тренинг грамотности.png














  

Мини-курс  "Безударные гласные"

безударные гласные.png
65 интерактивных упражнений
240 корней
упражнения озвучены
автоматизация навыка
200 рублей
 

   Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуМетоды изучения русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Образование меняется. Школа остаётся?

Образование меняется. Школа остаётся?

О кризисе образования и источниках развития 

Резонно заметив, что что-то неверно, 
Решили, что судно покрашено скверно…
 А. Макаревич 

О кризисе образования не говорит сегодня, наверное, только ленивый. Последние 20 лет реформ принесли системе полтора десятка частично не принятых, а частично и не понятых новаций. Перечислять их здесь особого смысла нет. Все они (по словам одного из авторитетных экспертов образования) напоминают попытку, сидя в лодке, разогнать ее, старательно дуя в паруса. При этом школа остается «вещью в себе», успешно ассимилирующей усилия реформаторов по ее изменению. На фоне возвращения в школу ГТО, НВП, школьной формы и единых учебников можно говорить о том, что школа не только потеряла монополию на образование, но и дрейфует как система в сторону решения социальных, а не образовательных задач. Она выполняет функции социального лифта, службы занятости (присмотра), выравнивания шансов и т.д. Развитие образования и развитие системы образования – две разные задачи, и найти источники развития системы можно, в том числе если обратить свой взгляд за ее пределы. О том, что мы сможем там увидеть, поговорим чуть позже, а пока одна ремарка.

 У нас все точно так же, только лучше 

В магазин поступили поддельные воздушные шарики. Выглядят как настоящие, но не радуют. У нас все так же, только лучше. С этого все начинается в школе, этим все и заканчивается. И пока это так, кто бы из работников образования ни смотрел вовне системы, он ничего там не увидит, кроме системы… Образовательная робототехника? А, так это дополнительное образование, у нас это есть! Сетевые сообщества, ну как же – у нас есть. Интерактивные программы – у нас тоже есть, еще у нас есть социальные образовательные проекты, цифровые образовательные ресурсы, творческое развитие и многое другое, и все это лучше. Да, конечно. Там, вовне, все точно так же, как у вас, но понимаете… тут все дело в «волшебных пузырьках». Взгляд вовне – это взгляд за гладь зеркала, за грань того, что мы привыкли видеть. Ну, если хочется посмотреть, читаем дальше. 

За гладью зеркала 

Пусть это дико для иностранцев, насчет учебы мы в ус не дуем, Мы называемся школа танцев, но мы не учимся, мы танцуем. М. Щербаков Итак, что мы увидим, если посмотрим «за грань» системы образования? Попробую дать беглый обзор. 

Сетевой формат 

Настоящий момент – время сетей и сетевых проектов. Приведу только несколько примеров наиболее интересных, на мой взгляд, сетевых проектов и сообществ: – Проект «Глобальная школьная лаборатория» www.globallab.ru в настоящий момент объединяет около 500 школ РФ и ближнего зарубежья. Цель проекта – создание платформы совместной исследовательской деятельности школьников всего мира. – Проект «Интернет-урок» http://interneturok.ru/, на данный момент это более 3500 видеоуроков по школьной программе в свободном (открытом) доступе и без рекламы. Интересной представляется сетевая активность в общем образовании крупных госкорпораций. Это школы Росатома http://www.rosatomschool.ru, Школьная лига Роснано http://schoolnano.ru/. Среди педагогических сетевых сообществ можно упомянуть: сеть творческих учи-телей http://it-n.ru, сообщество августовского интернет-педсовета http://pedsovet.org, интернет-государство учителей http://intergu.ru/, социальную сеть работников образования http://nsportal.ru/, образовательную галактику Intel http://edugalaxy.intel.ru. Конечно, данный список не претендует на полноту, тут важно другое: образовательный сегмент сети интернет развивается, и каждый при желании найдет для себя именно то сообщество, которое его устраивает.

Меняющийся музей в меняющемся мире 

Еще не ушли в прошлое, но уже воспринимаются как анахронизм таблички в музеях: «Руками не трогать», «За линию не заходить». Трогать и заходить! Это парадигма нового музейного пространства – интерактивного музея, музея, в котором наука становится живой, музея, в котором ты крутишь ручки, соединяешь химические ингредиенты, кричишь (изучая громкость и тембр голоса), измеряешь себя в мышках и медведях, понимаешь, почему мир устроен именно так, и хохочешь как сумасшедший... За последние несколько лет не только в Москве, но и в регионах появился целый ряд интерактивных музеев (и интерактивных проектов на территории музеев). В качестве примеров можно привести: Экспериментаниум, Лунариум (Москва), ЛабиринтУм (Санкт-Петербург), Умникум (Санкт-Петербург), Экспериментарий (Иркутск), Экспериментус (Челябинск), Парк чудес «Галилео» (Екатеринбург). Свои интерактивные экспозиции есть в Дарвиновском, Политехническом и других музеях. Нет смысла приводить здесь адреса и телефоны. Как узнать про все про это? Гуглите, друзья мои, и вы увидите, что мир гораздо интереснее, чем казалось… Справедливости ради стоит сказать, что на фоне всего этого биоразнообразия возникли и «медийные проекты», помогающие ориентироваться, чтобы не пропустить ничего интересного. Среди примеров можно назвать: Кидсревью (http://www.kidsreview.ru, Лети-дор http://letidor.ru/, Успевай с детьми http://uspevai7ya.ru/. 

Интеллектуализация развлечений. 

Научные шоу и научный театр. Интерактивные программы Отдельного внимания заслуживает и еще один тренд, возникающий на стыке образования и досуга – научное шоу и научный театр. Вообще стоит отметить, что в последнее время возникает мода на интеллектуализацию развлечений. Репертуар таких представлений примерно одинаков, меняются во многом только названия, будь это Шоу сумасшедшего профессора Николя http://www.nik-show.ru/, научное шоу академика Стекляшкина http://www.show-nauka.ru/, Открывашка http://o-show.ru/ или Полкило чудес http://polkilochudes.ru/. Тут можно спорить об эстетике и научности, но факты говорят сами за себя: возник спрос на интеллектуальные образовательные про-граммы, и спрос рождает предложение. В системе образования подобная активность, но в более близком к школе формате, развивается на базе муниципальных центров дополнительного образования, таких как ДТ «Интеллект», «Технорама» на Юго-Востоке, «Полигонпро» (Москва) и частных, таких, например, как «Эврика-Парк» (Москва). Есть и еще более экзотические интерактивные объекты типа интеракториума «Марс-Тефо» на ВДНХ (Москва), где можно поучаствовать в марсианской экспедиции, или интерактивные события в стиле игр в реальном времени. Так нащупывается новый формат образования – интерактивная образовательная программа, сочетающая в себе: – театральность (имея в виду костюмы, декорации, сценарии и другие атрибуты); – интерактивность (вовлеченность участника программы в само действо, т.е. возможность побыть не просто зрителем); – игровой момент (как правило, занятие проходит в игровой форме, непринужденно и весело). И вокруг этого вырастает целая индустрия детских научных и развивающих игрушек. 

Новое содержание школьного образования 

В конце этого небольшого обзора приведу несколько любопытных, на мой взгляд, примеров учебных курсов. Пока школа вводит ОРКиСЭ и рассуждает про НВП и ГТО… 
  • в Израиле изучают электронные войны, урок, на котором в качестве контрольной принимают собственную антивирусную программу. 
  • в одном из колледжей Британии пользуются огромным спросом уроки… эльфийского языка, а в другом преподаватели получают грант на учебный курс естествознания в эстетике Гарри Поттера. 
  • в Японии есть уроки любования природой, а в одной из школ Германии – уроки счастья, на которых, чтобы получить оценку, ученик воплощает в жизнь собственный проект. 
Самое главное, что объединяет эти примеры: образование и жизнь в них объединяются в одном пространстве. Просто для кого-то жизнь – это цветение сакуры, для кого-то – магия, а для кого-то – начальная военная подготовка. Каждому свое. 

Послесловие 

Недавно мы сходили с бабушкой в Дарвиновский музей. Когда мы вышли, она сказала: «Да, давно я не была в музее. Теперь это действительно интересно…». История имела продолжение: примерно через месяц она сама нашла страницу музея в социальной сети и оставила там благодарственный отзыв. Мир изменился, образование изменилось, а школа осталась там – в другом мире. В мире школьной формы, обязательных предметов, классно-урочной системы, аудиторных занятий и ручного управления… 

Пора меняться.

Материал предоставлен автором. Впервые опубликован в электронной газете Вести образования

Теги: кризис образования, школа
Автор:  Павел Шиварёв
Свидетельство о публикации № 508 от 16 Января 2014
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку





анализ текста Барчан безграмотность вебинары гласные после шипящих диктант для чиновников диктанты дистанционно для взрослых домашнее обучение игра клоуз-текст кризис образования менеджеры методика начальная школа неграмотность нейропсихология онлайн опорные сигналы орфографическое чтение орфография орфография без правил орфография по правилам повышение грамотности правила проверка грамотности программа пунктуация развивающие методики развитие речи русский дистанционно семейное обучение сенсорно-моторные методы словарная работа словарные слова словарный диктант советы родителям Современное образование Сорокина сочинение способы запоминания средняя школа стилистика тест тесты онлайн тренинг тренинг грамотности удвоенные согласные устойчивые обороты фоновый материал фоторамка Шаталов школа