Запомни!
Вебинары для преподавателей русского языка
Самодостаточные лингвистические задачи
Готовим и готовимся к конкурсу "Русский медвежонок"
Все школьники и учителя знают о конкурсе «Русский медвежонок». Любители русского языка и лингвистики ещё знают о Турнире Ломоносова, Высшей пробе, Традиционной олимпиаде по лингвистике и Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Что их объединяет? Нередко в них можно встретить задачи и рядом не лежащие со «школьным русским». Для одних это глоток свежего воздуха (это вам не «вставьте пропущенные буквы»!), для других — повод для возмущений (как это «переведите с древнерусского» в пятом классе?) На занятиях мы разберём, в чём суть таких задач, почему их почти не бывает в школе (и это плохо) и за что их тогда обожают (и это хорошо)!
Ведёт вебинары Евгений Бикмаев - один из авторов лингвистических задач конкурсов "Русский медвежонок", "Высшая проба" и "Знаника".
2 часть
Мы продолжаем наш курс по русскому языку и лингвистике на материале лингвистических задач для учителей и школьников. Первые четыре задания мы провели в октябре–ноябре. Каждое из новых четырёх занятий параллельно связано с предыдущим занятием того же номера. Например, на первом занятии осенью мы говорили о фонетике, следующий уровень — морфемика; на втором — о грамматике и семантике, и теперь остановимся именно на семантике; на третьем — о современной карте распределения всех языков, и теперь рассмотрим историю становления русского языка. Четвёртое занятие будет с чистого листа: поговорим о норме.
Курс будет полезен любителям лингвистических задач и олимпиадных заданий. Готовим и готовимся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку вместе!
Расписание занятий
Занятия проходят в 15:00-17:00 МСК по воскресеньям
20 января 2019. Русская морфемика. Зрим в корень
27 января 2019. Семантика. В чём смысл?
3 февраля 2019. История грамматики. От еров до смайликов
10 февраля 2019. Стандарт и живая речь. Для чего нужна норма?
План занятия: теоретический минимум — разбор задач — дискуссионные вопросы.
Презентации прошедших вебинаров
Введение. Русская фо[нэ]тика. Премудрости в квадратных скобках.
Семантика и грамматика. Ищем смысл в языковых единицах.
Ключ к другим языкам. Как мы понимаем новый язык?
Игры и головоломки. Разные задачи.
Морфемика. Зрим в корень.
Перед занятием желательно никак не готовиться: не открывайте задачи прошлых лет и их ответы. Можно подготовить вопрос по теме.
Вы получите все материалы курса бесплатно.
3 часть
В этой части курса мы продолжаем узнавать-вспоминать-обсуждать-решать совсем свежие и старые добрые лингвистические задачи по разным отраслям языкознания. Напоминаю, что мы проводим встречи циклами по четыре вебинара, и это третий цикл.
Чем мы занимаемся?
* Разбираемся, в том, что такое самодостаточные лингвистические задачи.
* Следим за свежими задачами, их подборками, разборами, конкурсами и олимпиадами.
* Вспоминаем не потерпевшие игровой остроты и смысловой свежести старые задачи.
* Решаем или разбираем готовые решения задач.
* Создаём дополнительные материалы или скачиваем их готовыми для знакомства и вербовки новых любителей.
Зачем мы этим занимаемся? Мы не знаем. Мы получаем удовольствие от насыщения навыками и погружения в особую атмосферу. Почему рыба любит воду? Она не знает.
Где это пригодится? На лингвистических конкурсах и олимпиадах (Русский медвежонок, Высшая проба, Квантик и подобные). На уроках — для развития логического мышления и эффективного усвоения знаний.
Кого мы приглашаем? Учителей — узнать новые способы подачи теории и получить опорные материалы. Учеников — порешать лингвистические задачи и повторить теорию русского языка или углубить свои знания. Всех любителей лингвистики и логики.
Расписание занятий
Занятия проходят в 15:00-17:00 МСК по воскресеньям
24 марта. Фонетические задачи. Фонетика в школе и вузе.
На этом занятии мы разберёмся, почему мы говорим и пишем так по-разному. И почему мы даже записываем то, как говорим, в квадратных скобках? Но и это мы делаем по-разному! Мы что, не можем себя толком расслышать? А других?
Перед занятием можете вспомнить презентацию прошлого занятия по фонетике (ссылка на скачивание выше)
Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:
составьте транскрипции слов: позже, разжать, считать.
31 марта. Словообразование и этимология. Учёные против учёных.
Сегодня с примерами задач поговорим о процессе словообразования в истории языка. Слова бык и пчела однокоренные? А запас и припасы нет? Вы там сами с собой в академиях разберитесь, потом нас учите. А если серьёзно, то как морфемика совмещает в себе два противоположных аспекта? Сверяем Тихонова с толковыми словарями.
До занятия можно размяться на статье Бориса Иомдина
Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:
Разберите по составу слова: подбородок, хрусталь, изъян.
7 апреля. Орфография, фонология и графика. Тотальный диктант как феномен.
Почему каждое слово пишется так, как оно пишется? Если так сложилось, то кто это складывает? Ведь словари пишут люди? Как они выбирают? Шпекачки? Эсэмэска? И-мейл? Серьёзно? Разберёмся в принципах орфографии, её отличиях от графики и соотношении обеих с фонологией. И о том, почему мы все любим Тотальный диктант.
Рекомендую полистать до занятия сборники Тотального диктанта
Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:
Выберите примеры с орфографическими ошибками: а) молельный, малельный, молейный, молебный, малебный; б) юношество, юнашество, юнношство, юношевство, юношство, юновшест
4 апреля. Словесные игры и словотворчество: от Даля до Эпштейна.
Авторские и народные неологизмы недолговечны? Колоземицу и небозём уже не помнят. А селфи и ждуна пока не забыли. Но ведь все укрепившиеся слова тоже когда-то «придумали»? Когда творчество из игры сохраняется как образец? И о том, что словарь Даля не устарел, просто он не толковый.
Перед занятием попробуйте нагуглить в Сети примеры закрепившихся в литературном языке авторских неологизмов.
Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:
Чем отличаются слова в парах: 1) вояж — путешествие, 2) орёл — коршун, 3) доктор — врач, 4) победа — виктория, 5) туалет (предмет обихода) — туалет (помещение). Ответы: а) только смыслом, б) только стилем (речевой ситуацией), в) смыслом и стилем.
Итак, новичков, как всегда, ждём по желанию. А постоянных слушателей мы уже завербовалиJ
Чтобы зайти на вебинар или посмотреть запись, нажмите на эту зелёную кнопку.
Войти в виртуальный класс
Количество часов: 24
Преподаватели: Евгений Бикмаев
Участие:
бесплатно
|
Замечательный курс! Прекрасный преподаватель! Очень ждём презентации к 3 части! Спасибо!!! Удачи во всём!!!
|
|
Добрый вечер! Я обновил содержимое папки. Ссылка та же:
Но файлы сгруппированы не по частям курса, а тематически. Нужные Вам рассортированы в папки: 1. Фонетика. Теория и разбор. 2. Морфемика и словообразование. 3. Фонология, графика и орфография. 4. Словотворчество и неология. Воодушевлён тем, что мой курс Вами востребован! Спасибо! |
|
Женя, спасибо большое! Такое богатство!
|