Запомни!
Фонетический разбор
Как сделать фонетический разбор? Фонетический разбор — трудоёмкое занятие! Чтобы правильно сделать его, нужно знать несколько правил.
Первое.
Знать виды звуков и правильные названия букв. Здесь фонетика дружит с графикой! В школе в отличие от вуза фонология и её основные понятия не изучаются, хотя и употребляются слово «фонема» и выражения «слабая позиция» (под ударением) и «сильная позиция» (без ударения).
Для обозначения звука и его пары: [б], [б’], [п], [п’] – служат квадратные скобки [ ]. Круглые скобки здесь неуместны!
Буквы заключаются в кавычки « » и называются так же, как и в алфавите. Например, буква «ка», «эф», «э оборотное», «и краткое», «ща», «че».
Смотрите алфавит и выучите все названия букв!
Второе.
Нужно иметь представления о транскрипции и её символах.
Запомни и применяй знаки фонетической транскрипции!
[ó] – знак основного ударения над гласным звуком (мОжно).
[`] – знак дополнительного ударения над гласным звуком (жủзнеобеспЕчение).
[Λ] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а») в начале слова или в первом предударном слоге после твердых согласных: окно [Λкнó], актив [Λкт’ủф].
[j’] – (йот) в нашем алфавите нет знака, принято «и краткое» или йотированная буква «й» («и краткое»).
Если в слове есть так называемые йотированные буквы «е», «ё», «ю», «я», то в транскрипции мы указываем 2 звука [j’+э], [j’+о], [j’+у], [j’+а].
Эти звуки произносятся в 3 позициях и всегда под ударением.
В самом начале слова: ель [j’эл’], ёж [j’ош], юла [j’ула], яд [j’ат].
После гласного: поем [пΛj’эм], поём [пΛ j’ом,] поют [пΛj’ут], маяк [мΛj’ак].
После разделительных Ъ и Ь знаков: въезд [вj’эст], шьёт [шj’от], шьют [шj’ут], семья [с’иэм’j’а].
Их легко перепутать с гласными [э], [о], [у], [а] в словах после мягких согласных: веточка [в’этач’ка] или [в’этъч’къ], лёд [л’от], утюг [ут’ук], мяч [м’ач’].
[иэ] – с призвуком [э], звук похож на нечто среднее между [и-э], так произносятся гласные в первом предударном слоге после мягких согласных (пишутся буквы «а», «е», «э»): часы [ч’иэсы], весна [в’иэсна] или [в’иэснъ].
[ыэ] – с призвуком [э], звук похож на нечто среднее между [ы-э] или [ы-а], так произносятся гласные в первом предударном слоге после твердых согласных (пишутся буквы «э», «е»): этаж [ыэташ], цена [цыэна], шестой [шыэстоj’], жена [жыэна].
[ъ] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а», «е») во всех предударных и заударных слогах после твердых согласных:
молодой [мълΛдоj’], материнский [мът’иэр’инск’иj’], хорошо [хърΛшо], кашей [кашъj’].
[ь] - так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а», «я», «е») во всех безударных слогах после мягких согласных:
бережка [б’ьр’иэшка], пятачок [п’ьтΛч’ок], на мачте [нΛмач’т’ь], часовой [ч’ьсΛвоj’], щебетать [щ’ьб’иэтат’].
[–] – указание на отсутствие звука, когда в слове есть буквы «мягкий знак" или "твёрдый знак".
Можно использовать упрощенную систему для передачи звуковой оболочки слова, то есть буквы «й, а, о, э, у, и».
Третье.
Не забудем об ударении.
Ударение отличает слова и их формы по звуковому составу (текут рЕки – жить у рекИ; мыть рУки – нет рукИ).
Записали слово и обязательно поставим ударение!
Четвертое.
Дадим полную характеристику каждому звуку.
Основное коварство содержится в согласных звуках. Они имеют 4 характеристики: звонкость и глухость, твердость и мягкость. Не забудьте о парных и непарных.
В разборе нужно указывать полную характеристику согласного звука. При этом учитываем процессы озвончения и оглушения согласных.
Глухие перед звонким согласным озвончаются: cгореть [згΛр’эт’], просьба [проз’бъ].
В конце слова звонкий согласный оглушается: берег [б’эр’ьк].
Перед глухим согласным звуком звонкий тоже оглушается: сказка [скаскъ].
Некоторые согласные звуки, стоящие перед мягкими согласными, смягчаются [н, с, з, т, д]: винтик [в’ин’т’ик], кости [кос’т’и].
[’] – знак обозначения мягкости согласного звука: дождь [дошт’] или [дощ’].
Звуки [с’] и [з’] мягкие на конце приставок С-, ИЗ-, РАЗ- перед "Ъ": съел [c’j’эл], изъездил [из’j’эз’д’ил].
Пятое.
Некоторые сочетания согласных произносятся как долгие.
[‾] – знак долготы согласного звука: бояться [бΛj’аЦъ], лётчик [л’оЧ’ик].
При стечении нескольких согласных один из них может не произноситься [т, д, в, л]: чувство [ч’уствъ], поздно [познъ].
План фонетического разбора
1. Запишем слово.
2. Поставим ударение.
3. Запишем справа транскрипцию слова, разделим его на слоги.
4. Охарактеризуем все звуки, записывая их сверху вниз:
4.1. ударный-безударный для гласных;
4.2. звонкий-глухой (пара), твёрдый-мягкий (пара) для согласных;
4.3. укажем, какой буквой обозначен каждый звук.
5. Подсчитаем количество звуков и букв.
6. Объясним несоответствия между звуками и буквами.
Образец записи
Óсень – [о-с’ьн’], 2 слога
[Ó] - гласный, ударный, обозначен буквой «о»
Слова «обозначен буквой» можно не писать, а сразу указывать название буквы!
[с’] – согласный, глухой, пара [з’], мягкий [с], пара [з], «эс»
[ь] - гласный, безударный, «е»
[н’] – согласный, сонорный, непарный, мягкий [н], «эн»
[–] «мягкий знак»
4 звука, 5 букв
Звуков меньше, чем букв, так как есть «мягкий знак».
Попробуйте сами разобрать слова:
Проверьте свой результат, нажав на каждое из этих слов по порядку.
Автор: Елена Колесникова
Свидетельство о публикации № 2366 от 12 августа 2014