Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Орфографическая сказка
Изображение lukinIgor с сайта https://pixabay.com/

Орфографическая сказка

«Не приведи Бог учить русскую орфографию, бессмысленную и беспощадную», — наверное, многие бы так, перефразировав классика, охарактеризовали свой опыт встречи в школе с этим разделом русистики. Действительно, орфография в школе — дело довольно скучное (хотя если смотреть на все эти вопросы с исторической точки зрения, то оказывается, что этот раздел может быть одним из самых увлекательных, но сейчас речь не об этом), поэтому, чтобы как-то развлечь и своих учеников-десятиклассников, я придумал задание по орфографии, которое облёк в сказочную форму и разместил на платформе https://onlinetestpad.com



Саму эту сказку я сочинил раёшником, то есть такой разновидностью народного стиха, строки в котором рифмуются попарно, но какого-то определённого размера в них нет: любой строгий стихотворный размер не позволил бы в такой большой мере начинить текст словами с трудным написанием, как это удалось сделать в раёшнике. Задача учеников — восстановить текст сказки, выбрав из предлагаемых вариантов верное написание пропущенных слов.

Уже с самого начала сказки становится понятно, что этот текст проверяет в основном орфографию тех слов, написание которых не поддаётся порой никакой логике и не определяется никакими алгоритмами (хотя есть в ней и слова с другими орфограммами). Именно такие слова встречаются нам в задании №14 Единого государственного экзамена по русскому языку. Например, чтобы догадаться, где писать Н, а где НН в прилагательных и причастиях, нам достаточно применить довольно простой алгоритм, зиждущийся на морфологических и синтаксических основаниях. А именно: если у слова есть приставка, суффикс ОВА или если это причастие совершенного вида, то следует писать две Н. Точно так же надо поступать, если причастие имеет синтаксические связи с другими словами в предложении, являясь при этом главным в словосочетании (иными словами, если у причастия есть зависимое слово). А еще не забывать о том, что две Н пишется на стыке морфем (камен-н-ый, стар-ин-н-ый и проч.) и в некоторых суффиксах прилагательных (революци-ОНН-ый, солом-ЕНН-ый). В остальных случаях надо писать одну Н. И останется запомнить горстку исключений типа «нежданный», «негаданный», «стеклянный», «оловянный», «деревянный», «названый (брат)», «посажёный (отец)» и т. п. То есть это правило очень логично и хорошо поддаётся алгоритмизации.

В отличие от написания Н-НН орфография наречий и так называемых. наречных выражений, а также производных предлогов и союзов совершенно не поддаётся объяснению. Вернее, поддаётся, но слабо, и, как правило, в каждом случае эта логика своя. Сравним:

С ХОДУ — пишем раздельно (ну, наверное, потому, что существует слово ХОД?)

С ЛЁТУ — тоже раздельно (вроде пока наша логика работает?).

Но давайте посмотрим на слова СРАЗУ, СНАЧАЛА, а еще: ПОНАЧАЛУ, ПОУТРУ, НАУТРО, НАВЫЛЕТ, НАВЫНОС... — и мы увидим, что эти слова ломают сформулированное нами правило. Ведь есть же слова РАЗ, НАЧАЛО, УТРО, ВЫЛЕТ и ВЫНОС, почему же мы пишем предлоги С, НА и ПО слитно, превращая их в приставку?

Слова НАСМЕРТЬ и НА СМЕРТЬ пишутся по-разному. Вероятно, оттого, что у них разный смысл и разное ударение? Попробуем алгоритмизировать это правило: «НАСМЕРТЬ пишем слитно, если это наречие и ударение падает на приставку. НА СМЕРТЬ пишем раздельно, если это существительное с предлогом и ударение падает на корень». Применим этот алгоритм в жизни, посмотрим на примеры из Национального корпуса русского языка:

1) Только потом Глебов сообразил, что отец НАСМЕРТЬ перепугался (Ю.Трифонов. Дом на набережной). Насмерть = сильно, значит, это наречие, ударение на приставке, следовательно, пишем слитно. Правило работает.

2) Так рождаются герои, так совершаются подвиги, так бросают бомбы в скачущие кареты и идут НА СМЕРТЬ. (Ю.Домбровский. Факультет ненужных вещей). Выражение «на смерть» употреблено в прямом значении, а значит, это существительное с предлогом. Кроме того, ударение падает на корень, следовательно, пишем раздельно.

Здесь наше правило работает. Но возьмём то же самое слово («смерть»), и посмотрим, как оно себя будет вести в сочетании с другим предлогом:

1) Мы всегда будем вместе. ДО СМЕРТИ. (В. Токарева. Своя правда). Это существительное, ударение на корне, значит, пишем раздельно.

2) "Это он мышей ДО СМЕРТИ боится", ― ухмыльнулся Пал Палыч. (О.Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней). Это наречие, ударение на предлог, но пишем мы его тоже раздельно. И так с каждым случаем. Поэтому-то и приходится почти индивидуально запоминать, как все эти слова пишутся и чем может объясняться их орфография.

Надеюсь, сказка доставит вам удовольствие и поможет запомнить пусть небольшую часть таких слов. 

 

СКАЗКА ОБ ИВАНЕ(ДУРАКЕ),

О БИТВЕ С ЧУДИЩЕМ НА РЕКЕ,

А ТАК(ЖЕ) О ТОМ, ЧТО БЫЛО (В)ПОСЛЕДСТВИ…

(В)СЛЕДСТВИ… ЭТОГО БЕДСТВИЯ

 

Как (во)время да во прежнее на Руси —

всякий помнит, кого н… спроси, —

в одном селе, (в)дали от дороги,

(жил)был старичок убогий.

Коротал свой век (кое)как,

была у него жена и сын Иван(дурак);

жили они в домишке с (не)мудре(н,нн)ым барахлишком

тридцать лет, почитай, (с)лишком.

 

Шли однажды тем селом кали́ки,

сказывали про страсти вели́ки —

такое передавали известие:

завелась, мол, (по)близости бестия,

жрёт всех (под)ряд (на)проп…лую

(н…)что не берёт гадину злую,

и от чудища того схоронит…ся

можно разве что (за)границей.

 

А (на)кануне, (в)(за)прошлую ночь,

оно похитило царскую дочь.

Царь н… ест, н… пьёт н… кофею, н… чая —

сидит в печали, (н…)чего (во)круг не замечая.

И уже, говорят, (на)готове награда

храбрецу, что избавит землю от гада:

кто чудище победит (в)одиночку,

получит (пол)дворца и царёву дочку.

 

Как узнал про то (дурак)Иван,

(тот)час говорит: «Маман!

Собирайте меня в дорогу —

пойду царю (на)подмогу».

Съел (в)торопях коврижку,

взял узелок (под)мышку,

на красный угол перекрестился

и (в)скорости в путь пустился.

 

Шагал (на)пролёт дни и ночи,

утомился Иван — нету мочи:

обошёл едва(ль) не (пол)мира,

а (по)пути (н…)одного трактира.

Вдруг (от)куда н… возьмись терем вырос,

(с)верху вывеска: «Кофей (на)вынос.

Кто бы (н…)был ты — конный аль пеший —

(За)всегда угостит тебя Леший».

 

Вошёл Иван, узелок — в уголок

да (на)взничь на лавку лёг.

Лежит (за)мертво (в)виду усталости.

Подсел к нему Леший из жалости.

(Не)смотря что не было у Ивана н… гроша, тем не менее

накормил его Леший (за)счёт заведения,

квасом овся(н,нн)ым угостил,

(по)порядку про всё расспросил.

 

А (за)тем говорит: «Слышал в детстве я,

как избавиться от этого бедствия,

да только припомнить вря…(ли) смогу —

расспроси(ка) ты бабу Ягу.

А (по)скольку путь до неё далёк,

то вот тебе, Ваня, волшебный уголёк:

ступай (в)след за ним да попробуй вытрясти

из старой Яги все её хитрости».

 

И (с)нова Иван — узелок (под)мышку

да пустился за угольком (в)припрыжку.

Набежали вдруг чёрные (в)(пол)неба тучи.

Глядит: (в)переди лес дремучий.

И ладно попал он в рощу б,

а тут — (н…)зги н… видать, пробирайся (на)ощупь:

н… тебе тропинки, н… дороги —

(на)силу Иван передвигает ноги.

 

Устал (в)конец

наш молодец.

Вдруг видит: (по)среди чащи опушка,

а на ней — на курьих ножках избушка.

Встал (на)против избушки Иван да как заорёт:

«Повернись, изба, (задом)(на)перёд!»

(С)боку (на)бок изба покачнулась

и, как Иван велел, повернулась.

 

Вышла из избушки баба Яга,

глядит на Ивана, как(будто)на врага:

«(От)роду сюда (н…)кто не казал носу.

(За)чем ты ко мне? (На)счёт какого вопросу?».

Рассказал ей Иван о цели похода,

поведал (в)кратце о печалях народа.

Как узнала Яга, что случилось,

так (по)немногу смягчилась.

 

(И)так говорит Ивану:

«Расскажу тебе всё без обману

да, как чудище победить, раскрою секрет.

(И)так, вот (в)подробности его портрет:

голова у него петушья, а хвост крокодилий,

одолеть же его (н…)кто (н…)(в)силе,

(по)тому как того, кто окажется рядом,

чудище (в)раз испепеляет взглядом.

 

«Но так уж и быть, я тебе помогу,

да(бы) добрым словом ты вспоминал Ягу;

подарю тебе коня воро(н,нн)ого

серебр…(н,нн)ые стремена, золотые подковы,

да вот тебе зеркало, но имей (в)виду:

не разбей его, что(бы) не попасть в беду:

как покажешь ты чудищу зеркало своё,

так оно испепелит себя самоё.

 

«А (сей)час поешь да ложись (по)скорее:

утро вечера мудре(н,нн)ее».

Съел Иван весь ужин (под)чистую

да и лёг себе (на)боковую.

А проснулся (по)утру (с)(по)(за)ранку

(на)спех снарядился, взял в дорогу баранку,

и конь воро(н,нн)ой, точно на крыльях летящий,

(в)миг вынес Ивана из (не)проходимой чащи.

 

(В)продолжени… долгого времени

мчался Ваня (в)скач… — ноги в стремени.

Ехал берегом (по)над речкой Смородиной

(на)встречу со страшной уродиной.

Въехал Иван на Калинов мост,

глядь — (на)против чудище — крокодилий хвост:

очами вращает, пламя из пасти пущает —

Ивана (по)всякому стращает.

 

Загремел гром, солнце померкло…

Вынул тут Иван (из)(за)пазухи зеркало.

Чудище (в)плотную к нему подошло,

(на)миг только глянуло в отражательное стекло —

(с)разу побледнело, покрылось пятнами,

зарычало, пошло (на)попятную,

(на)бок завалилось, (во)всю задымилось

и (в)(конце)концов самоиспепелилось.

 

Остаётся сказать (в)заключени…:

спас царевну Иван из заточения,

свадьбу сыграл, (пол)дворца получил (в)придачу,

и про эту удачу (до)ныне народ судачит…

Вот и сказочке нашей конец,

А кто буквы вставлял — молодец,

(по)тому как, (по)напрасну учителю не переча,

повторил написание предлогов и наречий.


Теги: орфограия, сказка, методика, наречия, слитно или раздельно, задание 14 в ЕГЭ
Автор:  Денис Пелихов
Свидетельство о публикации № 12643040 от 16 Января 2022
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку