Запомни!
Разделы и принципы русской орфографии в методике преподавания
Читайте также:
- Современная стратегия изучения орфографии
- Что такое орфографическое чтение и как оно работает
- Порядок изучения правил орфографии
- Онлайн курс Орфография по правилам
- Онлайн курс Орфография без правил
Предложенный метод освоения правил подходит для продвинутого уровня изучения орфографии. Такие таблицы можно составлять со старшеклассниками в гуманитарных классах.
Основные орфограммы русского языка изучают в школе. Чуть более семидесяти правил должен запомнить ученик, чтобы не делать орфографических ошибок. Но если бы все было так просто, то и уроков орфографии понадобилось бы немного. В действительности требуется усвоить немалый теоретический материал, включающий понятия частей речи и частей слов, а также понимание принципов русской орфографии.
Принципы русской орфографии
У лингвистов нет единой стройной теории, касающейся принципов орфографии. Разные авторы говорят о разном их числе. Обобщение исследований Л. Л. Касаткина, Л. В. Щербы, Ю. С. Маслова и других позволяет выделить четыре группы требований, обосновывающих выбор написания.
1. Фонетический принцип. Предполагается написание слова в соответствии со звучанием. Например, правописание приставок бес- и без-.
2. Морфологический принцип. Опирается на единообразное написание морфемы при разном произношении. Сюда относятся орфограммы: безударная гласная в корне слова, непроизносимые согласные и т. п.
3. Традиционный принцип. Слово пишется в соответствии с исторически сложившимися условиями, при этом невозможно подобрать проверочное слово или объяснить написание с точки зрения современного русского. Это такие орфограммы, как чередование гласных в корнях или двойные согласные в заимствованиях.
4. Дифференцирующий принцип. Различие написания разграничивает части речи и отображает разное смысловое наполнение. Насчет и на счет, ожог и ожег и т. п.
Разделы орфографии, изучаемые в школе, также делятся на несколько групп. Они касаются изображения звуков буквами, употребления заглавных букв, слитного, дефисного или раздельного написания, переноса слов, а также правил сокращения (сложносокращенные слова, аббревиатуры, графические сокращения).
Каждая орфограмма относится к своему разделу и опирается на тот или иной принцип написания. Все эти обобщающие понятия нужны для структурирования и систематизации знаний и, в конечном счете, твердой орфографической грамотности при создании текстов. Хорошим подспорьем в запоминании изложенной теории о принципах и разделах орфографии может послужить таблица, которую будет заполнять ученик, относя каждое новое правило в ту или иную категорию.
10 орфограмм русского языка
Далее мы разберем 10 орфограмм русского языка с примерами, опираясь на изложенную выше теорию.
Как вы понимаете, любое правило можно поместить в таблицу, добавляя строки. Практическая работа по составлению подобных таблиц может помочь школьникам, интересующимся теорией и историей орфографии, глубоко вникнуть в предмет.
Разделы орфографии и принципы написания |
Морфологический принцип |
Фонетический принцип |
Традиционный принцип |
Дифференцирующий принцип |
Передача звуков речи на письме |
Безударные проверяемые гласные в корне слов. В безударной позиции в корне слова пишется та же буква, что и в проверочном слове под ударением: увядать – вянет, лесничество – лес. |
Написание А/О в приставках раз-/рас-/рос-/роз-. Под ударением пишется О, в безударной позиции А. Размышлять, розыск, роспись, рассылка. |
Непроверяемые безударные гласные. Написание проверяется по словарю: собака, калач, периферия. |
Написание Ь для разграничения женского и мужского рода: ночь, меч, ложь, нож. |
Написание заглавных букв |
|
|
С прописной буквы пишется каждая новая строка в стихотворении, независимо от знака препинания в конце предшествующей строки.
|
|
Слитное, дефисное и раздельное написание |
|
· Слитное написание предлогов и наречий, образованных слиянием предлога и существительного: внизу, взамен, навстречу. |
· Дефисное написание частиц: кое-, кой-, -ка, ‑либо, -нибудь, -то, -тка, ‑с, -де. Кое-как, какой-то, ждем-с. |
· Написание омофонов с различным лексико-грамматическим значением: на счет и насчет. |
Правила переноса |
Нельзя разбивать односложную приставку, если после нее стоит согласный: под-кова, раз-возчик. |
|
|
|
Правила сокращения |
|
При удвоенных согласных перед гласным следует в сокращении оставлять только первую: грам. ошибка, клас. различия. |
|
|
Не все правила легко вписать в предложенную таблицу, однако само рассуждение на тему, к какому разделу орфографии оно относится и на какой или какие принципы опирается, помогает глубже понять орфографию русского языка. Такая «занимательная гимнастика» по русскому языку доступна школьникам старших классов, студентам и специалистам. Более младшим ученикам можно предложить другой практикум по орфографии, например изучать ее онлайн. Для этого на сайте mogupisat.ru разработаны специальные упражнения.
Теги: орфография, средняя школа
Автор: Елена Мазур
Свидетельство о публикации № 203452 от 9 августа 2015