На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Изображение khamkhor с сайта Pixabay
Изображение khamkhor с сайта Pixabay

Эффективные электронные упражнения по русскому языку

Сегодня использование IT технологий – не только дань моде, но и требование, предъявляемое преподавателям в школах. Есть масса новых интересных методов работы на современном уроке русского языка и литературы. Но начинает складываться ситуация, что использование этих методов порой превращается в самоцель. Вот о чём хочется сегодня сказать.

Начнём с обзора. Как можно использовать компьютерные технологии на гуманитарных предметах? Кроме банальной демонстрации презентации, конечно.


Использование компьютера на уроках русского и литературы

  • Электронные упражнения – специально созданные короткие задания, не требующие использования дополнительных программ, имеющие заданный правильный ответ или предполагающие единственно верный образ действий.
  • Поиск информации по заданной теме в интернете, подготовка докладов.
  • Использование программ, помогающих анализировать текст: поиск частотных слов, совпадающих конструкций и т.п.
  • Подбор и анализ языкового материала с помощью инструментов для лингвистического анализа.
  • Создание  страниц литературных героев в соцсетях, общих презентаций, географических и ментальных карт, коллекций файлов, и т.д.
  • Создание видеороликов, аудиоспектаклей, мультфильмов по литературным произведениям.
Посмотреть более полный список можно в статье Цифровые технологии. Русский язык

В этой статье я буду говорить только об электронных (компьютерных) упражнениях.

Эффективность электронных упражнений

Как правило, разработчики компьютерных программ переносят имеющиеся учебники с бумаги на экран, не учитывая, что упражнения из бумажного учебника вовсе не обязательно будут так же эффективны в электронном виде. Однако программы пишут обычно программисты, которые не разбираются в методике преподавания. В результате учителя и ученики получают некачественный продукт и затрачивают на некоторые темы больше времени, чем раньше, при работе без компьютера (либо теряют качество обучения). При этом технические возможности, которые можно и нужно использовать, разработчиками и педагогами игнорируются.

Исключение составляет древняя программа «Грамотей-ПРОФ». Создатели этого тренажёра (НГШ «Эрикос») вдохновили меня когда-то на разработку чего-то подобного. Также мне нравится, что делают коллеги на сайтах "Верные слова" и "Русский язык на 5". Подскажите, если я что-то пропустила. Но больше тренажёров, позволяющих действительно получить лучшие результаты за то же время, я не нашла. 

Однако в школах навязывают сотрудничество с сайтами, на которых дети якобы сами могут повторить и даже изучить материал, а качество этого материала оставляет желать лучшего. Ничего, кроме удобного контроля, большинство таких сайтов не предлагает. По-моему, ситуация тревожная. Мы начинаем подменять формой содержание.

Почему важно говорить об эффективности упражнений? Потому что процесс письма рукой ценнее для развития мозга, чем использование экрана и клавиатуры. Не мне вам об этом рассказывать. Пересаживая ребёнка от тетради к монитору, мы делаем огромный шаг назад. И если мы это делаем, то должны предложить что-то настолько действенное, что позволит за то же время два-три раза шагнуть вперёд. Использование компьютерных упражнений на уроках русского языка должно быть обусловлено высокой эффективностью заданий. Однако далеко не все преподаватели осознают это. Многие используют компьютер ради требований ФГОС, ради мотивации учеников, чтоб урок был современным и даже просто ради того, чтоб отдохнуть на уроке. Всё, как мы хотели в детстве: запустил программу - и свободен. Вкалывают роботы, а не человек. Но при этом теряется драгоценное время урока. Создаётся только видимость процесса обучения.

Как оценить эффективность конкретного упражнения?

Предположим, мы предлагаем ребёнку вставить пропущенную букву в слове. Посчитаем количество действий на компьютере:

  1. подвести курсор к пропуску (обычно это окошечки или многоточия),

  2. кликнуть, чтоб установить курсор,

  3. нажать нужную клавишу,

  4. в некоторых случаях стереть точки или удалить пробелы,

  5. подвести курсор к кнопке "проверить",

  6. нажать кнопку "проверить".

Мы посчитали: на 1 букву уходит 4 секунды. А если таких слов 10? А если 100? Это очень медленно. А теперь представьте, что вы распечатали эти слова, а ребёнок вставляет пропущенные буквы ручкой. Он будет работать гораздо быстрее. И будет писать при этом рукой, что немаловажно! Выходит, в таком случае использование компьютера не имеет смысла. И это я ещё не говорю о том. что его надо включить, программу загрузить, авторизоваться. И тут не обойдётся без вечного: "А у меня не загружается...", "А у меня разрядился ноутбук/телефон/планшет" и т.д. 
А как же автопроверка? - спросите вы. На индивидуальном занятии с раздаточным материалом преподаватель успеет проверить правильность выполнения задания прямо во время работы у 1 - 3 учеников. Но если перед ним класс 20 человек, компьютерная автопроверка, конечно, сэкономит время урока. Однако ресурсы ученика не экономятся. Всё же возиться с техникой на уроке при наличии только такого упражнения я бы не советовала.


упражнения на компьютере по русскому

Но это не всегда так. Вот упражнение типа "разложи карточки". Ученику предложили разложить на 2 группы по выделенной гласной 200 карточек. При работе с маленькими бумажными карточками ученик берёт каждую в руки, переворачивает, роняет и.т.д. Карточки не влезают на стол, их приходится смещать, на что тоже уходит время. При работе на компьютере тот же ученик делает только одно очень короткое движение: жестом или при помощи мыши перетаскивает карточку в определённую область.

онлайн-тренажёры по русскому языку

Одна из целей работы сайта «Могу писать» – разработка электронных курсов, которые помогут учителям добиться результата при меньших временных затратах.

Такие упражнения и курсы в рамках работы над проектом будем называть эффективными.
Неэффективными будем называть упражнения, если при устной работе или работе на бумаге задачи решаются быстрее и качественнее.

Стоит учесть, что в условиях отсутствия преподавателя (при домашнем обучении или самообразовании) неэффективные упражнения всё же имеет смысл выполнять ради автоматической проверки.

Возможности, которые дают ИТ-технологии

  • Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты).•Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
  • Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени).
  • Анимация текста (появление текста по буквам, абзацам или плавное исчезновение текста дают возможность создавать эффективные упражнения для работы с дисграфиками).
  • Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при  анализе ошибок).
  • Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).
  • Таймер помогает соблюдать регламент.

Посмотрим, как можно использовать эти возможности.


Если хотите, сами немного понажимайте, чтобы понять что к чему.

Методом проб и ошибок за пять лет работы сайта мы нашли слагаемые эффективности упражнений по русскому языку и обрисовали область применения таких упражнений.

задания на компьютере по русскому языку

Область применения электронных упражнений

  • орфоэпия (очень эффективно),
  • орфография (очень эффективно в тренинге),
  • развитие познавательных способностей (очень эффективно),
  • пунктуация (только определение типов конструкций),
  • стилистика (только обнаружение типичных ошибок),
  • литература (только проверка знание текстов, имён, дат, определений),
  • чтение (техника чтения, коррекция дислексии),
  • логопедия (синхронизация полушарий мозга при коррекции дисграфии).
Если вы делаете синтаксические разборы, учитесь анализировать текст, работаете над развитием речи, редактируете сочинение, откажитесь от электронных упражнений на таких уроках совсем. Такая работа требует постоянного контакта с преподавателем. Должны быть обсуждения вариантов, спор и поиск истины, визуализация, выразительное чтение, эмоции. А вот для тренировки и повторения точной информации электронные упражнения очень хорошо подходят.

Типы эффективных упражнений

  • Орфографическое чтение с диктором (метод орфографического чтения П. Тоцкого).•Орфоэпическое чтение.
  • Сортировка (сначала с подсказками, потом с пропущенными буквами).
  • Проверь себя (мгновенное предъявление правильного ответа).
  • Зрительный диктант с таймером.
  • Выбор буквы с таймером (1 – 2 секунды, 1 клик/жест).
  • Зрительное запоминание бегущих слов.
  • Тесты типа «порядок» и «соотнесение» (на этапе запоминания информации).
  • Перетаскивание слов на места.
  • Выделение мышкой части слова, нужного слова, определённых синтаксических конструкций (1 жест/клик). 
Кроме того, существуют достаточно полезные упражнения, которые не могут иметь аналогов на бумаге. Такие упражнения существуют только в электронном виде: «руки вверх», «цветные слова», «пульсация» - синхронизация работы полушарий, «успей прочитать», «титры» – при работе с техникой чтения, тренажёры памяти и внимания.

А вот типы упражнений, которые я считаю неэффективными. Они имеют смысл только при обучении без преподавателя (если некому проверить). Если вы преподаватель, не используйте задания такого типа на уроке. Лучше предложите бумажный аналог.

Неэффективные упражнения

  • Вставка пропущенных букв вместо точек или в окошечки.
  • Упражнения типа «строка», где требуется вписать в окошко слово или словосочетание, в т.ч заполнение таким образом таблиц, разделение слов на группы.
  • Упражнения типа «строка» для проверки пунктуации.
  • Тесты типа «одиночный выбор» и «множественный выбор».
  • Выбор варианта с выпадающим списком.
  • Расстановка знаков препинания или выбор знаков с окошечками.
  • Любая проверка знания теоретического материала (устная теоретическая атака эффективнее).

Рекомендации преподавателям по использованию компьютерных упражнений на уроках русского языка и литературы:

  • Электронные упражнения должны занимать не более 30% урока.
  • Подряд не более 3 упражнений. Желательно, чтоб задания были связаны темой и шли от простого к сложному.
  • Дублируйте электронные задания письменными работами. Например, включите слова из упражнения в словарный диктант или задание на распечатке.
  • Не набирайте разрозненные упражнения с разным дизайном, интерфейсом, без продуманной логики движения ученика. Выберите выстроенный курс и методично включайте задания из него в уроки и домашнюю работу.
  • При выборе курса, комплекса заданий замерьте скорость выполнения упражнений в двух вариантах: с компьютером и без него. Взвесьте плюсы и минусы.
  • Применяйте электронные упражнения только для тех задач, для которых такая работа эффективна. Это тренинги и проверка знаний (определения, даты, имена и т.п.)
  • Если нет компьютера на каждой парте, упражнения можно транслировать на экран и выполнять по очереди.
  • Прекратите выполнение упражнения, если ребёнок почувствовал физический дискомфорт.
  • Не предлагайте задания с быстрой сменой кадров, если в группе есть дети, страдающие эпилепсией.



Теги: онлайн, упражнения, эффективность, Фишман
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 5133634 от 13 января 2020

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений