Запомни!
Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ"
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» (задание 27) 11 класс Пояснительная записка Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 11 классов. Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя. Сочинение – не только один из самых сложных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыка связной речи. Оно требует от выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко, образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном тексте. Актуальность данного элективного курса заключается в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к сочинению – рассуждению на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Программа элективного курса предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа. Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. Задачи курса: развитие коммуникативной компетенции обучающихся; · формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения; · овладение нормами русского литературного языка; · обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; · развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию; · формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста; · обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ; · воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова. Ожидаемые результаты. учащиеся должны знать: · теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; уметь применять такие коммуникативные умения, как умение: · интерпретировать содержание исходного текста; · последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; · выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; · создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения сочинения; · анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. владеть: коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использования языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения. Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации. Содержание учебного курса Введение (4 ч) Цели и задачи курса. Сочинение как целостный текст. Основные требования к сочинению. Формулировка задания 27 ЕГЭ. Основные понятия. Структура сочинения. Критерии оценивания. Проблема текста (4 ч) Проблема текста. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблемы. Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Выбор одной проблемы из нескольких. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Комментарий к проблеме (5 ч) Типы информации в тексте: фактуальная и концептуальная информация. Способы отсылки к тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения: прямая речь, косвенная речь, предложение с вводной конструкцией, цитата как часть предложения. Пояснение к примеру-иллюстрации и связь между примерами (противопоставление, дополнение, сравнение, причина, следствие, уступка), анализ связи. Авторская позиция (4 ч) Авторская позиция в художественном тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Аргументация собственной позиции (2 ч) Способы аргументации собственной позиции: · факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло); · иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях; · опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.); · обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов); · цитаты из авторитетных источников; · обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.); · обращение к логике (индукция, дедукция). Композиция сочинения (8 ч) Основные средства связи между предложениями в тексте (слова-заместители, лексические повторы и повторы форм слова, соответствие видовременных глагольных форм, предлоги, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, союзы, прямой и обратный порядок слов, последовательность изложения мыслей, слова-организаторы логических связей, вводные слова, организующие порядок высказывания). Виды и формы вступления (проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме, создание определенного эмоционального настроя, описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста, цитата исходного текста, обращение к фактам биографии автора). Виды заключения (обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, призыв, обращение к читателю, использование цитат). Типовые конструкции, используемые в заключении. Речевое оформление сочинения (5 ч) Грамматические ошибки, их виды: ошибочное словообразование, нарушение согласования, нарушение управления, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях, ошибки в построении предложения с однородными членами, ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом, ошибки в построении предложения с причастным оборотом, ошибки в построении сложного предложения, смешение прямой и косвенной речи, нарушение границ предложения, нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм, бедность и однообразие синтаксических конструкций, неудачное употребление местоимений. Речевые ошибки, их виды: употребление слова в несвойственном ему значении, неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов, неразличение синонимичных слов, употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов, неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов, неоправданное употребление просторечных слов, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишних слов, в том числе плеоназм, употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология), неоправданное повторение слова, искажение состава фразеологизма. Логические ошибки, их виды: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развертывания мыслей, отсутствие связи между высказываниями. Фактические ошибки, их виды: подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими, искажение фактов, неверная характеристика примера, явления, неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте. Календарно-тематическое планирование
| Введение (4 ч) |
|
1 | Сочинение как целостный текст. Эссе. |
|
2 | Формулировка задания. Основные понятия. Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ. |
|
3 | Порядок работы над сочинением. Анализ образца. |
|
4 | Критерии оценивания сочинения. Практикум. Оценивание готового сочинения по критериям. |
|
| Проблема текста (4 ч) |
|
5 | Проблема текста. Типы проблем. |
|
6 | Выбор одной проблемы из нескольких. Способы формулировки проблемы. |
|
7 | Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. |
|
8 | Практикум. Определяем проблему текста. |
|
| Комментарий к проблеме (5 ч) |
|
9 | Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. |
|
10 | Способы отсылки к тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения |
|
11 | Пояснение к примеру-иллюстрации и связь между примерами, анализ связи. |
|
12-13 | Практикум. Написание комментария. |
|
| Авторская позиция (4 ч) |
|
14 | Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. |
|
15 | Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. |
|
16 | Практикум. Анализ готовых сочинений. |
|
17 | Практикум. Формулируем авторскую позицию. |
|
| Аргументация собственной позиции (2 ч) |
|
18 | Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. |
|
19 | Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. |
|
| Композиция сочинения (8 ч) |
|
20 | Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения |
|
21-22 | Практикум. Написание сочинения по тексту (демонстрационный вариант 2019) |
|
23 | Практикум. Анализ сочинений |
|
24-25 | Практикум. Написание сочинения по тексту (демонстрационный вариант 2020) |
|
26-27 | Практикум. Написание сочинения по тексту (демонстрационный вариант 2021) |
|
| Речевое оформление сочинения (5 ч) |
|
28 | Грамматические и речевые ошибки, их исправление |
|
30 | Логические и фактические ошибки, их исправление |
|
31-34 | Практикум. Написание сочинений по реальным текстам ЕГЭ прошлых лет |
|
Литература:
1.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебное пособие/ Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион: 2016.
2. fipi.ru
3. mogu-pisat.ru
Теги: ЕГЭ по русскому, сочинение ЕГЭ
Материал выложил: Наталья Виноградова
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал
Свидетельство о публикации № 10896118 от 04.11.2020
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные программы и планы к урокам русского языка и литературы.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.