архивы вебинаров.jpg




  Перейти на сайт учителя-словесника А. Тихонова 

 Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Что должно быть включено в курс развития речи
Что должно быть включено в курс развития речи

Что должно быть включено в курс развития речи

Недавно как-то начала утрясаться в голове система работы с пишущими детьми. Хочу поделиться мыслями. Думаю, пригодится организаторам литературных лагерей, юнкоровских объединений и языковых частных школ. Вроде, ничего особенного. Всё это мы все знаем, но... забываем и не используем. Или тупо упираемся во что-то одно. А если чётко обозначить все задачи и этапы работы, быстро выстроится программа работы, в которой не упущено ничего важного.

Я лично раньше упускала много важных моментов. Считала, что ребенка надо научить анализировать текст, выстраивать мысль, заставить писать и сформировать навык работы с черновиком (научить видеть и исправлять стилистические ошибки). Сам процесс создания текста был чем-то вроде черного ящика. Каким-то там образом ребёнок выкладывает мысли на бумагу, количество переходит в качество и формируется стиль. А теперь поняла, что стиль формируется в точке напряжения между подражанием и собственным творчеством. И если не давать образцы для подражания и не подкидывать творческие задания, процесс формирования стиля сам собой будет идти очень долго. И ещё надо снабжать пишущего материалом - словами.
Я знала людей, которые поступали с точностью до наоборот: бесконечно развивали креативность и не показывали никаких рамок. Кто-то застревает на этапе построения логики текста и ничем больше не занимается. Даже такие однобокие курсы и то давали результат. У всех дети начинали писать гораздо лучше. Думаю, если постараться учесть все моменты и поработать с группой хотя бы год, результат превзойдёт ожидания.

Словом, идея банальна: отрабатываем отдельно каждый процесс, каждый маленький этап создания сочинения, каждую способность. А потом сводим вместе. И тут самое сложное составить достаточный и не слишком громоздкий список блоков работы.

Начнём с этапов работы над письменной творческой работой.

    Этап     Чему учим
Исследование объекта Анализ текста
  Анализ событий
Построение логики Формальная логика
  Культура дискуссии
Создание текста Письмо по образцам и шаблонам (мастерство)
      Развитие креативности (творчество)
      Пополнение словарного запаса
("потому что искусство поэзии требует слов")
  Развитие устной речи
Работа с черновиком Обучение редактированию

В правом столбце возник список блоков. Но этого мало. Письмо опирается на некоторые навыки и процессы. Помним о формировании навыка грамотного письма, о развитии познавательных способностей (память, мышление). 
И ещё один немаловажный момент. Человек пишет длинный текст с какой-то целью.  Отстаивание идей, передача знаний, самовыражение. И цель эту надо не просто обозначить, но и сделать явной для детей. С целью тоже надо работать. А если её нет, создавать мотивацию, хотя бы "игрушечную", учебную. Но лучше настоящую. Чтобы писать на самом деле захотелось.

А теперь о каждом блоке поподробнее. Перечислены упражнения и задания, которые можно предлагать детям в порядке увеличения уровня сложности. Это примерный и далеко не полный перечень возможных заданий. Скорее, иллюстрация простой мысли: работа над развитием речи должна быть системной.

Развитие памяти и внимания
  • Онлайн-упражнения на тренировку памяти и внимания.
  • Игры-разминки на уроках ("Муха", "Кто больше запомнит" и т.п.)
  • Тренинг на запоминание дат и имён.

Анализ текста
  • Пересказ по фильму.
  • Пересказ по тексту.
  • Визуализация.
  • Анализ образа героя, образа автора, мотивной структуры и т.д.
  • Методы анализа: контент-анализ, медленное чтение, визуализация.
  • Стилистический анализ.
  • Анализ текста с разных исследовательских позиций.

Анализ событий
  • Обсуждение мотивов действий героев фильма.
  • Обсуждение мотивов действий героев книги.
  • Обсуждение мотивов действий реальных людей (по новостям).
  • Обсуждение проблем, стоящих за фактами. Подбор и анализ связанных фактов (по новостям).
  • Обсуждение глобальных процессов, их причин, особенностей. 
  • Прогнозирование событий.
  • Политклуб.

Формальная логика
  • Игры на работу с понятиями ("Угадай слово", "Сортировка")
  • Решение логических задач (логические загадки, задачи Л. Кэрролла, задачи на соответствие и т.д.)
  • Составление ментальных карт.
  • Подбор и сопоставление тезисов и примеров из набора (скачать карточки для примера)
  • Правка текста с логическими и композиционными ошибками).

Письмо по образцам
  • Стихи и проза наизусть.
  • Подбор подходящих слов (см. материал Клоуз-тест. Как дописать сочинение)
  • Составление словарика понравившихся оборотов речи.
  • Составление предложений по схемам.
  • Стилизация.
  • Письмо по логографам.
  • Создание средств выразительности. 

Развитие креативности
  • Рассказ по картинке.
  • Задания типа "продолжи рассказ".
  • Рассказ из 6 слов (см. материал История в 6 словах. Технология перспективного чтения).
  • Визуализация (создание рисунков, арт-объектов, видеороликов по художественным произведениям).
  • Задания типа "напиши рецензию на несуществующую книгу".
  • Создание собственных сценариев, художественных произведений.
 
Пополнение словарного запаса
  • Работа с фразеологизмами и мемами.
  • Расширение кругозора.
  • Игры и конкурсы на активизацию словарного запаса (описать что-то, не называя определённых слов, написать как можно больше слов на тему, составить облако слов по ключевому слову и т.п.)
  • Игры с толковыми словарями.
  • Создание картотеки неологизмов.
  • Анализ текстов узкой тематики (поиск и толкование устаревших и диалектных слов, профессионализмов и т.п.)

Развитие устной речи
  • Игры на речевое взаимодействие ("Мафия", "Крокодил", "Вертушка", "Да, но..." и т.п.)
  • Озвучивание эпизодов фильмов ( с собственным текстом).
  • Анализ ораторских приёмов (по записи лекций и публичных выступлений видных деятелей культуры, политиков).
  • Участие в событии + рассказ о событии (видеоблог о путешествии, фильм о том, как класс сходил на экскурсию и т.п.)
  • Дискуссионный клуб с отработкой навыков культурной дискуссии.

Обучение редактированию
  • Тавтология. Упражнения типа "зачеркни лишние слова".
  • Устранение ошибок в композиции.
  • Алогизмы.
  • Языковые ошибки.

Целеполагание 
  • Издание школьной газеты.
  • Издание литературного альманаха.
  • Волонтёрская деятельность.
  • Обсуждение фильмов.
  • Исследовательская деятельность и защита проектов.
  • Беседы о смысле писательского труда.

Теги: развитие речи, программа, стилистика, анализ текста, креативность, мышление, логика, стиль, письмо по образцам
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 898650 от 22 Ноября 2016
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку