому и литературе, а если не хватит фантазии - не беда. Авторы сайта сами проводят олимпиады для школьников, вы можете брать если не готовые задания, то, по крайней мере, идеи. Есть, кстати, и готовые разработки уроков с использованием корпуса.

Облака тегов

Существует много инструментов для создания облака тегов. Нам больше всего понравился вот этот сайт http://www.wortwolken.com/  Работать можно бесплатно. Выбирается тема оформления, шрифт, форма облака. Очень много настроек. Важно, что величина шрифта зависит от частотности употребления слова. Если вы загружаете не набор слов, а текст, сразу получаете частотный словарь. Это важно, если хотите проанализировать мотивную структуру и тематику текста.
А как использовать облака тегов, вы придумаете сами. Мы, например, составляем облака по ключевым словам произведения. Прекрасно чувствуется атмосфера книги. Дети и взрослые с удовольствием угадывают произведение. Не забудьте исключить служебные слова, иначе крупно и по центру будет написано "и", "что" и т.п.
Попробуйте сами угадать произведение:

облако тегов задание по литературе

Облако тегов можно использовать для словарной работы. Можно составлять логические задания типа "найди лишнее" или "найди закономерность". О работе с тематическими группами слов говорилось выше, этот сайт поможет из отобранных слов сделать более красивое и стильное облако.

Игры со словами

Для активизации словарного запаса можно использовать различные браузерные игры со словами. "Балда" всем известна и доступна в соцсетях, но есть более сложные и интересные игры. Некоторые из них предлагают создатели сайта http://www.iqfun.ru/ Там так много всего, что даже не возьмёмся описывать. Просто сами зайдите и поиграйте, и вам захочется предложить такие задания ученикам.

Создание пазлов онлайн

Используйте пазлы в словарной работе. Пока ребёнок складывает слово, запомнит его зрительно.Программа позволяет выбирать количество и сложность деталей. Всё очень просто - загружаете файл с рисунком и нажимаете "создать". Не требуется регистрация. Таймер считает время сборки. Это позволяет устраивать соревнования между учениками на скорость составления пазлов.

Собрать слова из пазлов >>>

пазлы со словами

Создание ментальных карт

Запомните новое слово - майндмэппинг.  Это удобная и эффективная техника визуализации. Ментальные карты можно применять для фиксации идей, анализа и систематизации информации. Что-то типа создания очень разветвлённого плана, только не в линейной записи. Предлагайте ученикам создавать ментальные карты для закрепления материала. Например, можно устроить конкурс на лучшую карту по видам придаточных предложений или по языковым средствам выразительности. 
Легко устроить мозговой штурм на уроке литературы и, используя совместно одну доску, быстро добавить много примеров из текста на заданную тему. Просто шикарно для анализа мотивной структуры произведения. Тут вам и совместная групповая работа, которую требует ФГОС.

Карты размещаются на бесконечных досках и могут расширяться в разные стороны. Поэтому не сложно теорию подкрепить многочисленными примерами. Примеры могут быть в прикреплённых файлах, открытых для совместного редактирования. Так вы используете ещё одну технологию. Обычно сервисы создания ментальных карт позволяют добавлять прямо на доску прикреплённые файлы для скачивания, фото и видео. К анализу эпизода можно присоединить отрывок из фильма-экранизации, а ещё лучше - из нескольких фильмов, чтоб возникло поле для сравнения и дискуссий.
Стрелки могут показывать сеть очень сложных взаимосвязей блоков. Это существенное отличие от линейного плана.

Одна из доступных программ для создания ментальных карт - перейти на сайт и создать ментальную карту >>>

Примеры использования ментальных карт на уроках литературы смотрите в статье Аллы Госсман Информационные технологии на уроках русского языка

Создание анимированных роликов

Рекомендуем для украшения презентаций воспользоваться такой программой. Без специальных навыков можете создать короткий и понятный ролик. Всё просто: загружаете изображение, выбираете карандаш, ручку или руку и наслаждаетесь результатом. Можно подобрать музыку, которая добавляется одним кликом из большой коллекции. Также есть коллекция готовых изображений. Прекрасно подойдёт для создания диалогов героев, схем с пояснениями и т.п.

Можно сделать, например, вот такой мульт.


Автоматический разбор слова по составу

Автоматический разбор слова по составу - вводите слово и немедленно получаете разбор. Можно использовать для самопроверки при выполнении самостоятельных работ.

интерактивные задания по русскому языку


Упражнения на сайте "Могу писать"

И конечно, предлагаем пользоваться тем, что создаём мы. Вот несколько идей использования современных технологий на уроке русского языка:
  • Создайте вместе с детьми личные орфографические словарики. Для начала добавьте те слова, которые запоминаете в этой четверти, потом можно приучить учеников пополнять словарики, работая над ошибками. Вы сразу получите несколько бесплатных автоматизированных упражнений со словами, попавшими в словарики, в разделе Тренинг. Если слово есть в нашей базе, оно попадёт в озвученные задания, если нет - только в зрительные диктанты. Программа анализирует частоту ошибок и предлагает проблемные слова чаще.
  • Справа от вас на этой странице кругляш "Выучить 15 слов". Если у вас маленький экран, возможно, этот кругляш немного мешает читать текст. Это небольшие издержки использования сервиса. Кликните на изображение, и загрузится программка, показывающая 15 слов, случайно выбранных из списка слов для средней школы. Слова постоянно повторяются, так что не обязательно успевать их прочитывать. Работает зрительная память, за пять минут можно запомнить правописание нескольких слов. Транслируйте страницу на большой экран в начале или в конце урока и наслаждайтесь результатами. Если боитесь, что ученики будут отвлекаться, устройте соревнование: кто запишет больше показанных слов. Не закрывайте программу на своём компьютере, чтобы в спорном случае возобновить трансляцию и проверить, было ли какое-то слово. Тогда, кстати, внимание будет предельным и запомнится даже больше, чем при первом показе.
  • Загляните в раздел Мастерская и найдите там "Мастер карточек". При помощи этого инструмента можно легко создавать готовые карточки для игр на уроках русского. Это делает за вас программа. А вот самая сложная часть - подбор слов по заданному критерию - ложится на человека. Предложите детям создать наборы карточек для отработки определённой темы. Тогда им придётся подобрать слова на одно правило или слова одной тематической группы. Вот тут-то и начнётся настоящая работа. Да ещё и карточки получите для следующих уроков. Там же прекрасный "Мастер упражнений"!
  • Выберите интерактивное упражнение в разделе Мои курсы и материалы и выполняйте его совместно с учениками. Кто-то может работать  у доски выполнять задание за вашим компьютером, остальные будут смотреть трансляцию на большом экране и слушать пояснения товарища. Наши упражнения позволяют работать с большим количеством слов за 5 - 10 минут. Например, на этой странице подборка из трёх упражнений. Сначала слабый ученик выполняет очень простую задачу: растаскивает карточки по двум полям в соответствии с выделенными буквами. Если карточка попадёт не на место, прозвучит звуковой сигнал. Ребёнок точно справится с таким заданием, получит позитивный опыт и запомнит по ходу дела несколько слов. Затем эти же слова предлагаются в другом порядке и уже с пропущенными буквами. Можно предложить классу проговаривать слова хором. В момент нажатия на карточку  появляются пропущенные буквы и ученики могут проверить себя. Зрительный диктант можно делать по очереди или одновременно, если у вас компьютерный класс. В открытом доступе небольшая часть упражнений для примера. Чтобы получить систематизированные наборы, покупайте курсы.

Читайте также:

Л. Дмитриева. Страничка литературного героя в соцсетях

Canva для образования: вопросы и ответы



Теги: сайты, интерактивные упражнения, технологии, смешанное обучение, ФГОС
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 1409106 от 20 июня 2018

Возврат к списку


Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Татьяна Семочкина
Добрый день! Очень интересная статья! Попробовала почти все программы для создания упражнений, но вот одна очень интересная программка (создание анимированных роликов) почему-то не работает(. Можно ли как-то обновить ссылку?
С уважением, Татьяна Семочкина
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Юлия Фишман
Цитата
Татьяна Семочкина написал:
Добрый день! Очень интересная статья! Попробовала почти все программы для создания упражнений, но вот одна очень интересная программка (создание анимированных роликов) почему-то не работает(. Можно ли как-то обновить ссылку?
С уважением, Татьяна Семочкина
Скорее всего, программка работала на флеш. Будем ждать, что авторы её обновят.
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений