ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Урок русского языка в 8 классе. Тире между подлежащим и сказуемым
Конспект урока русского языка в 8 классе (ОВЗ)
Учитель Олейник Татьяна Владимировна Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым». Дата проведения: 19.10.2015г. Тип урока: урок изучения нового материала (№ 5 по теме)
Цели урока
- обучающие: изучить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; - развивающие: развивать коммуникативные навыки учащихся (умения высказываться на грамматическую тему, умение слушать, сопоставлять, анализировать и делать выводы); развивать орфографическую, пунктуационную и стилистическую грамотность обучающихся; - воспитательные: воспитывать языковою культуру и познавательный интерес к предмету. Необходимое оборудование и материалы: учебник, толковый словарь С.Ожегова, таблица, компьютер, раздаточный материал для работы в группах. Ход урока I. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку). У. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наш урок, всем желаю успехов. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, «классная работа». II. Актуализация опорных знаний.· Орфографическая разминка.
Задание № 1. (Повторение орфограмм в окончаниях, написание слов через дефис). Записать под диктовку слова, выделить орфограммы. Томик в серовато-синем переплёте; ало-сизые облака; беседует по-домашнему; взлётно-посадочная полоса; надеющиеся на официально-деловой приём; по-пустому молотящий языком; одеться по-зимнему. Задание № 2. Работа в группах. Прием «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило «Дефисное написание слов». Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах. У. Мы продолжаем наблюдать над предложением как основной единицей синтаксиса.· Синтаксическая минутка.
У. Продолжите предложения: Главные члены предложения – это... Подлежащее и сказуемое другими словами – это... Подлежащее – это... Подлежащее чаще всего выражается... Сказуемое – это главный член предложения, который... Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется... В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются... Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых... Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое... Составное именное сказуемое – это... Задание № 1. Индивидуальная работа по карточке. Определите тип сказуемого в предложениях. 1. Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж... смотр...т небо ясным взглядом. 2. Трое в солдатских бушлатах летел (о, и) укр...щать Ангару. 3. В этом году осень тёплая. 4. Девочка была огорче (н, нн)а происшедшим. 5. Всё население посёлка вышл (о, и) встречать рыбаков. Задание №2. Определите тип сказуемого в предложениях. 3 мин 1. Летний вечер тих и ясен. 2. Золотой метелью мчи (т, ть)ся ж...лтый лист. 3. Мы медле (н, нн)о стали пр...ближа (т, ть)ся к вершине горы. 4. Был избран постоя (н, нн)ый комитет Всемирного конгре (с, сс)а. 5. Книга – это волшебница. У. Чем выражены подлежащее и сказуемое в последнем предложении? (Именем существительным в И.п.). У. Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире). Правило У. Сформулируйте самостоятельно тему сегодняшнего урока. Запишите в тетрадь. У. Чему мы должны научиться на уроке? (Узнать условия постановки ТИРЕ между подлежащим и сказуемым. Научиться правильно ставить ТИРЕ.) III. Изучение нового материала. У. Пользуясь словарем, определите, в чём разница между дефисом и тире. (Дефис – особый графический знак в виде короткой горизонтальной черты, который ставится между частями слов. Тире – разделительный знак препинания, который служит для членения предложения.)· Наблюдение над предложениями (презентация).
У. (СЛАЙД 1). Давайте понаблюдаем над предложениями. В русском языке (как и в других языках) существует глагол «есть». Но если, например, по - польски нужно сказать «Я есть учитель», то в русском языке глагол «есть» часто повторять не принято. Мы скажем «Я учитель». Глагол «есть» просто подразумевается. Чаще всего этот глагол употребляется в смысле «имеет» («У меня есть новый мобильный телефон». «А у меня он тоже есть»). В большинстве случаев, когда глагол «есть» подразумевается, на смену ему приходит тире. Давайте рассмотрим те случаи, когда при письме без тире не обойтись. (СЛАЙД 2). Таких случаев в русском языке несколько. У. Выделите грамматическую основу в предложении «Правда – воздух, без которого нельзя дышать», определите, какими частями речи выражен каждый ее член. (что?) «Правда» – это подлежащее, выраженное существительным в И.п, (правда есть что?) «Правда есть воздух» - это сказуемое, выраженное существительным в И.п. «Урок математики – пытка для незнаек». (что?) «Урок» – это подлежащее, выраженное существительным в И.п, (урок есть что?) «пытка» – это сказуемое, выраженное существительным в И.п. При каком условии в данных предложениях мы поставили тире? (Оба члена предложения (подлежащее и сказуемое) выражены существительным в И.п.). (СЛАЙД 3). «Охранять природу – защищать Родину». (что?) «Охранять» - это подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, (охранять есть что?) «защищать» – это сказуемое, выраженное неопределенной формой глагола. «Увлечься наукой – постичь мир». (что?) «Увлечься» - это подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, (увлечься есть что?) «постичь» – это сказуемое, выраженное неопределенной формой глагола. Сделайте вывод о постановке тире (и подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом, т.е. неопределенной формой глагола). (СЛАЙД 4). «Пять и пять – десять». (что?) «Пять и пять» - это подлежащее, выраженное числительным, (пять и пять есть что?) «десять» – это сказуемое, выраженное числительным. «Десять – высший балл в нашей гимназии». (что?) «Десять» - это подлежащее, выраженное числительным, (десять есть что?) «балл» – это сказуемое, выраженное существительным. Сделайте вывод о постановке тире (и подлежащее, и сказуемое выражены числительным). Обратите внимание – оба члена предложения должны стоять только в форме именительного падежа. (СЛАЙД 5). «Читать книги – мое любимое занятие». (что?) «Читать» - это подлежащее, выраженное инфинитивом, т.е. неопределенной формой глагола, (читать есть что?) «занятие» – это сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже. «Самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным». (что?) «Радость» - это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже, (радость есть что?) «чувствовать» – это сказуемое, выраженное инфинитивом, т.е. неопределенной формой глагола. Сформулируйте правило (Если в роли подлежащего выступает инфинитив, а в роли сказуемого - существительное в именительном падеже (либо наоборот), между ними ставим тире). IV. Закрепление изученного материала. У. Определим алгоритм действий постановки тире между подлежащим и сказуемым: 1. Найти грамматическую основу предложения. 2. Определить, чем выражено подлежащее и сказуемое (запись в тетради). У. Сегодня на уроке мы научимся составлять кластеры. Кластер – новое для вас слово – означает "видеоряд", т.е. схема, на которой идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова. У. Какое в нашем случае слово будет ключевым? (тире) У. Рисуем тире в центре нашего видеоряда. (Учитель выполняет схему на доске, учащиеся – на приготовленных карточках). У. При помощи учебника запишем первый случай постановки тире между подлежащим и сказуемым и отразим это на схеме. Запишите в качестве примера предложение из § 15 (стр. 80).У. Одновременно будем заполнять вторую половину кластера. Прочитайте Примечания к § 15, в которых сказано, когда тире между главными членами не ставится. V. Гимнастика для глаз (Презентация). VI. Выполнение упражнений стандартного, реконструктивно-вариативного и творческого типов. Задание № 1. Устно перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены подлежащие и сказуемые? 3 мин Дедушка стал моим лучшим другом. (Дедушка - мой лучший друг.) С детских лет путешествия были моим любимым увлечением. (С детских лет путешествия - мое любимое увлечение.) Поверхность озера словно прозрачное стекло. (Поверхность озера - прозрачное стекло.) Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь. (Дубровский - мститель за поруганную семейную честь.) Задание № 2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания, обозначьте графически постановку тире в предложениях. Используйте опорную таблицу. 5 мин Самая трогательная ( - ) птица жаворонок. Пить утром кофе (- )удовольствие. Слово не воробей. Питаться правильно (– )любить себя. Она библиотекарь. Красная рябина как царица осеннего леса. Задание № 3. (Работа в группах). Закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире. Жить – … (Родине служить). Лишнее говорить – … (только делу вредить). Сердце не лукошко, не прошибешь (окошко). Чай пить – … (не дрова рубить). Слово – серебро, а молчание – (золото). Эта ворона нам не (оборона). У. Скажите, какой фольклорный жанр объединяет данные предложения? (Жанр пословиц). VII. Рефлексия. Оценки за урок. Подведение итогов урока (Прием «Свободный микрофон»):
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку своей работе.
1.
2.
3.
VIII. Домашнее задание: §15, стр. 80, упр. 153 (II, III).
Данный урок выстроен на основании поставленных целей урока с учетом особенностей учебного материала. Теоретическая и практическая части подобраны так, что их можно использовать для подготовки к ОГЭ. Идеи урока доводятся до учащихся. При планировании урока учитываются следующие факторы: возраст и индивидуальные особенности учащихся (ОВЗ), поверхностное знакомство учащихся с темой в 5-7 классах, ограниченное время занятия. На уроке применяются такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический. На уроке используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах. На 1 этапе урока проверяется внешняя и внутренняя психологическая готовность к уроку. Цель урока, самоцель и принятие ее каждым учеником обеспечила проблемная ситуация - желание помочь людям. Принятие цели каждым учеником происходило через определение границ Знаю - Не знаю. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся. При работе были использованы: мультимедиа-проектор, таблица, презентация, карточки с заданиями. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, устные ответы. Контроль сформированности умений происходит в индивидуальной тестовой форме. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной и парной работы. По результатам проверки самостоятельной работы за урок все учащиеся получат оценки. Применение на уроке карточек с заданиями позволило сэкономить время на списывании предложений. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ ,средней степени сложности, составлены с учетом особенностей данного класса, рассчитан на учащихся, имеющих средний уровень развития. Дифференциация достигалась за счет наличия дополнительных заданий. Степень обобщаемого материала поэтапная, от простого к сложному. Проведение динамической паузы способствовало снятию усталости у учащихся. В конце урока подводится итог работы над темой, рефлексия, тем самым учащихся направляются на обратную связь. Выбранная структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. Метапредметный подход на уроке осуществляется путём привлечения знаний учащихся из смежных предметов (литературы и английского языка). При этом использовались четыре метапредмета: Проблема, знание, знак, задача. Данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.Теги: русский язык, 8 класс, конспект, ОВЗ, матапредметность, тире, пунктуация
Автор разработки: Татьяна Олейник
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал / Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1582002 от 31.08.2017
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|