Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Опорные сигналы Шаталова и русский язык.
Фото автора

Как преподавать русский язык, используя систему опорных сигналов

Преподавать русский язык интересно. Это я могу сказать с полной ответственностью, как человек, проработавший учителем 25 лет.

За эти годы программа по русскому языку не изменилась. Законы грамотного письма остались прежними.

Но, несмотря на это, мой интерес к преподаванию этого «стабильного» предмета никогда не угасал.

Наоборот, я все время искала новые формы, которые помогли бы «внедрить» в умы учеников все сложности нашего «великого и могучего». Схемы составляла, викторины придумывала, таблицы на стенах кабинета вывешивала.

Я думаю, каждый филолог, увлечённый процессом преподавания, перепробовал многое…

Виктор Шаталов

Если вы когда-нибудь интересовались методикой донецкого учителя-новатора Виктора Шаталова, то вспомните этот основной принцип его подхода к обучению: от общего к целому и обратно к общему. Это даёт возможность ребенку воспринимать любой изучаемый материал не изолированно, чем часто грешит школьный урок, а как часть системы.

Преподавание в школе, по мнению Шаталова, можно было бы сравнить со следующей ситуацией: чтобы изучить подробно картину В. Сурикова «Боярыня Морозова», делим ее на 40 секторов-пазлов, скрепляем пазлы, как маленькую книжечку, и начинаем подробно исследовать каждую страничку.

ил. 1.jpg

 

Сложится ли у нас цельное представление о шедевре? Вряд ли…

Так и в учебном предмете. Если рассматривать орфограммы в корнях «в час по чайной ложке», растянуть это на несколько недель, а то и лет, как предусмотрено методическими рекомендациями для некоторых учебников, то к моменту изучения чередования Е и И в корнях, уже забудешь условия чередования А и О.

Скомпонованность материала большими блоками даёт возможность интенсивно погружаться в изучаемый материал и осознавать, частью какого цельного теоретического блока является изучаемая орфограмма.

Мне всегда было интересно внедрить в русский язык преподавание по опорным сигналам.

Что даёт использование схемы?

10 плюсов преподавания по опорным сигналам

1. При изучении схемы подключаются все виды памяти ребенка:


слуховая память
(ученик слышит объяснение учителя по схеме);

зрительная память (схема является постоянной зрительной опорой для ответа);

словесно-логическая память (ученик выстраивает устный ответ-пересказ по изучаемой теории);

моторная память (на стадии закрепления ученик рисует схему по памяти);

образная память (символика схемы предполагает подключение ассоциативного мышления).

Таким образом, действует целый арсенал средств, чтобы ребёнок не просто понял материал, а действительно усвоил надолго.

Сравним с традиционным школьным подходом, когда в основном говорит учитель, а ученик, почти всегда лишённый зрительной опоры, вынужден стать народным умельцем по изготовлению шпаргалок.

2. Схема приучает к логичности изложения, формирует устный ответ ученика.

Схема является готовым конспектом-символом, опираясь на который ребенок сможет научиться самостоятельно выбирать главное в любом научном тексте.

3. Схема – спасение для слабого ученика.

Шаталов изобрел это новшество – опорный сигнал – именно в то время, когда ему, молодому учителю, достался запредельно слабый класс. Пришлось, принимая долги у двоечников, рисовать для каждого рисунок, который стал бы подспорьем во время ответа. Для сильного ученика в схеме заложен огромный резерв для систематизации полученных знаний.

4. Преподавание по схемам – залог понятной и привычной для ученика композиции урока:

а) учитель объясняет тему по опорному сигналу,

б) ученик повторяет теорию вслух по опорному сигналу,

в) тренировочные упражнения с опорой на схему,

г) домашнее задание, включающее в себя устное повторение схемы, воспроизведение рисунка на память, выполнение упражнений,

д) на следующем уроке - краткий повтор теории учителем,

е) устный взаимозачёт учащихся – работа в парах,

ж) контрольное воспроизведение схемы наизусть в отдельных контрольных тетрадях,

з) срез знаний: тест, контрольная работа и т.п.

При такой чёткой заданности действий ребенок спокоен, уверен, знает, чего ждать.

Новая информация неоднократно была расшифрована устно и письменно. В такой ситуации и контроль не страшен.

4. Преподавание по опорным сигналам резко увеличивает количество времени для устной речи ребёнка на уроке.

Статистический факт, который привел В. Шаталов в одной из своих книг, поразил многих учителей: подсчитано, что в среднем ученик говорит 2 минуты в день – это всего 20 секунд на каждом уроке.

Впечатляющая цифра! Она означает, что остальные 44 минуты и 40 секунд ребенок молчит.

Преподавание по опорным схемам предполагает ежедневную речевую деятельность на уроке русского языка в течение 5 – 10 минут (рассказ по схеме индивидуально или в парах).

6. Введение системы опорных сигналов – возможность резкого увеличения количества оценок.

Ребёнок на каждом уроке может получить отметку за знание теории и за практическое применение знаний.

ил. 2.jpg

7. При этой системе на уроке задействован каждый ученик.

Все дети вовлечены в процесс устного и письменного воспроизведения опорных сигналов.

8. Увеличивается психологическая комфортность учащегося.

Каждый ученик всегда готов к каждому уроку, в связи с тем, что точно знает: будет спрошен.

9. Использование опорных сигналов увеличивает разнообразие форм работы на уроке, особенно коллективных.

10. Схема предоставляет неограниченные возможности для творчества учителя.

Появляются возможности для собственных формулировок, необходимых акцентов, изобретаются новые формы контроля и другие подобные преимущества.

Подводя итоги, могу сказать, что использование в учебном процессе опорных сигналов и схем решает целый комплекс проблем учителя:

  • для детей урок превращается в увлекательно-познавательный процесс,
  • урок выстроен и с теоретической, и с практической стороны,
  • дети-визуалы и дети-аудиалы работают на равных,
  • мощный визуальный ряд, подкрепленный объяснением учителя, усиливает во много раз качество усвоения материала школьниками,
  • урок соответствует новым стандартам и новым взглядам на формат обучения.

На нашем сайте вы можете купить комплект таблиц с опорными сигналами по русскому языку


Теги: Сорокина, Шаталов, опорные сигналы
Автор:  Марина Сорокина
Свидетельство о публикации № 474718 от 6 марта 2016

Возврат к списку


Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Любовь Тараканова
здравствуйте, вчера я купила на вашем сайте комплект таблиц с опорными сигналами  по русскому языку, но не могу найти . куда мне их отправили, т.к в электронной почте нет
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Юлия Фишман
Цитата
Любовь Тараканова написал:
здравствуйте, вчера я купила на вашем сайте комплект таблиц с опорными сигналами  по русскому языку, но не могу найти . куда мне их отправили, т.к в электронной почте нет
Отправили таблицы повторно с другого адреса на адрес, который заканчивается на 6303@mail.ru. Возможно, письмо от робота попало в спам. Если письмо не пришло и сейчас, обязательно напишите. Значит, на Вашей почте стоит ограничение на объём или тип принимаемых файлов. Архив занимает 7.7 Мб. и может не пройти фильтр. Тогда передадим Вам файлы не через почту.
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Галина Чигринская
Я приобрела опорные схемы Шаталова. А как их читать? Есть литература или методика по этой проблеме?
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Юлия Фишман
Цитата
Галина Чигринская написал:
Я приобрела опорные схемы Шаталова. А как их читать? Есть литература или методика по этой проблеме?
https://mogu-pisat.ru/kurs/lerbuch/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=3879899

Тут описана методика.
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет

Ваша сессия истекла. Отправьте сообщение повторно.

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений