Запомни!
Рабочая программа спецкурса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" для учащихся 11 класса
Рабочая программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для учащихся 11 класса Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 городского округа город Мантурово Костромской области Толмачёва Ольга Николаевна 2018-2019 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11 классе разработана на основе примерной программы по русскому языку, демонстрационного варианта ЕГЭ-2019. ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический и практический материал, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Программа предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Место курса в образовательном процессе. Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики. Цели и задачи курса: Ø обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5-11 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов; Ø скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами; Ø подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ; Ø развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием; Ø выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал; Ø целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; Ø формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; Ø учить любой диалог вести этически корректно.
Ученики должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
· понимать и интерпретировать текст;
· создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
· формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
· формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста.
Содержание программы Введение - 2 часа. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Подготовка к итоговому сочинению – 12 часов. Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. Сочинение по одному из направлений. Подготовка к заданиям 1-26 – 41 час Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 22, 23, 25) Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4) Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 6, 24, 26) Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 7, 8) Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 8, 26) Орфография. Орфографические нормы. (Задания 9 - 15) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 16 – 21) Подготовка к сочинению уровня С – 9 часов Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы обоснования собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. Комплексная подготовка к ЕГЭ – 4 часа Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Учебно–тематический план
№ п/п. | Название темы. | Количество часов. | Уроков развития речи. | Контрольные работы. | ||
| Введение | 2 |
|
| ||
1. | Подготовка к итоговому сочинению | 12 | 4 |
| ||
2. | Подготовка к заданиям 1-26 | 41 |
|
| ||
3. | Подготовка к сочинению (Задание 27) | 9 | 9 |
| ||
4. | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 4 |
| 4 | ||
| Итого | 68 | 13 | 4 | ||
Календарно-тематическое планирование
№ п/п. | Название темы. | Требования к уровню знаний. | Вид работы |
1-2 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Знать: ДВ ЕГЭ. Уметь: заполнять бланки. |
|
3-10 | Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. |
|
|
11-12 | Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. |
| сочинение |
13-14 | Сочинение по одному из направлений. |
| сочинение |
15-18 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Знать: орфоэпия, орфоэпические нормы. Уметь: ставить ударение в словах. | Выполнение задания 4 |
19-22 | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. | Знать: лексика, лексические нормы, паронимы. Уметь: работать со словом. | Выполнение заданий 5,6,24,26 |
23-26 | Лексические выразительные средства. | Знать: понятия по теме «Лексика», виды тропов. Уметь: находить лексические выразительные средства в текстах. | Выполнение задания 26 |
27-30 | Фразеология. | Знать: фразеологизм. Уметь: находить фразеологизмы. | Выполнение задания 26 |
31-35 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 7 |
36-39 | Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. | Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции | Выполнение заданий 16-21 |
40-43 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Знать: синтаксические, грамматические нормы.Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. | Выполнение задания 8 |
44-47 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | Знать: стилистические фигуры.Уметь: находить фигуры в тексте. | Выполнение задания 26 |
48-51 | Орфография. Орфографические нормы. | Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике. | Выполнение заданий 9-15 |
52-55 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | Знать: пунктуация, пунктуационные нормы. Уметь: применять пунктуационные правила на практике. | Выполнение заданий 16-21 |
56 | РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Знать: способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте. | Выполнение заданий 2,25 |
57 | РР. Текст. Стили и типы речи. | Знать: текст, стили и типы речи.Уметь: определять типы и стили речи. | Выполнение задания 22,23 |
58 | РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | Знать: тема, проблема, идея текста.Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста. | Работа с текстом. |
59 | РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | Знать: комментарий, виды комментариев. Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме. | Работа с комментариями. |
60 | РР. Выявление и формулировка авторской позиции. | Знать: авторская позиция. Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию. | Работа с текстом. |
61 | РР. Способы обоснования собственного мнения. | Знать: способы обоснования собственного мнения. Уметь: обосновывать собственное мнение. | Работа с текстом. |
62 | РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения. | Работа с текстом. |
63-64 | РР. Практикум по написанию сочинения. | Уметь: писать сочинение по данному тексту. | Сочинение. |
65 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. |
66 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. | Тренинг. |
67-68 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. |
| Диагностическая работа. |
Формы и методы, технологии обучения.
Для реализации данного курса используются следующие технологии: здоровьесберегающая технология, важная составляющая часть которой – это рациональная организация урока, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка, чередуются разные виды деятельности.
Применение ИКТ улучшает качество усвоения материалов урока, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Данные технологии используются в связи с возрастными и психологическими особенностями старшеклассников, с новыми требованиями ФГОСТ. Методы и формы обучения: работа со словарями, диалог, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, тестирование, диагностические работы, фронтальный опрос, групповая работа, парная работа, сочинение.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016. 2. Единый государственный экзамен 2019. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2018. 3. ЕГЭ-2019. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2018. 4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2019. 5. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2019.
Материально-техническая база.
· компьютер
· проектор
· экран
· интерактивная доска
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. ФИПИ. Открытый банк заданий.
3. http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
и другие.
Теги: 11 класс, рабочая программа
Материал выложил: Ольга Толмачёва
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4919688 от 06.11.2019
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные программы и планы к урокам русского языка и литературы.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.