Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуРазборы экзаменационных заданий
Секрет выполнения задания 9 в ЕГЭ (ЕГЭ 2019 года)
Секрет выполнения задания 9 в ЕГЭ (ЕГЭ 2019 года)

Секрет выполнения задания 9 в ЕГЭ (ЕГЭ 2019 года)

В задании 9 вам предложат несколько слов с безударными гласными в корне. Смысл задания: выбрать слова, относящиеся к одной из трёх групп:
  • слова с проверяемыми гласными (их можно и нужно проверять ударением),
  • слова с чередующимися гласными (их в принципе можно проверить ударением, но делать этого не нужно),
  • слова с непроверяемыми безударными гласными (проверить ударением их невозможно).
Грубо говоря, вам нужно определить, по какому правилу пишутся предложенные слова. 
И здесь самое главное - не путать корни с чередованием с похожими корнями, имеющими другое значение.Примерять платье - корень со значением "мерка", гласная проверяется ударением, примирять друзей - корень со значением "мир", гласная проверяется ударением, умирать, умереть - чередование в корне мер/мир, значение "смерть". Корни слов горевать, клонировать, искоса не имеют ничего общего с корнями, имеющими чередование гор/гар, кос/кас, клон/клан. Подобных слов в языке около сотни.
Разумеется, все корни с чередованием при этом нужно знать наизусть. Подробнее о чередовании гласных в корне слов читайте в нашем справочнике >>>

Постарайтесь научиться по значению корня определять, тот ли это корень, в котором чередуется гласная. Для этого нужно точно знать значения корней с чередованием. Проверьте себя на нескольких корнях

С каким значением связан корень рос/раст/ращ: с растиркой, росписью, ростом или с упрощением?
Ответ
Значение корня связано с ростом, развитием.

С каким значением связан корень кос/кас: косой, прикосновение, косьба?
Ответ
Значение корня связано с прикосновением.

С каким значением связан корень гор/гар: горе, горение, горы, горечь?
Ответ
Значение корня связано с горением (дым, огонь), ожогами, обжиганием.

Получается? Если да, пойдём дальше. Попробуйте прямо сейчас определять, чередуются ли гласные в корнях предложенных слов. 
Растаскивайте мышкой слова, разделяя по группам. Если ошибётесь, услышите звуковой сигнал (только колонки или наушники включите).

 

Если вы запомнили все корни с чередованием и научились не путать их с похожими, остались пустяки: уметь подбирать проверочные слова и различать проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Этому вас должны были научить ещё в третьем классе. Но на всякий случай вот ссылка на статью в справочнике. Прочитать о проверяемых безударных гласных в корне слова >>>
А если с чередующимися корнями беда. Вам не удаётся их запомнить или вы часто путаете их с другими корнями, тогда не пожалейте небольшой суммы и купите мини-курс Чередование гласных в корне слова.


Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 181384 от 8 апреля 2015

Возврат к списку