Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


19.07.2023

«Всё начинается с любви…» (по рассказам А.П.Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени»).



Технологическая карта урока литературы по теме «Всё начинается с любви…» (по рассказам А.П.Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени»).

Цель урока: Осмысление такой духовно- нравственной категории, как любовь, через восприятие и понимание художественного текста. 

Задачи:
1.Обучение художественному анализу текста и сопоставительному анализу произведений.
2.Развитие познавательной активности учащихся в использовании смежных с литературой наук.
3.Воспитание любви к высокой литературе, поэзии, искусству.

Организационная структура урока 

№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые методы, приемы, формы Формируемые умения (ууд)
1. Организационный момент Вступительное слово.
Доброе утро, ребята.
Проверка готовности к уроку Приветствие Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других
2. Мотивация к учебной деятельности. «Всё начинается с любви» - так звучит тема сегодняшнего урока, на котором мы проведём сопоставительный анализ трёх прочитанных произведений и подготовимся к письменной работе.
Чтение стихотворения Р. Рождественского «Всё начинается с любви» на фоне звучащей музыки.
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Чтение наизусть стихотворения Выразительное чтение Познавательные: анализировать визуальную информацию;
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3. Актуализация знаний, целеполагание    Мы прочитали три произведения о любви, произведения разные, писатели разные. Тема     одна - любовь. Мы уже давали характеристику этому слову. По словарю Ожегова, любовь -   чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.  А теперь попробуйте написать сами написать словарную статью на тему «Любовь». (Л.- полная самоотдача во имя другого человека. Л. — это невозможность существования без того, кого любишь. Л. — это самое высокое человеческое чувство… Записывают в тетрадь тему урока Написание статьи
   
Личностные: оценивание своего ответа; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.
4. Формирование новых знаний. Работа с текстом.  Вернемся к рассказу А.П.Чехова «О любви» 1898 год. Мы понимаем, что это реалистическое произведение, оно повествует о случае, который мог быть в жизни…К слову сказать, А.П.Чехов остается классиком литературы. Вот что написал обычный агент японской страховой компании Асахи Суэхико:
Ноябрьская ночь.
Антона Чехова читаю. От изумления немею. Ребята, как вы думаете, от чего можно онеметь, читая Чехова? (Все время думаешь…Что человеку нужно для счастья?.. Можно ли жить без любви?.. Можно ли привыкнуть к нелюбимому человеку?..
К какой мысли подводит нас писатель? (Тяжело жить без любви. Любящие не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены приличия…) Как вы думаете, это правдивая история или литературный вымысел? Оказывается, когда появился рассказ «О любви», Лидия Алексеевна Авилова узнала в героях себя и Чехова, и она написала ему письмо, тогда уже женатому Чехову, и подписалась «Луганович.» Любовь в жизни человека: награда или наказание? Возможна ли человеческая жизнь без любви?  Давайте послушаем под музыку П.И. Чайковского «Сладкая грёза» строки этого письма: Была ли наша любовь настоящая любовь? Но какая бы она ни была, настоящая или воображаемая, как я благодарю Вас за неё! Из-за неё вся моя молодость точно обрызгана сверкающей, душистой росой. Если бы я умела молиться, я молилась бы за Вас… Я молилась бы так: «Господи, пусть он поймет, как он хорош, высок, нужен и любим. Если поймет, то он не может не быть счастлив». И Анна Алексеевна получила от Алехина - Чехова ответ с пожеланием счастья. Как бы мы назвали такую любовь? (Неразделенная, несостоявшаяся, погибшая…)  А какой мы назовем любовь в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»? (Любовь-страсть; любовь, граничащая со смертью; любовь – искушение.) Трагическая история. И пейзаж психологический. Во всем тревога и неоправданные надежды. Зачитайте пейзажные зарисовки.  (Холодная Москва, беспросветность; тревожные южные ночи.)  В чем несчастье и счастье героев?  (Им дарована любовь, но каждый думает лишь о своих чувствах. Одни ее воруют, другой пытается спасти, но, поняв, что мосты сожжены, уходит со сцены.)
Кто же герой рассказа «Кавказ»? (Оказывается, муж, который так глубоко понимает чувство любви, что не может жить без любимой женщины.)
- Бывает ли так драматично в жизни? (К сожалению, да.)
Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени».
Как бы вы назвали любовь Веры Алмазовой и ее мужа? (Любовь –дружба; духовная общность; гармония чувств; поражает мудрость любящей женщины…)
Слушают, отвечают на вопросы учителя, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы, проблемная ситуация, выразительное чтение Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;
регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
5. Закрепление, выводы, итог урока. Какая любовь из этих трех рассказов вам кажется наиболее жизнеспособной? Давайте прочитаем слова Бунина и подведем итоги урока: «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена.»   ответы на вопросы, чтение выразительное Словесная форма.
Постановка проблемного вопроса.
Личностные: формирование способности к самоучению, саморазвитию; Регулятивные:
овладение навыками самоорганизации
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
6. Выставление оценок. Домашнее задание. Всем поставлю 5, я всем благодарна. Письменно ответьте на один из вопросов: Любовь в жизни человека: награда или наказание?
Возможна ли человеческая жизнь без любви?  
Запись домашнего задания Словесная форма. Познавательные:
умение делать выбор и обосновывать его. Личностные: осознают необходимость закрепления знаний.
7. Рефлексия. Корзина мыслей.
1.Рассказ «Куст сирени» помогает понять, что…
2.Я понял, что трудности можно преодолеть, если…
3.Для меня стало открытием, что…
4.Я задумался… Продолжите фразы. Сдайте листочки, я обязательно прочту их, мне важно мнение каждого из вас. Всем спасибо за урок.
Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.
Словесная форма, письменные ответы.
 
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
познавательные:
рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

 


Теги: 8 класс. сопоставительный анализ произведений
Автор разработки:  Любовь Михайличенко
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 13849189 от 19.07.2023
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.