Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуРазборы экзаменационных заданий
Критерии оценки сочинений
Критерии оценки сочинений

Критерии оценки сочинений

Внимание! Это материал прошлых лет. Материалы по подготовке к Итоговому сочинению 2019/2020 уч. г. смотрите здесь

На сайте ФИПИ появились проекты документов с критериями оценки сочинений. 

Цитируем.


 

ПРОЕКТ

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Наш комментарий

Обратите особое внимание на второй абзац. При двух из пяти "незачётах", можно получить общий "зачёт". Если у вас просто беда с грамотностью, но нормально с логикой, есть шанс сдать этот экзамен.

Обязательно нужно 
1. Чтобы сочинение было написано на тему. См. статью о том, как правильно раскрыть тему сочинения >>>
2. Чтобы было понятно, что и зачем вы хотите сказать. См. статью о главной мысли сочинения >>>
3. Чтобы вашу главную мысль доказывал хотя бы один пример из художественного произведения. Произведение нужно не только упомянуть, но и проанализировать, ничего не напутать при этом в именах, датах и сюжете.

Если всё это будет изложено логично или написано не совсем безграмотно (не больше 17 любых ошибок на 350 слов) - зачёт обеспечен. Но учтите! Ровно в полночь карета превратится в тыкву. Вузы эти же сочинения будут оценивать по своим критериями, там 17 ошибок или отсутствие логики, скорее всего, уже не простят.

Опыт показывает, что как раз на первых обязательных пунктах многие и буксуют. Смотрите примеры ошибок в сочинениях на нашем форуме. Попробуйте сами написать (а не списать) сочинение и проверьте, наберёте ли вы три необходимых "зачёта". Прислать сочинение на проверку можно через специальную форму.


Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 5744 от 24 сентября 2014

Возврат к списку