Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуКурсы для преподавателейСамодостаточные лингвистические задачи

Вебинары для преподавателей русского языка

Здесь преподаватели русского языка, логопеды, психологи, учёные делятся с коллегами и с родителями учеников своим опытом. На наших вебинарах вы узнаете о самых эффективных методах обучения. Поймёте, какие оригинальные упражнения, направленные на повышение грамотности, можно выполнять с детьми в школе и дома. 

Если вы хотите вовремя узнавать о предстоящих вебинарах, подпишитесь на рассылку.

Если вы хотите сами провести вебинар, пишите: admin@mogu-pisat.ru    

Самодостаточные лингвистические задачи

Готовим и готовимся к конкурсу "Русский медвежонок"

Все школьники и учителя знают о конкурсе «Русский медвежонок». Любители русского языка и лингвистики ещё знают о Турнире Ломоносова, Высшей пробе, Традиционной олимпиаде по лингвистике и Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Что их объединяет? Нередко в них можно встретить задачи и рядом не лежащие со «школьным русским». Для одних это глоток свежего воздуха (это вам не «вставьте пропущенные буквы»!), для других — повод для возмущений (как это «переведите с древнерусского» в пятом классе?) На занятиях мы разберём, в чём суть таких задач, почему их почти не бывает в школе (и это плохо) и за что их тогда обожают (и это хорошо)!

Ведёт вебинары Евгений Бикмаев - один из авторов лингвистических задач конкурсов "Русский медвежонок", "Высшая проба" и "Знаника".

2 часть

Мы продолжаем наш курс по русскому языку и лингвистике на материале лингвистических задач для учителей и школьников. Первые четыре задания мы провели в октябре–ноябре. Каждое из новых четырёх занятий параллельно связано с предыдущим занятием того же номера. Например, на первом занятии осенью мы говорили о фонетике, следующий уровень — морфемика; на втором — о грамматике и семантике, и теперь остановимся именно на семантике; на третьем — о современной карте распределения всех языков, и теперь рассмотрим историю становления русского языка. Четвёртое занятие будет с чистого листа: поговорим о норме.

Курс будет полезен любителям лингвистических задач и олимпиадных заданий. Готовим и готовимся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку вместе!

Расписание занятий

Занятия проходят в 15:00-17:00 МСК по воскресеньям

20 января 2019. Русская морфемика. Зрим в корень

27 января 2019. Семантика. В чём смысл?

3 февраля 2019. История грамматики. От еров до смайликов

10 февраля 2019. Стандарт и живая речь. Для чего нужна норма?

План занятия: теоретический минимум — разбор задач — дискуссионные вопросы.


Презентации прошедших вебинаров 

Введение. Русская фо[нэ]тика. Премудрости в квадратных скобках.

Скачать презентацию

Семантика и грамматика. Ищем смысл в языковых единицах.

Скачать презентацию

Ключ к другим языкам. Как мы понимаем новый язык?

Скачать презентацию

Игры и головоломки. Разные задачи.

Скачать презентацию

Морфемика. Зрим в корень.

Скачать презентацию


Перед занятием желательно никак не готовиться: не открывайте задачи прошлых лет и их ответы. Можно подготовить вопрос по теме.


Вы получите все материалы курса бесплатно.

Скачать материалы курса


3 часть

В этой части курса мы продолжаем узнавать-вспоминать-обсуждать-решать совсем свежие и старые добрые лингвистические задачи по разным отраслям языкознания. Напоминаю, что мы проводим встречи циклами по четыре вебинара, и это третий цикл.

Чем мы занимаемся?

* Разбираемся, в том, что такое самодостаточные лингвистические задачи.

* Следим за свежими задачами, их подборками, разборами, конкурсами и олимпиадами.

* Вспоминаем не потерпевшие игровой остроты и смысловой свежести старые задачи.

* Решаем или разбираем готовые решения задач.

* Создаём дополнительные материалы или скачиваем их готовыми для знакомства и вербовки новых любителей.

Зачем мы этим занимаемся? Мы не знаем. Мы получаем удовольствие от насыщения навыками и погружения в особую атмосферу. Почему рыба любит воду? Она не знает.

Где это пригодится? На лингвистических конкурсах и олимпиадах (Русский медвежонок, Высшая проба, Квантик и подобные). На уроках — для развития логического мышления и эффективного усвоения знаний.

Кого мы приглашаем? Учителей — узнать новые способы подачи теории и получить опорные материалы. Учеников — порешать лингвистические задачи и повторить теорию русского языка или углубить свои знания. Всех любителей лингвистики и логики.

Расписание занятий

Занятия проходят в 15:00-17:00 МСК по воскресеньям

24 марта. Фонетические задачи. Фонетика в школе и вузе.

На этом занятии мы разберёмся, почему мы говорим и пишем так по-разному. И почему мы даже записываем то, как говорим, в квадратных скобках? Но и это мы делаем по-разному! Мы что, не можем себя толком расслышать? А других?

Перед занятием можете вспомнить презентацию прошлого занятия по фонетике (ссылка на скачивание выше)

Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:

составьте транскрипции слов: позже, разжать, считать.

31 марта. Словообразование и этимология. Учёные против учёных.

Сегодня с примерами задач поговорим о процессе словообразования в истории языка. Слова бык и пчела однокоренные? А запас и припасы нет? Вы там сами с собой в академиях разберитесь, потом нас учите. А если серьёзно, то как морфемика совмещает в себе два противоположных аспекта? Сверяем Тихонова с толковыми словарями.

До занятия можно размяться на статье Бориса Иомдина

Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:

Разберите по составу слова: подбородок, хрусталь, изъян.

7 апреля. Орфография, фонология и графика. Тотальный диктант как феномен.

Почему каждое слово пишется так, как оно пишется? Если так сложилось, то кто это складывает? Ведь словари пишут люди? Как они выбирают? Шпекачки? Эсэмэска? И-мейл? Серьёзно? Разберёмся в принципах орфографии, её отличиях от графики и соотношении обеих с фонологией. И о том, почему мы все любим Тотальный диктант.

Рекомендую полистать до занятия сборники Тотального диктанта

Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:

Выберите примеры с орфографическими ошибками: а) молельный, малельный, молейный, молебный, малебный; б) юношество, юнашество, юнношство, юношевство, юношство, юновшест

4 апреля. Словесные игры и словотворчество: от Даля до Эпштейна.

Авторские и народные неологизмы недолговечны? Колоземицу и небозём уже не помнят. А селфи и ждуна пока не забыли. Но ведь все укрепившиеся слова тоже когда-то «придумали»? Когда творчество из игры сохраняется как образец? И о том, что словарь Даля не устарел, просто он не толковый.

Перед занятием попробуйте нагуглить в Сети примеры закрепившихся в литературном языке авторских неологизмов.

Факультативное задание для постоянных слушателей перед занятием:

Чем отличаются слова в парах: 1) вояж — путешествие, 2) орёл — коршун, 3) доктор — врач, 4) победа — виктория, 5) туалет (предмет обихода) — туалет (помещение). Ответы: а) только смыслом, б) только стилем (речевой ситуацией), в) смыслом и стилем.

Итак, новичков, как всегда, ждём по желанию. А постоянных слушателей мы уже завербовалиJ


Чтобы зайти на вебинар или посмотреть запись, нажмите на эту зелёную кнопку.

Войти в виртуальный класс


Количество часов: 24
Преподаватели: Евгений Бикмаев


Участие:

бесплатно

Сертификат:

200 рублей

Получить сертификат

Возврат к списку


Это нравится:1Да/0Нет
danuta
Замечательный курс! Прекрасный преподаватель! Очень ждём презентации к 3 части! Спасибо!!! Удачи во всём!!!
Это нравится:0Да/0Нет
Евгений Бикмаев
Добрый вечер! Я обновил содержимое папки. Ссылка та же: [URL=https://drive.google.com/open?id=1XEI1Kz8LjX4H-5nLhBXraSx3zcSzhM8O]https://drive.google.com/open?id=1XEI1Kz8LjX4H-5nLhBXraSx3zcSzhM8O[/URL]

Но файлы сгруппированы не по частям курса, а тематически. Нужные Вам рассортированы в папки:
1. Фонетика. Теория и разбор.
2. Морфемика и словообразование.
3. Фонология, графика и орфография.
4. Словотворчество и неология.

Воодушевлён тем, что мой курс Вами востребован! Спасибо!
Это нравится:0Да/0Нет
Светлана Ясинская
Женя, спасибо большое! Такое богатство!