Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуПрограммы и планы
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать программы и планы по русскому языку. Используйте размещённые здесь материалы для своей отчётности, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими программами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, то, что выложили другие. Так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Если добавите свой материал, сразу же сможете скачать свидетельство о публикации в СМИ.
        добавить-материал.png


04.11.2020

Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ"



Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» (задание 27) 11 класс Пояснительная записка Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 11 классов. Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя. Сочинение – не только один из самых сложных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыка связной речи. Оно требует от выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко, образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном тексте. Актуальность данного элективного курса заключается в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к сочинению – рассуждению на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Программа элективного курса предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа. Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. Задачи курса: развитие коммуникативной компетенции обучающихся; ·    формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения; ·    овладение нормами русского литературного языка; ·    обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; ·    развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию; ·    формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста; ·    обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ; ·    воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова. Ожидаемые результаты. учащиеся должны знать: ·    теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; уметь применять такие коммуникативные умения, как умение: ·    интерпретировать содержание исходного текста; ·    последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; ·    выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; ·    создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения сочинения; ·    анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. владеть: коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использования языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения. Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации. Содержание учебного курса Введение (4 ч) Цели и задачи курса. Сочинение как целостный текст. Основные требования к сочинению. Формулировка задания 27 ЕГЭ. Основные понятия. Структура сочинения. Критерии оценивания. Проблема текста (4 ч) Проблема текста. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблемы. Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Выбор одной проблемы из нескольких. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Комментарий к проблеме (5 ч) Типы информации в тексте: фактуальная и концептуальная информация. Способы отсылки к тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения: прямая речь, косвенная речь, предложение с вводной конструкцией, цитата как часть предложения. Пояснение к примеру-иллюстрации и связь между примерами (противопоставление, дополнение, сравнение, причина, следствие, уступка), анализ связи. Авторская позиция (4 ч) Авторская позиция в художественном тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Аргументация собственной позиции (2 ч) Способы аргументации собственной позиции: ·    факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло); ·    иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях; ·    опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.); ·    обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов); ·    цитаты из авторитетных источников; ·    обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.); ·    обращение к логике (индукция, дедукция). Композиция сочинения (8 ч) Основные средства связи между предложениями в тексте (слова-заместители, лексические повторы и повторы форм слова, соответствие видовременных глагольных форм, предлоги, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, союзы, прямой и обратный порядок слов, последовательность изложения мыслей, слова-организаторы логических связей, вводные слова, организующие порядок высказывания). Виды и формы вступления (проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме, создание определенного эмоционального настроя, описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста, цитата исходного текста, обращение к фактам биографии автора). Виды заключения (обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, призыв, обращение к читателю, использование цитат). Типовые конструкции, используемые в заключении. Речевое оформление сочинения (5 ч) Грамматические ошибки, их виды: ошибочное словообразование, нарушение согласования, нарушение управления, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях, ошибки в построении предложения с однородными членами, ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом, ошибки в построении предложения с причастным оборотом, ошибки в построении сложного предложения, смешение прямой и косвенной речи, нарушение границ предложения, нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм, бедность и однообразие синтаксических конструкций, неудачное употребление местоимений. Речевые ошибки, их виды: употребление слова в несвойственном ему значении, неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов, неразличение синонимичных слов, употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов, неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов, неоправданное употребление просторечных слов, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишних слов, в том числе плеоназм, употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология), неоправданное повторение слова, искажение состава фразеологизма. Логические ошибки, их виды: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развертывания мыслей, отсутствие связи между высказываниями. Фактические ошибки, их виды: подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими, искажение фактов, неверная характеристика примера, явления, неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте.   Календарно-тематическое планирование

 

Введение (4 ч)

 

1

Сочинение как целостный текст. Эссе.

 

2

Формулировка задания. Основные понятия. Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

 

3

Порядок работы над сочинением. Анализ образца.

 

4

Критерии оценивания сочинения. Практикум. Оценивание готового сочинения по критериям.

 

 

Проблема текста (4 ч)

 

5

Проблема текста. Типы проблем.

 

6

Выбор одной проблемы из нескольких. Способы формулировки проблемы.

 

7

Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.

 

8

Практикум. Определяем проблему текста.

 

 

Комментарий к проблеме (5 ч)

 

9

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.

 

10

Способы отсылки к тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения

 

11

Пояснение к примеру-иллюстрации и связь между примерами, анализ связи.

 

12-13

Практикум. Написание комментария.

 

 

Авторская позиция (4 ч)

 

14

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

 

15

Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

 

16

Практикум. Анализ готовых сочинений.

 

17

Практикум. Формулируем авторскую позицию.

 

 

Аргументация собственной позиции (2 ч)

 

18

Аргументация собственного мнения. Виды аргументов.

 

19

Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации.

 

 

Композиция сочинения (8 ч)

 

20

Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения

 

21-22

Практикум. Написание сочинения по тексту (демонстрационный вариант 2019)

 

23

Практикум. Анализ сочинений

 

24-25

Практикум. Написание сочинения по тексту (демонстрационный вариант 2020)

 

26-27

Практикум. Написание сочинения по тексту (демонстрационный вариант 2021)

 

 

Речевое оформление сочинения (5 ч)

 

28

Грамматические и речевые ошибки, их исправление

 

30

Логические и фактические ошибки, их исправление

 

31-34

Практикум. Написание сочинений по реальным текстам ЕГЭ прошлых лет

 

 

Литература:

1.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебное пособие/ Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион: 2016.

2. fipi.ru

3. mogu-pisat.ru


Теги: ЕГЭ по русскому, сочинение ЕГЭ
Материал выложил:  Наталья Виноградова
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 10896118 от 04.11.2020
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные программы и планы к урокам русского языка и литературы. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяца Кроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.      
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.    
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.