Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


31.08.2017

Урок русского языка в 8 классе. Тире между подлежащим и сказуемым



Конспект урока русского языка в 8 классе (ОВЗ)

 

Учитель  Олейник Татьяна Владимировна Тема:  «Тире между подлежащим и сказуемым». Дата проведения: 19.10.2015г. Тип урока: урок изучения нового материала (№ 5 по теме)

Цели урока

- обучающие: изучить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; - развивающие: развивать коммуникативные навыки учащихся (умения высказываться на грамматическую тему, умение слушать, сопоставлять, анализировать и делать выводы); развивать орфографическую, пунктуационную и стилистическую грамотность обучающихся; - воспитательные: воспитывать языковою культуру и познавательный интерес к предмету.   Необходимое оборудование и материалы: учебник, толковый словарь С.Ожегова, таблица, компьютер, раздаточный материал для работы в группах. Ход урока I. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку). У. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наш урок, всем желаю успехов. Откройте,  пожалуйста, тетради, запишите число, «классная работа». II.     Актуализация опорных знаний.

·   Орфографическая разминка.

Задание № 1. (Повторение орфограмм в окончаниях, написание слов через дефис). Записать под диктовку слова, выделить орфограммы. Томик в серовато-синем переплёте; ало-сизые облака; беседует по-домашнему; взлётно-посадочная полоса; надеющиеся на официально-деловой приём; по-пустому молотящий языком; одеться по-зимнему. Задание № 2. Работа в группах. Прием «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило «Дефисное написание слов». Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах. У. Мы продолжаем наблюдать над предложением как основной единицей синтаксиса.

·   Синтаксическая минутка.

У. Продолжите предложения: Главные члены предложения – это... Подлежащее и сказуемое другими словами – это... Подлежащее – это... Подлежащее чаще всего выражается... Сказуемое – это главный член предложения, который... Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется... В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются... Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых... Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое... Составное именное сказуемое – это... Задание № 1. Индивидуальная работа по карточке. Определите тип сказуемого в предложениях. 1.      Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж... смотр...т небо ясным взглядом. 2.      Трое в солдатских бушлатах летел (о, и) укр...щать Ангару. 3.      В этом году осень тёплая. 4.      Девочка была огорче (н, нн)а происшедшим. 5.      Всё население посёлка вышл (о, и) встречать рыбаков. Задание №2. Определите тип сказуемого в предложениях.  3 мин 1.      Летний вечер тих и ясен. 2.      Золотой метелью мчи (т, ть)ся ж...лтый лист. 3.      Мы медле (н, нн)о стали пр...ближа (т, ть)ся к вершине горы. 4.      Был избран постоя (н, нн)ый комитет Всемирного конгре (с, сс)а. 5.      Книга – это волшебница. У. Чем выражены подлежащее и сказуемое в последнем предложении? (Именем существительным в И.п.). У. Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире). Правило У. Сформулируйте самостоятельно тему сегодняшнего урока. Запишите в тетрадь. У. Чему мы должны научиться на уроке? (Узнать  условия  постановки  ТИРЕ  между  подлежащим  и  сказуемым. Научиться  правильно  ставить  ТИРЕ.) III. Изучение нового материала. У. Пользуясь словарем, определите, в чём разница между дефисом и тире.  (Дефис – особый графический знак в виде короткой горизонтальной черты, который ставится между частями слов. Тире – разделительный знак препинания, который служит для членения предложения.)

·   Наблюдение над предложениями (презентация).

У. (СЛАЙД 1). Давайте понаблюдаем над предложениями. В русском языке (как и в других языках) существует глагол «есть». Но если, например, по - польски нужно сказать «Я есть учитель», то в русском языке глагол «есть» часто повторять не принято. Мы скажем «Я учитель». Глагол «есть» просто подразумевается. Чаще всего этот глагол употребляется в смысле «имеет» («У меня есть новый мобильный телефон». «А у меня он тоже есть»). В большинстве случаев, когда глагол «есть» подразумевается, на смену ему приходит тире. Давайте рассмотрим те случаи, когда при письме без тире не обойтись. (СЛАЙД 2). Таких случаев в русском языке несколько. У. Выделите грамматическую основу в предложении «Правда – воздух, без которого нельзя дышать», определите, какими частями речи выражен каждый ее член. (что?) «Правда» – это подлежащее, выраженное существительным в И.п, (правда есть что?) «Правда есть воздух» - это сказуемое, выраженное существительным в И.п. «Урок математики – пытка для незнаек». (что?) «Урок» – это подлежащее, выраженное существительным в И.п, (урок есть что?) «пытка» – это сказуемое, выраженное существительным в И.п. При каком условии в данных предложениях мы поставили тире? (Оба члена предложения (подлежащее и сказуемое) выражены существительным в И.п.). (СЛАЙД 3). «Охранять природу – защищать Родину». (что?) «Охранять» - это подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, (охранять есть что?) «защищать» – это сказуемое, выраженное неопределенной формой глагола. «Увлечься наукой – постичь мир». (что?) «Увлечься» - это подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, (увлечься есть что?) «постичь» – это сказуемое, выраженное неопределенной формой глагола. Сделайте вывод о постановке тире (и подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом, т.е. неопределенной формой глагола). (СЛАЙД 4). «Пять и пять – десять». (что?) «Пять и пять» - это подлежащее, выраженное числительным, (пять и пять есть что?) «десять» – это сказуемое, выраженное числительным.  «Десять – высший балл в нашей гимназии». (что?) «Десять» - это подлежащее, выраженное числительным, (десять есть что?) «балл» – это сказуемое, выраженное существительным. Сделайте вывод о постановке тире (и подлежащее, и сказуемое выражены числительным). Обратите внимание – оба члена предложения должны стоять только в форме именительного падежа. (СЛАЙД 5). «Читать книги – мое любимое занятие». (что?) «Читать» - это подлежащее, выраженное инфинитивом, т.е. неопределенной формой глагола, (читать есть что?) «занятие» – это сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже.  «Самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным». (что?) «Радость» - это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже, (радость есть что?) «чувствовать» – это сказуемое, выраженное инфинитивом, т.е. неопределенной формой глагола. Сформулируйте правило (Если в роли подлежащего выступает инфинитив, а в роли сказуемого -  существительное в именительном падеже (либо наоборот), между ними ставим тире). IV. Закрепление изученного материала. У.  Определим алгоритм действий постановки тире между подлежащим и сказуемым: 1. Найти грамматическую основу предложения. 2.  Определить, чем выражено подлежащее и сказуемое (запись в тетради). У. Сегодня на уроке мы научимся составлять кластеры. Кластер – новое для вас слово – означает "видеоряд", т.е. схема, на которой идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова. У. Какое в нашем случае слово будет ключевым? (тире) У. Рисуем тире в центре нашего видеоряда. (Учитель выполняет схему на доске, учащиеся – на приготовленных карточках). У. При помощи учебника запишем первый случай постановки тире между подлежащим и сказуемым и отразим это на схеме. Запишите в качестве примера предложение из § 15 (стр. 80).

У. Одновременно будем заполнять вторую половину кластера. Прочитайте Примечания к § 15, в которых сказано, когда тире между главными членами не ставится. V.     Гимнастика для глаз (Презентация). VI. Выполнение упражнений стандартного, реконструктивно-вариативного и творческого типов. Задание № 1. Устно перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены подлежащие и сказуемые? 3 мин Дедушка стал моим лучшим другом. (Дедушка - мой лучший друг.) С детских лет путешествия были моим любимым увлечением. (С детских лет путешествия - мое любимое увлечение.) Поверхность озера словно прозрачное стекло. (Поверхность озера  - прозрачное стекло.) Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь. (Дубровский - мститель за поруганную семейную честь.) Задание № 2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания, обозначьте графически постановку тире в предложениях. Используйте опорную таблицу. 5 мин Самая  трогательная ( - ) птица  жаворонок.   Пить утром кофе (- )удовольствие. Слово не воробей. Питаться правильно (– )любить себя. Она библиотекарь. Красная рябина как царица осеннего леса. Задание № 3. (Работа в группах). Закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире. Жить – … (Родине служить). Лишнее говорить – … (только делу вредить). Сердце не лукошко, не прошибешь (окошко). Чай пить – … (не дрова рубить). Слово – серебро, а молчание – (золото). Эта ворона нам не (оборона). У. Скажите, какой фольклорный жанр объединяет данные предложения? (Жанр пословиц). VII.     Рефлексия. Оценки за урок. Подведение итогов урока (Прием «Свободный микрофон»):

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку своей работе.      

    1.

 

     2.

  

    3.

  

VIII. Домашнее задание: §15, стр. 80, упр. 153 (II, III).

   Данный урок    выстроен на основании поставленных целей  урока с учетом особенностей учебного материала. Теоретическая и практическая части подобраны так, что их можно использовать  для подготовки к ОГЭ. Идеи урока доводятся  до учащихся. При планировании урока учитываются следующие факторы: возраст и индивидуальные особенности учащихся (ОВЗ), поверхностное знакомство учащихся с темой в 5-7 классах, ограниченное время занятия. На уроке применяются такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический. На уроке используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах. На 1 этапе урока проверяется внешняя и внутренняя психологическая готовность к уроку.  Цель урока, самоцель и принятие ее каждым учеником обеспечила проблемная ситуация - желание помочь людям.  Принятие цели каждым учеником происходило через определение границ Знаю - Не знаю. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся. При работе были использованы: мультимедиа-проектор, таблица, презентация, карточки с заданиями. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, устные ответы. Контроль сформированности умений происходит в индивидуальной тестовой форме.  Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной и парной работы. По результатам проверки самостоятельной работы за урок все  учащиеся получат  оценки. Применение на уроке карточек с заданиями позволило сэкономить время на списывании предложений. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ ,средней степени сложности, составлены  с учетом особенностей данного класса, рассчитан на учащихся,  имеющих средний уровень развития. Дифференциация достигалась за счет наличия дополнительных заданий. Степень обобщаемого  материала  поэтапная, от простого к сложному. Проведение динамической паузы способствовало снятию усталости у учащихся. В конце урока подводится итог работы над темой, рефлексия, тем самым  учащихся направляются на обратную связь.  Выбранная  структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. Метапредметный подход на уроке осуществляется путём привлечения знаний учащихся из смежных предметов (литературы и английского языка). При этом использовались четыре метапредмета: Проблема, знание, знак, задача. Данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Теги: русский язык, 8 класс, конспект, ОВЗ, матапредметность, тире, пунктуация
Автор разработки:  Татьяна Олейник
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал / Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1582002 от 31.08.2017
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.