Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Подготовка к сочинению по русскому языку
Автор изображения ejlindstrom. Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/ru/users/ejlindstrom-3129449/

Подготовка к сочинению как одно из базовых мероприятий в овладении русским языком

Это интервью - часть нашего проекта по подготовке к выпускному сочинению по русскому языку. Возможно, вас также заинтересуют и другие материалы сайта о сочинении:

На вопросы отвечает учитель высшей квалификационной категории Зотина Надежда Михайловна, которая преподает русский язык и литературу с 1970 года.

- Даже когда сочинение убрали из программы, Вы все равно вели курсы подготовки к сочинению. Почему Вы это делали?

- Никогда не прекращала обучать своих учеников сочинению, потому что иначе не будет сформирована развитая грамотная как устная, так и письменная речь. Самое главное – письменная речь. Потому что у каждого человека, и во взрослом возрасте тоже, основная трудность связана с формулированием на бумаге своих мыслей.

- Расскажите о ключевых методиках подготовки к сочинению, применимых на уроках русского.

- Чтобы написать сочинение, у ребенка должна быть определенная база прочитанных литературных произведений. Причем, произведений классических, написанных хорошим, грамотным русским языком. Языком Тургенева, Толстого, Чехова. И когда у школьника есть знание литературного произведения, уже можно говорить о так называемой интерпретации. То есть о личном отношении, личностном прочтении, которое необходимо при написании любой творческой работы, в том числе, выпускного сочинения.

- Кстати, про выпускную работу. Подготовка к итоговому сочинению чем-то отличается от работы над развитием письменной речи в течение учебного года?

- Если учитель систематически и неуклонно занимался над развитием речи своих подопечных, то к выпускному классу у детей уже сформированы нужные умения и навыки.

Но если педагог сосредоточен на проведении тестовых работ и механической подготовке к сдаче ЕГЭ (а это частая ошибочная стратегия молодых педагогов), то будут проблемы. Ученики не обладают развитой речью, а значит и мышлением. Ведь, кто ясно мыслит – ясно излагает.

Дети к выпускному классу должны овладеть разными типами речи, понимать жанровые особенности разноплановых сочинений. Во главе угла при подготовке к итоговому сочинению по-прежнему остается знание и понимание текста и формирование личного отношения. Причем отношение должно быть сформировано в правильном направлении, в чем несомненно очень большую роль играет учитель.

- Мыслят ли современные дети по-другому? В чем особенность изложения мыслей на бумаге у современного школьника, по сравнению с его сверстниками 20 лет назад?

- Дети все также и жить торопятся, и чувствовать спешат, и эмоции их захлестывают точно так же, как и нас в их возрасте. Если ребенок думающий, если он эмоционально сохранный, то он рассуждает о категориях любви, дружбы, вражды, предательства, конфликта отцов и детей ровно так же, как и двадцать, и тридцать лет назад. Различие можно увидеть в словарном запасе.

Я всегда за молодежь, ведь, как с ними поработаешь, что в них вложишь, то и получишь в ответ. Основа воспитания, конечно, семья, но и для учителя, тем более, гуманитария, есть большое поле работы.

- Раз про семью говорим, то спрошу напоследок вот о чем. Что может сделать мама, чтобы ее ребенок научился писать сочинения? Есть ли какие-то простые задания на дом?

С детьми надо разговаривать на разные темы, выслушивать их точку зрения, может быть, спорить, заставлять думать.

В обязательном порядке нужно прививать любовь к живой книге, читать детскую классику. Общение с книгой формирует и нравственные личностные аспекты, и орфографическую, стилистическую, пунктуационную зоркость.

Обсуждайте с детьми сказки, мультфильмы, игры, события жизни. Что понравилось? Что вызвало негатив? Проговаривайте и интерпретируйте, нащупывайте личное отношение ребенка к самым разным вещам: картинам, фотографиям на сайте.

Когда у маленького человечка появится собственная точка зрения, тогда можно сказать, что вы начали естественную подготовку к сочинению. Используйте для этого не только уроки, но и возможности обучения онлайн.


Теги: сочинение
Автор:  Елена Мазур
Свидетельство о публикации № 202947 от 5 августа 2015

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений