Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуЯзык и обществоО разделах работы по развитию речи
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

О разделах работы по развитию речи

Неупорядоченность терминологии в учебниках и, к сожалению, в головах как учеников, так и учителей, на мой взгляд, является одной из причин сложности работы над единицами языка.
Продолжая разговор о необходимости системного подхода к изучению языка, в том числе при подготовке к сочинению, я бы хотела договориться о терминах. Всегда начинаю с этого занятия и многократно убеждалась, что это необходимый этап работы.
Что служит основанием для выделения части (разделов) из целого (развития речи)? Виды речевой деятельности, единицы речи, единицы языка? В школьном курсе — единицы языка. Следовательно, предметом работы по развитию речи становится функционирование языковой единицы — не только ее роль в системе языка (например, значение имени существительного или роль члена предложения в предложении), но и применение, использование ее для передачи некоторого «интеллектуального» содержания в живом общении, взаимодействие языковых единиц в коммуникативном акте, реализация потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания, намерений говорящего/пишущего. Что тут важно? Представить систему:

  • Фонетика — звук — работа над звуковой стороной речи (благозвучием, например)
  • Словообразование — части слова — работа над значащими частями слова
  • Лексика и фразеология — слово — работа над словом (словарная)
  • Морфология — словоформа — работа над морфологическими средствами речи
  • Синтаксис — словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое — работа над синтаксическими средствами речи
  • Культура речи, стилистика — все единицы языка; текст — работа над стилистическими средствами речи, связностью речи, культурой речи
Рассмотрение языковых средств в их отношении к связной речи (тексту) позволяет выявить их информационное значение и выразительные возможности, раскрыть роль того или иного языкового средства (синонимов, местоимений, видо-временных форм глаголов и пр., что просят в заданиях ЕГЭ) в организации текста. Изучая те или иные языковые единицы, мы показываем их речевые возможности, раскрываем их функционирование в речи. Сочинение или любое другое самостоятельное высказывание — средство проверить на практике, как освоено умение использовать определенные языковые средства в речи.
На мой взгляд, логично.