Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

упражнения по пунктуации онлайн
Фото автора

Практикум по пунктуации онлайн

Смотрите также: 

Пунктуация в русском языке

В системе изучения русского языка пунктуация – одно из трудных мест.

  • · Почему даже коренные носители пропускают запятые?
  • · Как определить, что ставить: тире или двоеточие?
  • · Устарел ли знак точка с запятой?
  • · Разбить предложение на два или употребить сочинительную связь?
  • · Где ставить кавычки и с какой буквы начинать вторую часть слов автора?

Все эти вопросы связаны с непрерывным развитием пунктуации русского языка.

Как изменилась пунктуация: от средневековья в двадцать первый век

Посмотрите на памятники литературы и письменные документы XV века, и вы увидите, насколько продвинулось употребление знаков препинания. Некоторые появлялись и исчезали, другие остались. Все эти точки и запятые, тире, восклицательный и вопросительный знаки помогают передавать богатство русской речи. Они выполняют разделительную, выделительную, обобщающую, интонационную и прочие функции.

Пунктуация как часть языка отражает культурное развитие и даже технический прогресс. Так, современный автор Юрий Никитин в книге «Как стать писателем» утверждает, что сегодня мы не имеем права писать так, как писали прозаики позапрошлого века: огромными абзацами, периодами с многочисленными точками с запятой. Мастерство сейчас заключается в остром и точном формулировании блестящей завершенной мысли, умещающейся всего в нескольких словах.

Но это вовсе не означает упрощения предложений до примитивного уровня – подлежащее плюс сказуемое. Пишущий должен владеть всем запасом инструментов выразительности речи.

Стоит учесть ещё и то, что современным правилам пунктуации всего несколько десятилетий. Розенталь выявил закономерности постановки знаков и превратил их в достаточно сложные правила. В правилах 1956 года гораздо меньше требований, чем в учебниках по пунктуации наших дней. А в конце 19 века жестких требований, касающихся постановки знаков препинания вообще не было.

Усвоение правил пунктуации

Школьный урок по пунктуации может строиться на усвоении правила путем перечисления причин постановки знака. С одной стороны, эта методика справедливо основана на логике построения русского предложения. Но, вместе с тем, иногда запомнить правило бывает сложнее, чем понять употребление знака.

Удачным тренажером для освоения правил пунктуации выступает классическая русская литература. Выбирайте для разбора предложения из книг Толстого, Чехова, Бунина, Булгакова и осваивайте правила русской пунктуации. Самое простое упражнение заключается в объяснении вслух постановки всех знаков препинания, которые встретились на странице. Чем больше ученик разберет сложных предложений, тем больше он усвоит конструкций, сможет разнообразить собственную речь и при этом правильно ставить знаки препинания.

Одновременно с пунктуационными разборами текстов, где знаки расставлены верно, необходимо постоянно делать синтаксические разборы предложений с пропущенными знаками препинания. Школьные учебники предлагают для разбора очень простые предложения. В сложных не более 4 простых, и таких заданий очень мало. Если вы всерьёз настроены научиться знаки препинания или научить своего ребёнка, берите дополнительную учебную литературу. Например, "Тесты по грамматике" Н. Ткаченко. В электронном курсе Синтаксис и пунктуация на разбор предлагаются сотни предложений.  Самые сложные из них состоят из 11-15 простых. Кстати, слушатели курса в течение учебного года раз в неделю собираются на практикумы по пунктуации в режиме вебинара с опытным преподавателем. Каждый раз повторяется несколько правил и разбирается 2-3 сложных предложений. Те, кто в сентябре не мог подчеркнуть основу предложения, к маю уверенно разбирают сложнейшие тексты. Ищите практикум по пунктуации в расписании вебинаровв.

Бывает, что, излагая собственные мысли, люди перестраховываются и ставят лишние знаки. Ученики интуитивно с опорой на предыдущий опыт чувствуют, что в предложении требуется знак препинания, но определить необходимость, место и вид знака поможет только твердое знание школьной грамматики. Невозможно объяснить правила пунктуации без опоры на теорию русского языка. Важны знания о составе предложения, частях речи, понимании однородности членов, выделении авторской речи и проч. Учебник по пунктуации немыслим без специфического терминологического наполнения. Поэтому любой практикум по пунктуации опирается на базу знаний, которая закладывается с первого класса общеобразовательной школы. Не зная синтаксиса, человек не может всегда верно ставить знаки препинания. Есть миф, что некоторые люди правильно ставят знаки "по интуиции". Обычно проверка показывает, что на самом деле они не могут выполнить заданий ЕГЭ на пунктуацию, потому что не знают нюансов и исключений.

Систематизировать знания и умения в области пунктуации помогут упражнения онлайн по расстановке знаков препинания. Сайт «Могу писать» предлагает задания разной сложности: от начальной школы до уровня взрослых, которые по роду деятельности или в силу собственных мотивов испытывают необходимость грамотно писать.


Теги: пунктуация, методика
Автор:  Елена Мазур
Свидетельство о публикации № 203101 от 6 августа 2015

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений