Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуБлог Юлии Петровны ФишманИстория и литература. Я одна вижу проблему?
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

История и литература. Я одна вижу проблему?

Дети нынешнего выпуска пошли в 5 класс, когда ввели ЕГЭ. Т.е. учить их, можно сказать, не пробовали. Их всю дорогу готовили к тестам. Кто историю сдавать не планировал — совсем её не учил. Не знаю, как вы, дорогие коллеги, а я в прошлом году заметила качественный скачок. Правда, скачок вниз. Выпускники 2015 года не знают историю совсем. Я за голову хваталась со своими учениками. Когда готовились к сочинению, читали Лермонтова (так некоторые узнали о Лермонтове!). Читаем "Бородино" — они не знают, о какой войне идёт речь, не знают, кто такой Наполеон. Надо ли говорить, что о том, почему сдали Москву и чем это закончилось, тоже никто не знал. Пришлось всё это рассказывать, хотя я не историю преподаю. Читаем "Предсказание" — они не знают о факте революции, о том кто такой Сталин. Опять рассказываю об истории страны, иначе стихотворение не понять. И так по каждому тексту. Вот проинтерпретируйте строчку "Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт", если не знаете, куда собственно подевались у нас цари. Это вообще мой завальный вопрос. Что стало с монархией в России? Кто был последним царём и куда он делся? Никто не знает!!! Эти дети живут в Екатеринбурге! Одна девочка после ряда наводящих вопросов вскрикнула: "Точно! Я вспомнила! На экскурсии нам рассказывали, что царица ночью пошла гулять в лес с дочерми, там на них напали разбойники и всех убили". Так династия, мол, и прервалась. Зачем царица пошла ночью с дочерьми и без охраны в лес под Екатеринбургом?  Нет ответа. Тема войны на сочинении помогла поговорить о войне. Сначала никто не мог сказать не то что даты — годы начала и конца ВОВ! Но не так давно вышел фильм о Сталинградской битве. Поэтому я получала такие рассказы: "Война шла со Сталинградом", "Немцы решили напасть на Сталинград". Где находится Сталинград и как туда попали немцы — никто не знал. Т.е. дети считали, что немцы воевали не с СССР, а конкретно со Сталинградом. Про блокаду Ленинграда рассказывают со слезами на глазах, но не могут ответить на вопрос, кто взял город в блокаду. Враги. Какие враги? Во время какой войны? Это уже тонкости какие-то я спрашиваю. Никто не ответил на вопросы, какого числа и года Гагарин полетел в космос, что случилось с СССР, кто был первым президентом России. Взяли "Крохотки" Солженицына (надо же литературные примеры как-то набирать). Девочка пересказывает "Вязовое бревно": "Дровосеки пилили ветку...". Простой вопрос: "Как они стали дровосеками? Почему писатель оказался на лесоповале?" Ноль! Она не знала о репрессиях ни-че-го!

Вот берёшь такую нулевую девочку, зовёшь её на митинг или в какую-то партию, показываешь, кто враг, выдаёшь оружие, наделяешь некоторой властью. Никаких проблем. Причём не важно, кто это сделает. Кто первый успел — того и девочка. Сама она не скоро задумается о происходящем. Хоть революцию можно повторить, хоть репрессии, хоть войну начать. Мои ученики не из простых школ. Гимназисты и лицеисты. Одна даже говорит, что увлекается историей. Это общая картина. Мы получили поколение, не знающее об ужасах 20 века.

Сейчас готовимся к темам Путь, Время. Эти темы подразумевают рассуждение об исторических процессах. Коллеги, вы видите описанную мной проблему при подготовке к этим направлениям?
Это нравится: 2 Да / 0 Нет
2 окт 2015 13:39:23
Больная тема... Межпредметные связи умерли вместе с реформой образования и да - тотальным введением ЕГЭ... По моим ощущениям, литература в школе свелась к набору имен и текстов, т.к. их много, а времени мало. Поэтому и думать (т.е. анализировать и сопоставлять) выпускники не умеют - у них нет материала. Над чем размышлять? Своего опыта мало, знаний - нет. Печаль. Мы получили поколение, которое не знает не только об ужасах 20-го века... которое просто НЕ ЗНАЕТ.
Ссылка Это нравится: 2 Да / 0 Нет
Это нравится: 2 Да / 0 Нет
3 окт 2015 14:26:28
А географию вообще никто не знает даже в первом приближении (потому что кучера таксисты и пилоты есть). У меня некоторые ученики уверены, что Солнце летает вокруг Земли. А на вопрос, почему в Ленинграде летом белые ночи, вообще никто не может ответить. Говорят, что там такое особое природное явление вроде северного сияния. Дополнительный вопрос, почему там же в декабре короткие дни вызывает ступор или полное изумление. Некоторые ученики (кто не был в Питере зимой) уверены, что там и в декабре белые ночи.  Это мы разбирали Мандельштама "Я вернулся в мой город, знакомый до слез".
Ссылка Это нравится: 2 Да / 0 Нет
Это нравится: 2 Да / 0 Нет
6 окт 2015 23:31:12
Точно, как в "Недоросле" про географию: "Ах, мой батюшка, а извозчики-то на что? Это и наука-то не дворянская. "
Проблема знакомая. Мне проще, у меня вторая специальность - учитель истории, поэтому часто урок строю 50 на 50.Т. е. половина урока - история, половина - литература
Ссылка Это нравится: 2 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
9 окт 2015 12:55:21
Анна, да! Я вторым предметом читала в художественном училище историю культуры, а потому межпредметные связи для меня - все :) Как объяснить катастрофическое мироощущение поэтов Серебряного века без картины общего исторического и научного процесса? Так что приходилось посвящать историческим очеркам время на уроке литературы. А иначе зачем детям фрагменты картинки? Пазл не складывается, не выстраиваются никакие закономерности, а значит, ни проанализировать, ни оценить то, о чем говорится в художественном тексте, ребенок не сможет...
Это нравится: 2 Да / 0 Нет
8 окт 2015 20:49:59
Помню, как я любила русскую и всемирную историю в школе. Люблю и сейчас. Урок литературы просто невозможно представить без связи с историей. Уроки литературы - это воспитание духовности. Прежде всего стараюсь научить детей думать и говорить. Это очень трудно при том количестве часов, которое отведено у нас на литературу. Я работаю в Украине. С 5 по 9 класс - 2 часа, а в 10-11 - один час. И это всемирная литература .Радует то, что многие наши ученики все-таки знают не только украинскую, но и русскую, всемирную историю.
Ссылка Это нравится: 2 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
17 окт 2015 00:53:10
Да... на каждом уроке литературы приходится напоминать  учить географию, историю, живопись и т.д. Например, изучая "Евгения Онегина", обязательно показываю картинки исторического Петербурга, старинных поместий, моды того времени. Обязательно поясняю, что "как dandy лондонский одет" означает вовсе не "расфуфыренный франт", а совсем наоборот. Показываю, как выглядели денди, рассказываю, какая у них была философия жизни. Стараюсь подыскать картинки, где изображен бал во дворце, дамы в платьях, джентльмены во фраках, и т.д.
Про декабристов - вообще отдельная история. Чего им спокойно не жилось? почему выступали?
В общем, в основном, увы, мрак
Ссылка Это нравится: 1 Да / 0 Нет