Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуРазборы экзаменационных заданий
Анализ сложного предложения
Анализ сложного предложения

Анализ сложного предложения

Для того чтобы правильно ставить знаки препинания, вы должны уметь составлять схемы сложных предложений. 
А для этого нужно понимать, как:
Всё это разом можно быстро выучить, делая синтаксические разборы со схемами. См. План синтаксического разбора сложного предложения.

Как составить схему предложения.

разбор сложного предложения.jpg
 

Убедитесь в том, что Вам понятно, о чем идёт речь в приведенном перечне умений. Если не все термины понятны, следуя по ссылкам, изучите теоретический материал.

А теперь разберём конкретное задание.

Текст для анализа.

…Личную карточку Юрия Зуркевича в архиве рудника я прочитал, как роман. (1) По внушительной пачке документов, подшитых к ней, уже можно догадаться, что работал Юрий Станиславович долго и не без приключений. (2) Содержание же этих бумаг - яркое свидетельство того, что человеку, имеющему свое мнение, желающему хорошо работать и получать за это хорошую зарплату, при советском режиме, а также в первые постперестроечные годы приходилось нелегко. (3) Судя по документам, как работник характеризовался Зуркевич практически всегда положительно, а проблем имел массу. (4) Но что чтение протоколов и справок по сравнению с живыми рассказами об этом человеке. (5) На шахте, где работал Зуркевич, когда начались первые забастовки и шахтёров отправили в Москву стучать касками, меня встретили радушно (6). Рассказать о Зуркевиче хотел чуть ли не каждый. (7) Он у них человек-легенда. (8) Собрались у директора, он даже отменил ради приезда столичного журналиста совещание. (9) Я догадывался, откуда он узнал о моём приезде, и это слегка волновало меня. (10) Я сел там, где обычно сидел директор. (11) Первым начал рассказ бригадир, который когда-то работал вместе с Юрием Станиславовичем. (12)

Вопросы

Среди предложений 2 - 11 найдите сложное предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 2 - 11 найдите сложное (ые) предложение (ия) с придаточным предложением места. Напишите номер (а) этого (этих) предложения (ий).

Как выполнять задание

1. Обращайте внимание на скобочки в формулировке задания. Важно понимать, одно предложение вы ищете или несколько.

2. Обязательно ставьте карандашом в тексте ограничители. А то разволнуетесь на экзамене и случайно захватите лишние предложения.

3. Вам нужны только сложные предложения. Подчеркните все основы и вычеркните простые предложения, чтоб не мешали.

4. Если вы ищете сложноподчинённое предложение, обведите подчинительные союзы и слова, похожие на них. Простые предложения вы уже вычеркнули. Теперь вычеркните сложные предложения, в которых нет придаточных. Нет подчинительного союза - нет и придаточного.

5. Если вы ищете предложение с последовательным, параллельным подчинением, значит, в этом предложении как минимум 2 придаточных. Тип подчинения не устанавливается в предложениях с одним придаточным. Вычеркните предложения с двумя основами.

6. Если осталось 2 и более предложений, нарисуйте их схемы и выберите нужное. Часто к этому этапу остаётся одно предложение, но лучше все равно нарисовать его схему, чтобы убедиться в правильности выбора.

7. Если нужно найти придаточное определённого вида, сначала подчеркните все придаточные предложения, какие есть в тексте.

8. Вид придаточного определяется по вопросу, идущему к нему. Представьте, что все подчеркнутые предложения - это ответы. Постарайтесь найти к ним вопросы. Дальше без знания видов придаточных не обойтись. Выучить виды придаточных предложений.




Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 1119 от 8 апреля 2014

Возврат к списку