архивы вебинаров.jpg




  

Мини-курс  "Безударные гласные"

безударные гласные.png
65 интерактивных упражнений
15 текстовых диктантов
240 корней
упражнения озвучены
автоматизация навыка
400 рублей
 

  Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Русский язык в схемах
Схемы автора

Универсальные опорные конспекты по разделу «Морфология»

Если вы ищете сводные таблицы по русскому языку, обратите внимание на пособие Теоретический материал по орфографии и пунктуации в виде схем, опорных сигналов, таблиц.

Далее будет описание методики работы со схемами по русскому языку, предложенной Фаилёй Ситдиковой.

В последние годы, как на уроках устного цикла, так и на уроках русского языка, намечается тенденция к снижению речевой активности учащихся. Все реже можно услышать правильно построенную монологическую речь ученика научного стиля. Словарь школьников зачастую беден. Недостаточно используется специальная терминология.  Проблема речевой грамотности обучающихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку, тем более, когда с внедрением в школах национального компонента, количество часов на преподавание русского языка значительно сократилось.

Выдвинутые методические задачи можно реализовать в процессе применения различных наглядных пособий, в частности обобщающих таблиц, которые развивают творческое мышление обучающихся, активизируют речевую активность ребят и способствуют повышению их речевой грамотности.

В журнале «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины» в течение ряда лет (в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века) печатались таблицы, созданные старшим научным сотрудником Донецкой лаборатории интенсивных методов обучения НИИ АПН бывшего СССР  Ю.С.Меженко.

Опорные конспекты Меженко Ю.С. представляют собой закодированную запись изучаемого параграфа по той или иной теме, но не темы в целом.  Несколько лет работы по ним показали, что такое раздробление учебного материала нецелесообразно, малоэффективно и очень неудобно при повторении изученного в старших классах. И я пришла к следующему выводу: в каждой обобщающей таблице должен быть отражен весь учебный материал темы или раздела. И такая таблица должна стать универсальной, чтобы ею могли воспользоваться и пятиклассник, и выпускник школы.

Идея унифицировать уже существующие таблицы у меня зародилась после знакомства с учебным пособием «Русский язык. Теория» под редакцией В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой, в котором  авторы в разделе «Морфология» в занимательном рисунке показали, что все части речи «держатся» на трех китах:

  • общее грамматическое значение;

  • морфологические признаки;

  • синтаксическая роль.

Таким образом, мои таблицы основаны на «трех китах» В.В.Бабайцевой и графических сигналах и знаках Меженко Ю.С. Цель этих таблиц –  предельно компактное изложение теоретического материала по всей теме.


Разработка и составление обобщающих схем по русскому языку 

Разработка таблиц и схем проходит в несколько этапов:

  • подбор фактического материала;

  • выделение основных понятий;

  • кодирование материала.

Составленные мной более двадцати лет назад таблицы прошли разноплановую проверку в учебной деятельности. Я их апробировала в работе с отдельно взятыми классными коллективами, с группой учащихся и в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. Экспериментальная прокатка обобщающих таблиц подсказала варианты их перекомпоновки, перестройки отдельных частей, блоков, упрощения некоторых элементов, введения новых.

Как пользоваться опорными таблицами и схемами по русскому языку

Русский язык в схемах помогает учащимся быстро запомнить материал. В последние годы трудно от ребят добиться, чтобы они правила наизусть заучивали: загружены уроками, дополнительными занятиями, да и не всегда на уроке время можно уделить этой форме работы. А с опорными таблицами все просто! Сначала вместе с соседом по парте таблицу разбирают, пользуясь учебником, потом, по таблице каждый друг другу рассказывает. К следующему уроку ребята такую монологическую речь выдают – заслушаешься! На уроке за пять минут половина ребят оценки успевают получить: вторая половина оценивает. Дети всегда строже оценивают, и сами готовятся серьезнее, если будут знать, что одноклассники не простят ошибок.

Что касается изучения орфограмм на уроках русского языка, здесь у меня тоже свои обобщающие таблицы имеются. Тему «О, Е, Ё после шипящих» даю сразу, на одном уроке. А в дальнейшем отрабатываем навыки применения правил о том, что после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных под ударением нужно писать О, а без ударения Е. А в корне слова и в глаголах – Ё. Правописание НЕ с разными частями речи обучающиеся тоже, на мой взгляд, должны видеть в полном объеме. 


Посмотрите на пример сводной схемы по русскому языку.

русский язык в схемах      

Скачать схемы по русскому языку Ф. Ситдиковой



Теги: Меженко, опорные сигналы, Ситдикова, русский язык
Автор:  Фаиля Ситдикова
Свидетельство о публикации № 4020705 от 22 Февраля 2019
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку