архивы вебинаров.jpg




  Перейти на сайт учителя-словесника А. Тихонова 

   Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуБлог Юлии Петровны ФишманБлог Юлии Петровны Фишман
Вести блоги, читать и оставлять комментарии могут все желающие. Но прежде надо зарегистрироваться на сайте. Оставлять ссылки могут пользователи с высоким рейтингом.
Важно! Если вы не хотите вести закрытый блог, измените в настройках права доступа и разрешите пользователям читать и оставлять комментарии.
Прежде чем создать блог, ознакомьтесь с Правилами этого раздела.
Начало вашей активности в разделе обозначает согласие с Пользовательским соглашением.
Заполняйте блог активнее, и ваш рейтинг на сайте будет расти. Зачем нужен рейтинг

  • Архив

    «   Август 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31  

Сочинения для анализа на вебинаре 27 ноября

Скачайте и распечатайте все 10 сочинений, постарайтесь найти и подчеркнуть все ошибки. Оцените сочинения по критериям ФИПИ. Составьте рейтинг сочинений 10 - самое плохое, 1 - самое хорошее.
Пишите в комментариях, как вы распределили места. Сочинения нужно обсудить до вебинара.

Сочинение для анализа к вебинару 18 сентября

Ищем ошибки в логике и нарушения сочетаемости слов.
Орфография и пунктуация автора сохранены.

Результаты ЕГЭ по русскому языку 2017

Объявлены результаты, ждём официальной статистики по результатам ЕГЭ по русскому языку 2017 года. И уже многие сайты торжествуют: количество выпускников, не набравших минимального количества баллов, в этом году значительно ниже, чем в предыдущие годы. Вообще, если предложить обвести в кружок гласные буквы, прочитать не по слогам  и просто пересказать текст своими словами, результаты превзойдут все ожидания. Не понимаю, почему так не сделать для красивого отчета. Экзамен всё упрощается и упрощается, требования учителя всё снижают и снижают, и мы улетаем в эту воронку. Улетаем незаметно для непрофессионалов, потому что отследить, как упрощается тестовая часть, могут только те, кто постоянно готовит к ЕГЭ.

Но я сейчас не об этом.

Ради чего мы расстались с качеством обучения? Все помнят: ради справедливости. Чтобы ученики глубинки имели равные права при поступлении в крупные вузы, чтобы взятки брали не вузовские тузы, а кто-то другой,  чтобы взяток никто не брал. Но вузам-то в результате так пришлось планку уровня обучения снижать, что, думается, лучше бы там оставались взяточники.

Это моё мнение. Оно спорно. И я не хочу углубляться в этот спор. Потому что я и не об этом сейчас.

Это я медленно подхожу к своему печальному выводу о справедливости. Точнее, о её отсутствии. Увы, критерии оценивания сочинения заставили детей привыкать к одному шаблону высказывания (который, кстати, далеко не ко всем предлагаемым текстам подходит) и не дали экспертам возможности оценивать сочинения объективно. За последние несколько дней мне довелось посмотреть на сканы многих работ и ознакомиться с оценками экспертов. Выпускники по разным причинам хотели получить независимую оценку. Это были ученики из разных городов и из школ разного уровня. Да и способности их, судя по сочинениям, тоже разные. А баллы примерно одинаковы: все в диапазоне от 14 до 20. Слабых явно вытягивали, сильных оценивали слишком строго. И видела я сильные сочинения с более низкими баллами, чем у слабых работ. Думаю, происходит примерно так. В хороших школах есть свои эксперты ЕГЭ. Настоящие профи, они держат марку, обучая детей как следует, а потом строго с них и спрашивают. Конечно, нельзя проверять работы своего класса, но сильный преподаватель, проверяя работы сильных детей, в любом случае будет снимать баллы у тех, кто написал чуть хуже. Работы слабых классов слабых школ, где часто нет своих экспертов, уносят на проверку несчастным проверяющим, сидящим где-то в других школах. И если среди массы унылых, однообразных слабых работ появляется какая-то "вроде, ничего", то баллы начинают натягивать. Ну, кого-то же надо оценить повыше.

Возьмём двух учеников с их сочинениями. Примеры выдуманы, это обобщённые образы.
Худший из лучших. Достаточно способный ученик гуманитарного класса гимназии с добротным логичным сочинением, с литературными примерами. Он получает невысокий балл, т.к. скромно выглядит на фоне талантливых одноклассников, собирающихся на филфаки.
Лучший из худших. Ученик из школы, где учить не пробовали, а только следили за дисциплиной , чтоб дети по стенам не ходили и костры на уроках не жгли. А ещё там 3/4 класса с неродным русским. После завала пробника родители догадались взять репетитора, который за год научил этого выпускника читать не по слогам и выделять хоть какую-то мысль в тексте. Ученик, слепивший ЕГЭ-сочинение из шаблонных фраз и выдуманных аргументов. Он получает высокий балл, так как на фоне тех, кто не смог сделать и этого, он просто суперзвезда.

И вот эти два ученика несут свои результаты в вузы и становятся конкурентами при поступлении. Серость побеждает. И нет тут никакой справедливости. Объективно сравнивать уровни выпускников должна одна комиссия. Думаю, тех средств, что потрачены на безопасность при проведении ЕГЭ, вполне хватило бы на организацию подобной слежки работы в вузах.

В общем, выплеснули мы с водой ребёночка. Ни справедливости нет, ни прежнего уровня образования. Вот это и есть настоящий результат ЕГЭ 2017 года.

Презентация к вебинару о методах запоминания слов на уроках русского языка

Презентация к вебинару о методах запоминания слов Для курса Методы запоминания слов.

Тексты для анализа. Ищем средства выразительности.

Тексты для слушателей курса "Подготовка к ЕГЭ" для работы на вебинаре.

Сочинения к вебинару 28 ноября

Скачайте и распечатайте файлы. Оцените сочинения по критериям ФИПИ. Составьте рейтинг сочинений.

Внимание: орфография, пунктуация и стиль авторов сохранены.

Сочинения для анализа к вебинару 14 ноября

Скачайте и распечатайте файл с сочинениями, которые мы проанализируем на вебинаре 14 ноября 2016 года. Вебинар будет посвящён работе с черновиком.

Материалы к вебинару 26 сентября

Скачайте и распечатайте материалы к занятию, чтобы вам было удобнее работать. На маленьком экране текст может быть слишком мелким. И вообще на бумаге легче черкаться.

Тематические направления этого года. Интересное наблюдение.

Каждый год я сижу и придумываю темы сочинений по каждому направлению. Иногда смотрю, что придумали коллеги, и добавляю со ссылкой на их блоги другие темы. Иногда просто смотрю, как сформулировали другие, но не беру их темы. В позапрошлом году и в прошлом была куча разных тем. У кого ни посмотришь - опять новые грани и аспекты. И угадали мы все вместе не далеко не всё. Половина формулировок на экзамене удивила.

А в этом году темы придумываются тяжело, по некоторым направлениям особенно. И вот что интересно. У кого ни посмотрю списки - одно и то же. И не потому, что все уже списали друг у друга. Были ситуации, в которых коллеги, точно не общавшиеся и не сверявшие темы, записывали почти одно и то же. Прямо слово в слово. Я уже в трёх местах смотрела достаточно длинные списки. Везде "какого человека можно назвать честным" да "можно ли жить, не совершая ошибок" и все такое. И списки произведений не сильно отличаются.

Вот я и думаю, это из-за того, что нынче в направлениях по два противоположных понятия или из-за особенностей самих понятий, выбранных ФИПИ. Или мы привыкли к экзамену и начали мыслить стандартно.

Если я права, составители экзаменационных тем не смогут нас сильно удивить. Темы-то предсказуемы.

Всех причастных поздравляю с Днём пионерии!

Это я. 1980 год.

58.jpg

Изучение профессиональных компетенций учителя литературы

Один из пользователей сайта передал нам файлы с примерными заданиями для преподавателей литературы. Может быть, кому-то пригодится.
Файлы:
вариант8.pdf (10.49 МБ)
вариант7.pdf (9.24 МБ)

Выложили в продажу прописи не для первоклассников

Выложили в продажу прописи, о которых меня всё время все спрашивали. В пособии 100 страниц! Скачивайте https://mogu-pisat.ru/kurs/lerbuch/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=489692

Похожие корни 3

Продолжаем работать с похожими корнями. Сегодня я не поленилась и выбрала из различных сборников и справочников слова с созвучными корнями. Их оказалось гораздо больше, чем обычно приводится в упражнениях. Скачивайте, пользуйтесь.

Вот часть этого списка, остальное в файле.


Залезать (лезть) в нору – зализать (лижет) рану
Начал облезать (облез) – облизать (лижет) леденец
Слезать (лезть) с дерева – слизать (лижет) сметану
Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство
Навевать (веять) грустные мысли – навивать (вить) волосы на плойку
Развеваться (веять) на ветру – развиваться (развитие) по возрасту
Полоскать (полощет) бельё – ласкать (ласка) кошку
Посветить (свет) фонариком – посвятить (свято) стихи даме
Файлы:

Карточка для работы с правилами на Н и НН

Карточка для участников вебинара о правилах Н и НН во всех частях речи.
Карточка составлена Ритой Владимировной Кошкиной.

Сочинения для анализа к вебинару 23 ноября

Дорогие участники вебинара!

Вам предлагается сначала самостоятельно проанализировать 10 сочинений, которые мы отобрали для анализа. Рассмотрите сочинения по критериям оценивания ФИПИ и расставьте их от худшего к лучшему.

Сочинения для анализа к вебинару для преподавателей о логографах

Скачайте файлы для анализа, распечатайте или откройте у себя на экране, чтоб вам было удобно работать.

Похожие корни 2

Нашла ещё одно задание, которое я составила давно, но в связи с той же проблемой: дети не понимают, какие слова брать в качестве проверочных. Здесь надо выделять корни и вычёркивать лишние слова (синонимы или с похожими корнями). Слова подобраны так, чтобы заодно фоном осваивались удвоенные согласные в корне и запоминались некоторые корни с О и Ё после шипящих. Все зайцы бьются.
Файлы:

Похожие корни

В этом году замучилась с двумя учениками (оба дисграфики) искать проверочные слова для проверки безударных гласных. Мальчик из 7 класса упорно называет не однокоренные, а синонимы. Девочка из 3 класса подбирает созвучные слова с похожими корнями.

Вчера сделала такое задание. Кучу слов надо разложить по группам (объединить однокоренные). При этом среди слов много с созвучными и очень похожими корнями, есть чередование в корне, есть синонимичные корни. В общем, целая головоломка получилась.

На всю работу с ребенком уходит час. По-моему, очень помогло.

Прикладываю файл. Распечатайте, разрежьте слова и предложите разобрать карточки на уроке. В классе можно раздать наборы на каждую парту.
Файлы:

Краткий орфографический справочник

Мы часто просим детей на уроках обводить слова в рамочки. Вспомните: сверстник - ровесник, шорох - шёпот и т.п. Я собрала такие слова в один файл. Можно распечатать и выдать детям. И потом пусть учат всё разом! umnik1
Файлы:

История и литература. Я одна вижу проблему?

Дети нынешнего выпуска пошли в 5 класс, когда ввели ЕГЭ. Т.е. учить их, можно сказать, не пробовали. Их всю дорогу готовили к тестам. Кто историю сдавать не планировал — совсем её не учил. Не знаю, как вы, дорогие коллеги, а я в прошлом году заметила качественный скачок. Правда, скачок вниз. Выпускники 2015 года не знают историю совсем. Я за голову хваталась со своими учениками. Когда готовились к сочинению, читали Лермонтова (так некоторые узнали о Лермонтове!). Читаем "Бородино" — они не знают, о какой войне идёт речь, не знают, кто такой Наполеон. Надо ли говорить, что о том, почему сдали Москву и чем это закончилось, тоже никто не знал. Пришлось всё это рассказывать, хотя я не историю преподаю. Читаем "Предсказание" — они не знают о факте революции, о том кто такой Сталин. Опять рассказываю об истории страны, иначе стихотворение не понять. И так по каждому тексту. Вот проинтерпретируйте строчку "Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт", если не знаете, куда собственно подевались у нас цари. Это вообще мой завальный вопрос. Что стало с монархией в России? Кто был последним царём и куда он делся? Никто не знает!!! Эти дети живут в Екатеринбурге! Одна девочка после ряда наводящих вопросов вскрикнула: "Точно! Я вспомнила! На экскурсии нам рассказывали, что царица ночью пошла гулять в лес с дочерми, там на них напали разбойники и всех убили". Так династия, мол, и прервалась. Зачем царица пошла ночью с дочерьми и без охраны в лес под Екатеринбургом?  Нет ответа. Тема войны на сочинении помогла поговорить о войне. Сначала никто не мог сказать не то что даты — годы начала и конца ВОВ! Но не так давно вышел фильм о Сталинградской битве. Поэтому я получала такие рассказы: "Война шла со Сталинградом", "Немцы решили напасть на Сталинград". Где находится Сталинград и как туда попали немцы — никто не знал. Т.е. дети считали, что немцы воевали не с СССР, а конкретно со Сталинградом. Про блокаду Ленинграда рассказывают со слезами на глазах, но не могут ответить на вопрос, кто взял город в блокаду. Враги. Какие враги? Во время какой войны? Это уже тонкости какие-то я спрашиваю. Никто не ответил на вопросы, какого числа и года Гагарин полетел в космос, что случилось с СССР, кто был первым президентом России. Взяли "Крохотки" Солженицына (надо же литературные примеры как-то набирать). Девочка пересказывает "Вязовое бревно": "Дровосеки пилили ветку...". Простой вопрос: "Как они стали дровосеками? Почему писатель оказался на лесоповале?" Ноль! Она не знала о репрессиях ни-че-го!

Вот берёшь такую нулевую девочку, зовёшь её на митинг или в какую-то партию, показываешь, кто враг, выдаёшь оружие, наделяешь некоторой властью. Никаких проблем. Причём не важно, кто это сделает. Кто первый успел — того и девочка. Сама она не скоро задумается о происходящем. Хоть революцию можно повторить, хоть репрессии, хоть войну начать. Мои ученики не из простых школ. Гимназисты и лицеисты. Одна даже говорит, что увлекается историей. Это общая картина. Мы получили поколение, не знающее об ужасах 20 века.

Сейчас готовимся к темам Путь, Время. Эти темы подразумевают рассуждение об исторических процессах. Коллеги, вы видите описанную мной проблему при подготовке к этим направлениям?

Сочинения для анализа к вебинару о стиле сочинения

Оба сочинения были присланы на проверку выпускниками прошлого года. Стиль, орфография и пунктуация школьников сохранены. Поучимся на ошибках отважных авторов, которые не побоялись попробовать! И спасибо им.

Скачайте и распечатайте тексты. Постарайтесь перед вебинаром найти стилистические ошибки.

Что случилось с сайтом Прошколу?

Кто-нибудь знает, почему нет доступа на Прошколу.ру почти целую неделю? У меня там куча материала выложена.  

Материал к вебинару о сочинении

21 сентября, в 18 по Москве, я веду бесплатный вебинар для тех, кто готовится к сочинению. Будем учиться подбирать подходящие тезисы и примеры к главной мысли. Чтобы вебинар был для вас максимально полезным, скачайте и распечатайте материалы к нему.

Литература о любви. Мой вклад.

Несколько дней назад буквально всю ночь занималась любовью. :) В смысле составила таблицу с материалами по теме Любовь для выпускного сочинения.  Материалы на тему Любовь вы можете найти в закладке Сочинение 2016.  Пока подбирала примеры, всё время вспоминала какие-то свои старые стихи и рассказы. В общем, я тоже внесла некоторый вклад в развитие темы. Делать ссылки на себя из таблицы посчитала нескромным. Даю ссылку в блоге. Почитайте, может быть, кому-то пригодится и даже понравится.

Моя страница на сайте Литвовет

Материалы к теме Подлежащее

Коллеги, предлагаю небольшой материал по теме Подлежащее для старшеклассников.
Тексты специально составлены таким образом, чтобы подлежащие в предложениях были выражены как-то необычно. Сделано в виде презентации для демонстрации на электронной доске или на дистанционном уроке.
Задание: подчеркнуть основы предложения.
Файлы:

Что мне не нравится в ЕГЭ по русскому языку

На одном из учительских форумов меня попросили высказать мнение о ЕГЭ по русскому. Хочу обсудиить этот вопрос и здесь.

После введения ЕГЭ по русскому языку общая грамотность выпускников стала потихоньку снижаться, т.к. тест с практической грамотностью имеет мало общего, а учителя переориентировались на тесты. В прошлом году выпускались школьники, которые пошли в среднюю школу в момент введения ЕГЭ. Т.е. учить их во многих школах вообще не пробовали. Тесты, тесты. И тут все заметили, что выпускники чудовищно безграмотны. Волна публикаций в СМИ, обсуждения на форумах и т.д. Случился качественный скачок.
В прошлом году минимальный балл по русскому был значительно снижен ПОСЛЕ проверки экзаменационных работ, иначе аттестаты не получили бы тысячи школьников (точное число до сих пор не объявлено, но, слышала цифру 30%).
Год назад ФИПИ значительно упрощает экзамен, убрав все самые сложные вопросы по синтаксису. Разумеется, средний балл в этом году стал выше. Всеобщая радость, ликование. Зимой я где-то нашла ссылку на статью об эксперименте. Новый ЕГЭ по русскому предложили пройти дошкольникам. Справились 30% и ещё 30% не хватило 1-2 баллов, чтобы сдать экзамен.

Теперь о самом ЕГЭ по русскому.

Критерии оценки и таблица перевода первичных баллов в тестовые таковы, что самые слабые ученики могут легко набрать порядка 15% не за знания, а за отсутствие оскорблений в сочинении, умение угадывать и т.п., а умным каждый балл после 50% даётся нелегко. Действительно сложные, нужные и интересные задания (их мало), например, с запятыми в сложном предложении оцениваются 1 баллом, а за задание 1 на понимание прочитанного можно получить 2 балла. Система построена так, чтобы результаты усреднялись.Слабых вытягивают, умных валят. Поэтому результаты теста не очень показательны.

За безупречную грамотность в сочинении (орфография+пунктуация) ученик может набрать всего 6 первичных баллов. За 6-8 ошибок эти баллы снимаются и далее уже не теряется нисколько. Будь в сочинении 100 ошибок, проверяющий не сможет снизить оценку сильнее. При удачном стечении обстоятельств такой выпускник может получить за тест 50-60%

Критерии оценки сочинения превратили сочинение в задание по заполнению бланка. Ученику приходится использовать жёсткий шаблон, иначе он может потерять баллы. О творчестве и выражении своей мысли здесь не может быть и речи. Давайте не будем называть это сочинением. Это такое упражнение по риторике. Не более.

Тексты для анализа часто вызывают недоумение. Проблемы может и не быть, а мы учим учеников высасывать её из пальца, потому как шаблон велит. Иногда автор сам себе противоречит, а ребенок должен согласиться или не согласится, а рассуждать шаблон не позволяет. Это не анализ теста.

Рекомендуемый размер сочинения/задания по риторике 300 — 350 слов не позволяет нормально проанализировать текст и порассуждать о нём.

К старому школьному сочинению нужно было начитывать литературу, а теперь достаточно ознакомиться с 1-2 романами.

Тестовая часть составлена ужасно. Для подготовки к ней не надо изучать русский в системе. Там никакой логики. Ощущение, что вопросы случайно надёрганы из каждого раздела. Важнейшие правила не проверяются (например, О и Ё после шипящих, Ь после шипящих), проверяются суффиксы и окончания (на практике такие ошибки крайне редки). От синтаксиса теперь огрызки остались. Зато зачем-то проверяется знание классификации стилистических ошибок. Этого нет в школьной программе, это программа филологических специальностей вузов. Зачем эта классификация в ЕГЭ? В тексте дети не видят таких ошибок, но по формальным признакам угадывают вид ошибки. Что в этот момент вообще проверяется??? 5 баллов, между прочим, можно получить на вопросе.

О косяках в формулировках заданий я вообще молчу. Бывают лишние правильные ответы, бывает, что ни одного. На ОГЭ есть задание, в котором надо подобрать стилистически нейтральный синоним. Там можно только угадать, потому что синонимов оказывается несколько. Я в половине случаев промахиваюсь.