Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Обучение орфографии в современной школе
Автор изображения Евангелос Томайдис. Ссылка на страницу автора https://www.dreamstime.com/forwardcom_info

Современная стратегия обучения орфографии

О том, какие изменения происходят в современном русском языке, сегодня не пишут только ленивые филологи. Толковые словари можно обновлять каждый год: в языке со страшной скоростью возникают новые слова и мемы, замещая старые. Возникла письменная форма разговорного стиля  со своими лексемами. Язык всё больше пропитывается жаргонной лексикой. В речи людей растёт процент заимствований. Дети не понимают большой части слов в произведениях классической русской литературы, воспринимая эти слова как устаревшие. А пожилые люди даже приблизительно не знают значения выражений, которыми молодежь пользуется повседневно.

Причиной изменений является бурное развитие компьютерной техники, в результате которого, с одной стороны, у людей высвободилось время для общения, с другой, - появилась техническая возможность общаться постоянно (и в половине случаев письменно) вне зависимости от расстояния. Больше общения – больше изменений в языке. Можно по-разному относиться к развитию или деградации языка (кому как больше нравится): радостно внедрять неологизмы или бороться за чистоту русской речи. Но в любом случае придётся признать, что процесс этот а) объективен, б) неостановим.

А если мы не можем повлиять на события, то остаётся изменить своё отношение к ним. Саму ситуацию, конечно, нужно исследовать, но ещё нужнее выработать методы работы в этой ситуации. Процессы нормирования в языке стали отставать от процессов изменения. Слова появляются, а иногда и исчезают быстрее, чем их вносят в словари и тем более – в школьные учебники. Как преподавать орфографию, если язык за годы обучения ребёнка в школе изменится, а когда ученик начнёт активно использовать письменную речь на рабочем месте, ему понадобятся слова, на сегодняшний момент ещё не возникшие?

Пора перестать думать, что есть некий словарик, который надо проработать в школе, а потом правильно писать всю оставшуюся жизнь, и этого будет достаточно, чтоб быть грамотным человеком. Разумеется, выработка навыка правописания – наше всё. Но теперь добавилась ещё одна задача: научить детей быстро осваивать неологизмы. Об этом я и хочу поговорить.

На мой взгляд, для успешного выполнения указанной задачи у учащихся необходимо выработать две привычки, а лучше –  два навыка, которые будут работать непроизвольно:

1.     обращать внимание на написание всех встретившихся слов, особенно новых,

2.     обращать внимание на свои ошибки, обязательно их фиксировать.

Вторая задача и сейчас реализуется в школах, но не каждый учитель грамотно строит работу над ошибками. С первой пока до конца непонятно что делать.

Вот мои предложения по организации такой работы.

Обращаем внимание на написание слов

Вот что можно сделать.

Во что бы то ни стало включать в каждый урок задание на орфографическое чтение на 5 – 7 минут. У учеников выработается навык непроизвольного орфографического чтения и запоминания слов. Подробнее об орфографическом чтении и организации такой работы >>>

Собирать коллекции фотографий слов и текстов. Предложите ученикам разбиться на группы, пройти по городу и пофотографировать вывески, рекламные щиты и т.п. Каждая группа готовит презентацию или стенгазету с фотографиями слов на определённые правила. После выполнения нескольких таких заданий ученики будут обращать внимание на правописание всех слов, которые встретятся в городе, и, уверена, запомнят много нужного.

Предлагать учащимся выписать из текстов с современной лексикой те слова, которые возникли недавно, а из старых текстов – устаревшие слова.

Предлагать учащимся подчёркивать в газетах или распечатках новостных статей из интернета слова, в которых можно допустить ошибки. При этом обязательно уточнять значение незнакомых слов.

Обращаем внимание на ошибки

Здесь самая главная задача – организовать работу со словарём. Если ученик в течение нескольких учебных лет будет постоянно записывать в словарь все слова, в которых ошибался, эта традиция непременно закрепится. И потом, когда словаря под рукой не будет, он непременно подумает: «Надо записать» или «Надо запомнить». Подробнее о том, как организовать работу со словарём >>>

Традиционная работа над ошибками должна перестать быть формальностью. Тщательное прорабатывание всех ошибок после каждого диктанта, возвращение к словам и правилам должно превратиться в ритуал.

Можно составлять на листочках отдельные небольшие словарики для каждого диктанта, прикреплять эти словарики к распечатанным текстам диктантов, хранить и постоянно повторять, передиктовывать тексты и снова работать со словариками. И так, пока учащиеся не перестанут ошибаться в каждом диктанте. Разумеется, для такой работы надо подбирать диктанты повышенной сложности.


Теги: методика, орфография
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 1668 от 7 июля 2014

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений