Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.
Изображение kalhh с сайта Pixabay
Электронный учебник. Каким он должен быть
За последнее время в образовательный процесс ворвался свежий ветер в виде компьютерных возможностей.
Начали создаваться компьютерные уроки. Дальше – больше. Школу заполонили интерактивные доски. Почти в каждом кабинете появилась смарт-красавица. Проекторы стали нашими закадычными друзьями. Многие руководители от образования сделали царский подарок учителям своих регионов – каждому подарили по ноутбуку! Словом, нас просто вооружили с головы до ног.
А дальше – парадокс. Оружие есть – «стрелять» нечем!
Электронный учебник должен позволять работать в системе
Содержательное наполнение компьютеризированного процесса никак не успевает за скоростью оснащения школ всеми технологическими подарками современности. Смарт-доски используются чаще всего как экраны. Проекторы скучают по очень простой причине: нечего показать.
А как же огромное количество выставленных в интернете электронных материалов?
Любой предметник вам ответит: всё это методические эпизоды, резерв которых исчерпывается после одного-двух уроков. Можно найти подборку проверочных тестов. Можно для разнообразия использовать пару взятых из Интернета ЦОРов, скачать презентации… Но всё это не даёт возможности использовать цифровые материалы в системе.
Оружие есть – «ЗАРЯДИТЬ» нечем!
В учебнике должны быть компактные схемы
Думаю, читатель понимает, что, когда мы имеем схему в электронном виде, преимущества работы многократно возрастают. Электронный учебник даёт пользователю возможность схему свернуть, развернуть, сократить, уменьшить, увеличить, подчеркнуть главное нужным цветом.
Во время выполнения упражнений схема должна быть на экране перед классом. Эта та «идеальная шпаргалка», которой не просто можно, а нужно все время пользоваться.
Должны быть задействованы все виды памяти
При изучении материала будут «работать» все виды памяти ребёнка. Дети-визуалы и дети-аудиалы работают на равных, так как учитываются ведущие модальности учеников.
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ (ученик слышит объяснение по схеме)
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ (схема является постоянной зрительной опорой для ответа);
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (ученик выстраивает устный ответ-пересказ по изучаемой теории);
МОТОРНАЯ ПАМЯТЬ (на стадии закрепления ученик рисует схему по памяти);
ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ (символика схемы предполагает подключение ассоциативного мышления).
Если вы преподаёте, используя новые технологии и грамотно составленные методические материалы, эффект вашего преподавания резко возрастает. Меняется время - меняется сознание учеников. Наше, учительское, сознание должно меняться ещё быстрее. Безвозвратно уходят в прошлое такие школьные символы, как перепачканные мелом пальцы и доски, на которых сквозь меловые разводы едва видны слова.
Мы должны использовать новые возможности в обучении!
В нашем учебном центре «Современное образование» мы создали электронные учебники по русскому языку, в которых возможностей для преподавателя столько, сколько необходимо для создания системного обучения.