архивы вебинаров.jpg




  

Мини-курс 
Н и НН в разных частях речи

нн.png
57 интерактивных упражнений
автоматизация навыка
400 рублей
 

Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуКурсы для преподавателейСамодостаточные лингвистические задачи

Вебинары для преподавателей русского языка

Здесь преподаватели русского языка, логопеды, психологи, учёные делятся с коллегами и с родителями учеников своим опытом. На наших вебинарах вы узнаете о самых эффективных методах обучения. Поймёте, какие оригинальные упражнения, направленные на повышение грамотности, можно выполнять с детьми в школе и дома. 

Если вы хотите вовремя узнавать о предстоящих вебинарах, подпишитесь на рассылку.

Если вы хотите сами провести вебинар, пишите: admin@mogu-pisat.ru    

Самодостаточные лингвистические задачи

Готовим и готовимся к конкурсу "Русский медвежонок"

Все школьники и учителя знают о конкурсе «Русский медвежонок». Любители русского языка и лингвистики ещё знают о Турнире Ломоносова, Высшей пробе, Традиционной олимпиаде по лингвистике и Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Что их объединяет? Нередко в них можно встретить задачи и рядом не лежащие со «школьным русским». Для одних это глоток свежего воздуха (это вам не «вставьте пропущенные буквы»!), для других — повод для возмущений (как это «переведите с древнерусского» в пятом классе?) На занятиях мы разберём, в чём суть таких задач, почему их почти не бывает в школе (и это плохо) и за что их тогда обожают (и это хорошо)!

Ведёт вебинары Евгений Бикмаев - один из авторов лингвистических задач конкурсов "Русский медвежонок", "Высшая проба" и "Знаника".

2 часть

Мы продолжаем наш курс по русскому языку и лингвистике на материале лингвистических задач для учителей и школьников. Первые четыре задания мы провели в октябре–ноябре. Каждое из новых четырёх занятий параллельно связано с предыдущим занятием того же номера. Например, на первом занятии осенью мы говорили о фонетике, следующий уровень — морфемика; на втором — о грамматике и семантике, и теперь остановимся именно на семантике; на третьем — о современной карте распределения всех языков, и теперь рассмотрим историю становления русского языка. Четвёртое занятие будет с чистого листа: поговорим о норме.

Курс будет полезен любителям лингвистических задач и олимпиадных заданий. Готовим и готовимся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку вместе!

Расписание занятий

Занятия проходят в 15:00-17:00 МСК по воскресеньям

20 января 2019. Русская морфемика. Зрим в корень

27 января 2019. Семантика. В чём смысл?

3 февраля 2019. История грамматики. От еров до смайликов

10 февраля 2019. Стандарт и живая речь. Для чего нужна норма?

План занятия: теоретический минимум — разбор задач — дискуссионные вопросы.


Презентации прошедших вебинаров 

Введение. Русская фо[нэ]тика. Премудрости в квадратных скобках.

Скачать презентацию

Семантика и грамматика. Ищем смысл в языковых единицах.

Скачать презентацию

Ключ к другим языкам. Как мы понимаем новый язык?

Скачать презентацию

Игры и головоломки. Разные задачи.

Скачать презентацию

Морфемика. Зрим в корень.

Скачать презентацию


Перед занятием желательно никак не готовиться: не открывайте задачи прошлых лет и их ответы. Можно подготовить вопрос по теме.


Вы получите все материалы курса бесплатно.

Скачать материалы курса


3 часть

В этой части курса мы продолжаем узнавать-вспоминать-обсуждать-решать совсем свежие и старые добрые лингвистические задачи по разным отраслям языкознания. Напоминаю, что мы проводим встречи циклами по четыре вебинара, и это третий цикл.

Чем мы занимаемся?

* Разбираемся, в том, что такое самодостаточные лингвистические задачи.

* Следим за свежими задачами, их подборками, разборами, конкурсами и олимпиадами.

* Вспоминаем не потерпевшие игровой остроты и смысловой свежести старые задачи.

* Решаем или разбираем готовые решения задач.

* Создаём дополнительные материалы или скачиваем их готовыми для знакомства и вербовки новых любителей.

Зачем мы этим занимаемся? Мы не знаем. Мы получаем удовольствие от насыщения навыками и погружения в особую атмосферу. Почему рыба любит воду? Она не знает.

Где это пригодится? На лингвистических конкурсах и олимпиадах (Русский медвежонок, Высшая проба, Квантик и подобные). На уроках — для развития логического мышления и эффективного усвоения знаний.

Кого мы приглашаем? Учителей — узнать новые способы подачи теории и получить опорные материалы. Учеников — порешать лингвистические задачи и повторить теорию русского языка или углубить свои знания. Всех любителей лингвистики и логики.

Расписание занятий

Занятия проходят в 15:00-17:00 МСК по воскресеньям

24 марта. Фонетические задачи. Фонетика в школе и вузе.

На этом занятии мы разберёмся, почему мы говорим и пишем так по-разному. И почему мы даже записываем то, как говорим, в квадратных скобках? Но и это мы делаем по-разному! Мы что, не можем себя толком расслышать? А других?

Перед занятием можете вспомнить презентацию прошлого занятия по фонетике (ссылка на скачивание выше)

Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:

составьте транскрипции слов: позже, разжать, считать.

31 марта. Словообразование и этимология. Учёные против учёных.

Сегодня с примерами задач поговорим о процессе словообразования в истории языка. Слова бык и пчела однокоренные? А запас и припасы нет? Вы там сами с собой в академиях разберитесь, потом нас учите. А если серьёзно, то как морфемика совмещает в себе два противоположных аспекта? Сверяем Тихонова с толковыми словарями.

До занятия можно размяться на статье Бориса Иомдина

Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:

Разберите по составу слова: подбородок, хрусталь, изъян.

7 апреля. Орфография, фонология и графика. Тотальный диктант как феномен.

Почему каждое слово пишется так, как оно пишется? Если так сложилось, то кто это складывает? Ведь словари пишут люди? Как они выбирают? Шпекачки? Эсэмэска? И-мейл? Серьёзно? Разберёмся в принципах орфографии, её отличиях от графики и соотношении обеих с фонологией. И о том, почему мы все любим Тотальный диктант.

Рекомендую полистать до занятия сборники Тотального диктанта

Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:

Выберите примеры с орфографическими ошибками: а) молельный, малельный, молейный, молебный, малебный; б) юношество, юнашество, юнношство, юношевство, юношство, юновшест

4 апреля. Словесные игры и словотворчество: от Даля до Эпштейна.

Авторские и народные неологизмы недолговечны? Колоземицу и небозём уже не помнят. А селфи и ждуна пока не забыли. Но ведь все укрепившиеся слова тоже когда-то «придумали»? Когда творчество из игры сохраняется как образец? И о том, что словарь Даля не устарел, просто он не толковый.

Перед занятием попробуйте нагуглить в Сети примеры закрепившихся в литературном языке авторских неологизмов.

Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:

Чем отличаются слова в парах: 1) вояж — путешествие, 2) орёл — коршун, 3) доктор — врач, 4) победа — виктория, 5) туалет (предмет обихода) — туалет (помещение). Ответы: а) только смыслом, б) только стилем (речевой ситуацией), в) смыслом и стилем.

Итак, новичков, как всегда, ждём по желанию. А постоянных слушателей мы уже завербовалиJ


Чтобы зайти на вебинар или посмотреть запись, нажмите на эту зелёную кнопку.

Войти в виртуальный класс


Количество часов: 24
Преподаватели: Евгений Бикмаев


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Участие:

бесплатно

Сертификат:

200 рублей

Получить сертификат

Возврат к списку