Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Образование меняется. Школа остаётся?
Автор изображения Mihail_fotodeti . Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/ru/users/mihail_fotodeti-6672347/

Образование меняется. Школа остаётся?

О кризисе образования и источниках развития 

Резонно заметив, что что-то неверно, 
Решили, что судно покрашено скверно…
 А. Макаревич 

О кризисе образования не говорит сегодня, наверное, только ленивый. Последние 20 лет реформ принесли системе полтора десятка частично не принятых, а частично и не понятых новаций. Перечислять их здесь особого смысла нет. Все они (по словам одного из авторитетных экспертов образования) напоминают попытку, сидя в лодке, разогнать ее, старательно дуя в паруса. При этом школа остается «вещью в себе», успешно ассимилирующей усилия реформаторов по ее изменению. На фоне возвращения в школу ГТО, НВП, школьной формы и единых учебников можно говорить о том, что школа не только потеряла монополию на образование, но и дрейфует как система в сторону решения социальных, а не образовательных задач. Она выполняет функции социального лифта, службы занятости (присмотра), выравнивания шансов и т.д. Развитие образования и развитие системы образования – две разные задачи, и найти источники развития системы можно, в том числе если обратить свой взгляд за ее пределы. О том, что мы сможем там увидеть, поговорим чуть позже, а пока одна ремарка.

 У нас все точно так же, только лучше 

В магазин поступили поддельные воздушные шарики. Выглядят как настоящие, но не радуют. У нас все так же, только лучше. С этого все начинается в школе, этим все и заканчивается. И пока это так, кто бы из работников образования ни смотрел вовне системы, он ничего там не увидит, кроме системы… Образовательная робототехника? А, так это дополнительное образование, у нас это есть! Сетевые сообщества, ну как же – у нас есть. Интерактивные программы – у нас тоже есть, еще у нас есть социальные образовательные проекты, цифровые образовательные ресурсы, творческое развитие и многое другое, и все это лучше. Да, конечно. Там, вовне, все точно так же, как у вас, но понимаете… тут все дело в «волшебных пузырьках». Взгляд вовне – это взгляд за гладь зеркала, за грань того, что мы привыкли видеть. Ну, если хочется посмотреть, читаем дальше. 

За гладью зеркала 

Пусть это дико для иностранцев, насчет учебы мы в ус не дуем, Мы называемся школа танцев, но мы не учимся, мы танцуем. М. Щербаков Итак, что мы увидим, если посмотрим «за грань» системы образования? Попробую дать беглый обзор. 

Сетевой формат 

Настоящий момент – время сетей и сетевых проектов. Приведу только несколько примеров наиболее интересных, на мой взгляд, сетевых проектов и сообществ: – Проект «Глобальная школьная лаборатория» www.globallab.ru в настоящий момент объединяет около 500 школ РФ и ближнего зарубежья. Цель проекта – создание платформы совместной исследовательской деятельности школьников всего мира. – Проект «Интернет-урок» http://interneturok.ru/, на данный момент это более 3500 видеоуроков по школьной программе в свободном (открытом) доступе и без рекламы. Интересной представляется сетевая активность в общем образовании крупных госкорпораций. Это школы Росатома http://www.rosatomschool.ru, Школьная лига Роснано http://schoolnano.ru/. Среди педагогических сетевых сообществ можно упомянуть: сеть творческих учи-телей http://it-n.ru, сообщество августовского интернет-педсовета http://pedsovet.org, интернет-государство учителей http://intergu.ru/, социальную сеть работников образования http://nsportal.ru/, образовательную галактику Intel http://edugalaxy.intel.ru. Конечно, данный список не претендует на полноту, тут важно другое: образовательный сегмент сети интернет развивается, и каждый при желании найдет для себя именно то сообщество, которое его устраивает.

Меняющийся музей в меняющемся мире 

Еще не ушли в прошлое, но уже воспринимаются как анахронизм таблички в музеях: «Руками не трогать», «За линию не заходить». Трогать и заходить! Это парадигма нового музейного пространства – интерактивного музея, музея, в котором наука становится живой, музея, в котором ты крутишь ручки, соединяешь химические ингредиенты, кричишь (изучая громкость и тембр голоса), измеряешь себя в мышках и медведях, понимаешь, почему мир устроен именно так, и хохочешь как сумасшедший... За последние несколько лет не только в Москве, но и в регионах появился целый ряд интерактивных музеев (и интерактивных проектов на территории музеев). В качестве примеров можно привести: Экспериментаниум, Лунариум (Москва), ЛабиринтУм (Санкт-Петербург), Умникум (Санкт-Петербург), Экспериментарий (Иркутск), Экспериментус (Челябинск), Парк чудес «Галилео» (Екатеринбург). Свои интерактивные экспозиции есть в Дарвиновском, Политехническом и других музеях. Нет смысла приводить здесь адреса и телефоны. Как узнать про все про это? Гуглите, друзья мои, и вы увидите, что мир гораздо интереснее, чем казалось… Справедливости ради стоит сказать, что на фоне всего этого биоразнообразия возникли и «медийные проекты», помогающие ориентироваться, чтобы не пропустить ничего интересного. Среди примеров можно назвать: Кидсревью (http://www.kidsreview.ru, Лети-дор http://letidor.ru/, Успевай с детьми http://uspevai7ya.ru/

Интеллектуализация развлечений. 

Научные шоу и научный театр. Интерактивные программы Отдельного внимания заслуживает и еще один тренд, возникающий на стыке образования и досуга – научное шоу и научный театр. Вообще стоит отметить, что в последнее время возникает мода на интеллектуализацию развлечений. Репертуар таких представлений примерно одинаков, меняются во многом только названия, будь это Шоу сумасшедшего профессора Николя http://www.nik-show.ru/, научное шоу академика Стекляшкина http://www.show-nauka.ru/, Открывашка http://o-show.ru/ или Полкило чудес http://polkilochudes.ru/. Тут можно спорить об эстетике и научности, но факты говорят сами за себя: возник спрос на интеллектуальные образовательные про-граммы, и спрос рождает предложение. В системе образования подобная активность, но в более близком к школе формате, развивается на базе муниципальных центров дополнительного образования, таких как ДТ «Интеллект», «Технорама» на Юго-Востоке, «Полигонпро» (Москва) и частных, таких, например, как «Эврика-Парк» (Москва). Есть и еще более экзотические интерактивные объекты типа интеракториума «Марс-Тефо» на ВДНХ (Москва), где можно поучаствовать в марсианской экспедиции, или интерактивные события в стиле игр в реальном времени. Так нащупывается новый формат образования – интерактивная образовательная программа, сочетающая в себе: – театральность (имея в виду костюмы, декорации, сценарии и другие атрибуты); – интерактивность (вовлеченность участника программы в само действо, т.е. возможность побыть не просто зрителем); – игровой момент (как правило, занятие проходит в игровой форме, непринужденно и весело). И вокруг этого вырастает целая индустрия детских научных и развивающих игрушек. 

Новое содержание школьного образования 

В конце этого небольшого обзора приведу несколько любопытных, на мой взгляд, примеров учебных курсов. Пока школа вводит ОРКиСЭ и рассуждает про НВП и ГТО… 
  • в Израиле изучают электронные войны, урок, на котором в качестве контрольной принимают собственную антивирусную программу. 
  • в одном из колледжей Британии пользуются огромным спросом уроки… эльфийского языка, а в другом преподаватели получают грант на учебный курс естествознания в эстетике Гарри Поттера. 
  • в Японии есть уроки любования природой, а в одной из школ Германии – уроки счастья, на которых, чтобы получить оценку, ученик воплощает в жизнь собственный проект. 
Самое главное, что объединяет эти примеры: образование и жизнь в них объединяются в одном пространстве. Просто для кого-то жизнь – это цветение сакуры, для кого-то – магия, а для кого-то – начальная военная подготовка. Каждому свое. 

Послесловие 

Недавно мы сходили с бабушкой в Дарвиновский музей. Когда мы вышли, она сказала: «Да, давно я не была в музее. Теперь это действительно интересно…». История имела продолжение: примерно через месяц она сама нашла страницу музея в социальной сети и оставила там благодарственный отзыв. Мир изменился, образование изменилось, а школа осталась там – в другом мире. В мире школьной формы, обязательных предметов, классно-урочной системы, аудиторных занятий и ручного управления… 

Пора меняться.

Материал предоставлен автором. Впервые опубликован в электронной газете Вести образования

Теги: кризис образования, школа
Автор:  Павел Шиварёв
Свидетельство о публикации № 508 от 16 января 2014

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений