архивы вебинаров.jpg




  

Мини-курс  "Безударные гласные"

безударные гласные.png
65 интерактивных упражнений
15 текстовых диктантов
240 корней
упражнения озвучены
автоматизация навыка
400 рублей
 

 Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Цифровые технологии. Русский язык

Цифровые технологии. Русский язык

Лет пятнадцать назад одной школе шефы, как на грех, подарили ноутбуки для оборудования всех классов начальной школы. И я писала газетный материал о внедрении информационных технологий в учебный процесс. Пришла брать интервью у учительницы, а она сидит и плачет. Материальная ответственность на ней большая (ноуты прятались в большой железный шкаф в кабинете), как использовать компьютеры на уроке не понимает, для зарядки надо задерживаться на работе. В общем, одни минусы. А начальство требует внедрения: шефам же надо показать, как пригодился подарок. Вот и журналистку прислали. Урок с использованием техники поверг меня в ужас. Дети не просто разбирались в программах быстрее учителя, а на порядок быстрее, и глумились откровенно. На русском языке долго раздавали ноутбуки на парты, путаясь в проводах, потом вспоминали пароли, потом наконец загрузили ворд с подготовленным документом. Всё это ради того, чтобы вставить в несколько слов пропущенные буквы. Ворд, разумеется, подчёркивал неправильные варианты, поэтому все выполнили работу на пять. Потом запустили для просмотра презентацию, но времени не хватило: прозвенел звонок. Продиктовать эти несколько слов, собрать и проверить задания можно было минут за десять, и результат, понятно, был бы другим. К чему я это сейчас вспомнила. Наступает эра смешанного обучения. Учителей заставят использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой будут попросту терять время урока. Нам очень хочется помочь таким учителям, потому что есть эффективные компьютерные упражнения для русского и литературы. Не обязательно жертвовать качеством работы ради отчёта. Напротив, качество можно повысить.

Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.

Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы

  • Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).
  • Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).
  • Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).
  • Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).
  • Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).
  • Формирование универсальных навыков.

Возможности, которые дают  цифровые технологии

  • Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты).
  • Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
  • Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени).
  • Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).
  • Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).
  • Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).

Обучение при помощи цифровых технологий на уроках русского языка и литературы

Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать? А вот смотрите:
  • показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,
  • предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,
  • предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,
  • задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,
  • предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,
  • предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например "Парочки",
  • предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),
  • предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения, 
  • создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),
  • создавать общие презентации,
  • создавать ментальные карты,
  • создавать профили литературных героев в соцсетях, 
  • создавать хронологические ленты (история литературы),
  • создавать лендинги - презентации литератрурных произведений,
  • создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,
  • создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),
  • создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках,
  • создавать читательские дневники в блогах,
  • создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам, 
  • создавать учебные мультфильмы,
  • создавать радиоспектакли,
  • анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),
  • работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,
  • изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова...
Этот перечень можно продолжать и продолжать. Технологии дают возможности, дело за вашей фантазией.

Рассмотрим несколько примеров. Вот упражнение для быстрой самопроверки. Ребёнок должен проговорить слово орфографически, потом нажать на карточку и оттащить её в строну. В задании несколько десятков слов. Время выполнения - 2-4 минуты. 



Если бы такое упражнение выполнялось на бумаге, для организации мгновенной проверки пришлось бы изготовить карточки с ответами на обороте. Чтобы ответ не просвечивал, бумагу надо бы было использовать плотную. Каждую карточку ребёнок брал бы в руки, переворачивал, снова переворачивал. Время выполнения задания увеличилось бы в разы. Кроме того, гору карточек надо бы было хранить в коробках. У меня шкаф забит этими коробками с прошлого века.

Сколько времени вам потребовалось бы на организацию зрительного диктанта для всего класса без компьютера? Если давать один вариант на всех, надо заранее написать предложение на доске, закрыть его и последить, чтоб на перемене никто не подсмотрел. На уроке открыть доску, засечь время, снова закрыть, собрать листочки для проверки или надеяться на качественную самопроверку. Максимум можно дать 2 таких предложения, потому что укромных мест на доске ровно два (если доска вообще закрывается). Чтобы раздать каждому свой вариант, надо потратить минут пять, а потом следить, чтоб все перевернули листочки и не списывали. В общем, одна возня, поэтому мало кто использует зрительные диктанты, хотя все понимают, что такая работа очень полезна. Автоматизированный зрительный диктант вместе с проверкой занимает не более 2 минут на одну фразу, причём фраз предлагается огромный набор:





А такое упражнение вообще никак не сделать без компьютера. Согласитесь, оно эффективно, если вы работаете над скоростью чтения.



Приведённые упражнения содержатся в различных курсах сайта "Могу писать". У нас подобных упражнений сотни. Читайте описания курсов. Есть бесплатные демонстрационные варианты в разделах Учебники и Упражнения.

А вот пример использования гуглкарт (преподаватель Л. Дмитриева, г. Пермь). Путеводитель по горду N (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (8 кл.). Тут и визуализация, и метапредметность, и работа в группах, и использование технологий. Сделаны все обязательные отжимания, а эффективность работы только выросла.

Творите, друзья, и делитесь результатами труда с коллегами на сайте "Могу писать". Ждём ваших материалов в разделе К уроку - Ссылки на проекты!

Читайте также:

Ю. Фишман. Каккие сайты можно использовать на уроках русского языка и литературы
Л. Дмитриева. Страничка литературного героя в соцсетях
А.Госсман. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
Л. Дмитриева. Гуглдоки на уроках русского языка и литературы



Теги: ЦОР, цифровые технологии, русский язык, школа, смешанное обучение, технологии
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 2769621 от 20 Июля 2018
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку





6 слов 9 класс анализ текста Барчан безграмотность билингвы веб-ресурсы вебинары виды диктантов гласные после шипящих грамотность гуглдоки движение деятельностный подход диктант для чиновников диктанты дисграфия дистанционно для взрослых домашнее обучение игра интерактивные упражнения информационные технологии итоговое собеседование итоговое сочинение клоуз-текст контрольный диктант креативность кризис образования Кудрявцева курсы для преподавателей логика менеджеры ментальные карты методика методика Ховарда мотивация мышление начальная школа неграмотность нейропсихология облако тегов онлайн опорные сигналы орфографическое чтение орфография орфография без правил орфография по правилам пальчиковые игры перевёрнутый класс письмо по образцам повышение грамотности Попова правила предупредительный диктант проверка грамотности программа пунктуация работа в группах развивающие методики развитие моторики развитие речи ребусы русский дистанционно русский язык Савченко сайты семейное обучение сенсорно-моторные методы сжатие информации словарная работа словарные слова словарный диктант смешанное обучение советы родителям Современное образование современные технологии Сорокина сочинение способы запоминания средняя школа стилистика стиль творчество текст текстовый дикатнт тест тесты онлайн технологии тренинг тренинг грамотности удвоенные согласные устная речь устная часть 9 класс устный экзамен устойчивые обороты ФГОС фоновый материал фоторамка цифровые технологии ЦОР ШАГи Шаталов школа