Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуАнализ литературного произведения
Все пособия продаются только в электронном виде. 
Если будут проблемы с оплатой, звоните 8(343)3454925,  +79676394925 ("Билайн") с 14 до 19 по Москве. Ответит наш менеджер. Также можете обратиться с вопросом по оплате к онлайн-консультанту.


Анализ литературного произведения
Количество страниц: 98 формата А4
Формат электронной версии: pdf
Возрастные ограничения: 12 +
310 руб
Описание курса

Данное пособие посвящено проблемам анализа литературного произведения в школе. Пособие содержит программу курса по выбору для старшеклассников, алгоритмы анализа, дидактические материалы, а также рекомендуемую литературу для самостоятельного изучения. Тексты, предложенные в пособии, не входят в образовательный минимум, относятся, в основном, к современному литературному процессу и могут быть использованы учителем в дополнение к основной программе.

Пособие адресовано учителям и учащимся, которые заинтересованы в углублённом изучении литературы, хотят лучше подготовиться к ЕГЭ или олимпиаде по литературе.

В сборнике "Анализ литературного произведения" вы найдёте

  • Опорные схемы.

  • Планы анализа произведения.

  • Задания повышенной сложности.

  • Списки литературы.

  • Короткие произведения и отрывки произведений для анализа.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование

Посмотреть несколько страниц для примера


Рекомендации по работе с учебным пособием

«Анализ литературного произведения»

 

Данное пособие посвящено проблемам анализа литературного произведения в школе и предназначено как для учителей, так и для учащихся.

Учителя могут воспользоваться материалами пособия:

1) в рамках спецкурса для старшеклассников по анализу литературного произведения (для этого в пособии имеется модульная программа с учебно-тематическим планом, соответственно, количество часов может варьироваться),

2) во время уроков изучения теоретико-литературных понятий (для этого даются схемы и таблицы, алгоритмы разных видов литературоведческого анализа),

3) с целью изучения современной русской литературы, так как в большинство случаев предлагаются образцы анализа текстов литературы 1990-х – начала 2000-х годов,

4) при подготовке учащихся к олимпиадам и ЕГЭ по литературе (пособие помогает освоить терминологический минимум, необходимый для выполнения заданий с коротким ответом, и написать сочинение (вариант 17.4) по новейшей отечественной литературе).

Учащиеся могут самостоятельно использовать пособие для подготовки к олимпиаде или ЕГЭ, при необходимости обратиться к основной и дополнительной литературе, которая предлагается после изучения каждой темы. Однако контроль качества выполнения задания и усвоения материала лучше доверить учителю-предметнику или любому другому специалисту.

Кроме этого, пособие может быть полезным и для учителя, и для учащегося в процессе написания научной работы по литературе, т.к. важнейшим этапом исследования является изучение тех литературоведческих понятий и терминов, которые необходимы как инструменты анализа выбранного объекта.

Рассмотрим подробнее, как работать с пособием, на примере одной из глав - «Содержание литературного произведения». Вначале предлагается познакомиться с разными научными определениями понятия «тема». При их сравнении внимание должно быть обращено на общее и различное. Это поможет в итоге сформулировать своё понимание данного содержательного компонента. Затем важно соотнести понятия «тема», «проблема» и «идея». Далее необходимо разобраться в том, что такое «пафос» и какие его разновидности бывают. Для этого нужно обратиться к схеме. Если суть видов пафоса неясна, нужно обратиться  к научным источникам: учебникам Г.Н. Поспелова «Введение в литературоведение» (М., 1976, 1983, 1988. Гл . IV), А.Б. Есина «Принципы и приемы анализа литературного произведения» (М., 1999. С. 34-75) или Е.Г. Руднева «Пафос художественного произведения (из истории проблемы)» (М., 1977).

 Следующий этап – знакомство с алгоритмом анализа содержания литературного произведения и выполнение заданий по определению темы, проблемы, идеи, пафоса. В завершение даётся образец анализа содержания на примере стихотворения Ф. Тютчева «Silentium» и предлагается сделать аналогичный на примере одноимённого текста О.Э. Мандельштама.

Особое внимание хочется уделить главе «Речевая организация художественного текста». В ней схематично представлены две группы выразительных средств – тропы и фигуры речи. Этот материал может быть использован для подготовки и к ЕГЭ по русскому языку. В целях отработки умения определять тот или иной стилистический приём даются вначале образцы выполнения заданий, а затем тренировочные задания без ответа.

За пределы традиционного школьного терминологического минимума позволяет выйти глава «Интертекст литературного произведения». Необходимость обращения к интертексту сегодня продиктована тем, что это понятие в современном литературоведении одно из востребованных в отношении не только современной литературы, но и классики. Неслучайно его активно используют в олимпиадных заданиях.

Завершает пособие глава «Роды литературы». Она позволяет обобщить ранее сказанное. Таблица может быть предъявлена учащимся как в готовом виде, так и с частично пустыми клетками. В последнем случае у учителя появляется возможность определить качество усвоения материала.


Смотрите также:

А.Д. Баландина. Работа с текстами на уроках. Сборник презентаций

А.Д. Баландина. Материалы для исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

А.Д. Баландина. Анализ художественного текста. Комплект материалов

А.Д. Баландина. Подготовка к ЕГЭ по литературе. Онлайн-курс

Е.А. Князева Чтение без границ

И.В. Фазиулина. Русская поэзия XVIII-XIX веков в зеркале отечественной филологии


ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Оставить отзыв

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Отзывы

Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Алла Баландина
 / 
Пособие Евгении Александровны Князевой хорошо структурировано, теория изложена ёмко, алгоритмы анализа понятные. Радует хорошая подборка текстов,  которые сопровождаются вопросами, заданиями. Использовала эти материалы неоднократно на спецкурсе по анализу художественного текста в старших классах. Рада, что теперь книгу пермского ученого смогут прочитать многие коллеги!
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Светлана Абрамова
 / 
Давно искала подобное пособие. Спасибо автору и сайту "Могу писать". Не разочаровываете. Всем рекомендую книжку. Мне понравилось больше, чем те бумажные издания, которые предлагают крупные издательства.
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет


После оплаты вы получите купленные файлы по электронной почте на адрес, который укажете при оформлении заказа или в профиле в личном кабинете. Убедитесь в том, что указываете свой адрес. Кроме того, все ссылки на доступные ресурсы отражаются в разделе Мои курсы и материалы. Если вы не получили письмо с материалами, просто откройте эту вкладку.

Цену пособий определяют авторы.
Пожалуйста, содержание пособий обсуждайте с авторами.
Приглашаем авторов пособий по русскому языку к сотрудничеству. 
Пишите: admin@mogu-pisat.ru