Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Технология парного обучения в учебно-воспитательном процессе
Однажды, а если быть точнее, 29 октября 2010 года, в поисках материала к очередному уроку, случайно «набрела» на сайт Всероссийского Интернет-педсовета «ПЕДСОВЕТ.org»
В теме «Отзывы» авторского форума по технологии парного обучения меня привлекло сообщение учителя физики из Тульской области о том, что на уроках с применением этой технологии «глаза у учеников горят, класс оживает». Горящие детские глаза… Я подумала: "Вот чего мне не хватает на уроках!"
- Что это за технология? Хочу знать! – решила я и занялась самообразованием
Оказалось, что такая форма взаимной передачи знаний корнями уходит в далекое прошлое. Ее возраст никак не меньше двух тысяч лет – именно столько времени существуют ешИвы - еврейские школы.
В Европе взаимное обучение в разных видах появилось в начале 19 века. Первое упоминание именно о парном взаимном обучении относится к 1804году. Монах Жирар в городе Фрайбург, в Швейцарии, открыл для бедняков при монастыре школу... И там сказал "будем учить друг друга взаимно и попеременно". Благодарные горожане через 5 лет после его смерти на центральной площади поставили ему бронзовый памятник.
В России первые школы взаимного обучения создавались в 19 веке при воинских частях, офицерами, вернувшимися из похода на Париж в 1815 году.
С 1918 по 1943 годы парное обучение связано с именем русского советского педагога-новатора Александра Григорьевича Ривина, который называл парное обучение "оргдиалог" и "талгенизм" (от слов "талант" и "гений").
В 1941 году с Ривиным познакомился в Москве Дьяченко Виталий Кузьмич, в то время - ученик 10 класса, основоположник теории коллективного способа обучения, благодаря трудам которого парное обучение получило развитие и известность в конце 20 века.
С 1988 года продвижением этой формы взаимодействия в образовательном процессе занимается инженер-технолог парного обучения Громыко Григорий Олегович из Германии. Он работает с педагогами России и других стран.
Григорий Олегович с завидной терпеливостью помогает и мне в постижении премудростей технологии парного обучения и практическом применении ее в учебно-воспитательном процессе.
Сама технология парного обучения очень простая, - вот на этой схеме изображены её основные компоненты.
Буквами Р1 и Р2 обозначены "партнёры" в паре. К1 и К2 - это "карточки", но в более широком смысле это "кусок информации" по предмету, которым владеет каждый из партнеров. В парах партнёры сидят «через угол»: ребята в таком случае могут выбрать для себя удобную позу - на таких уроках нет необходимости требовать, чтобы они сидели прямо, следили за своей осанкой.
Дети также вырабатывают навыки самоконтроля и самоорганизации, например, они подходят к листу учёта и делают на нём пометки. На уроке они соблюдают определённые правила.
Партнёры в работе друг с другом придерживаются алгоритма (см. презентацию). В целях экономии времени я сейчас не буду проговаривать этот алгоритм, но если кто заинтересуется, готова поделиться своими знаниями и дать ссылку на сайт.
Своих коллег с данной технологией я знакомила постепенно: делилась впечатлениями от уроков, выступила на педсовете по теме: «Формирование базовых умений и компетенций как условие формирования и подготовки конкурентоспособной личности», потом по просьбе коллег организовала для них обучающий семинар и дистанционный семинар по скайпу с Громыко.
28 ноября 2012 года на семинаре для директоров школ открытый урок по русскому языку по теме «Одна и две буквы «Н» в разных частях речи» провела по технологии парного обучения.
Технология парного обучения позволяет мне реально осуществить деятельностный подход, являющийся главным ядром при реализации ФГОС. На слайде хорошо видно, что все дети включены в работу.
Технология парного обучения является основой индивидуального развития ребенка, она способствует его социализации, духовно-нравственному развитию и самое главное - в условиях парного обучения решается проблема перегрузки учащихся.
Обучение в парах также решает проблему сохранения здоровья. Во время урока дети передвигаются по классу от партнёра к партнеру, или для выполнения задания на доске. За урок ни один ребенок не получает замечания, потому что на таких уроках бывает только рабочий шум, который практически никому не мешает. После такой работы ученики не хотят уходить с урока, во время рефлексии раскрываются. Однажды шестиклассник признался:
- Когда мы сидим обычным способом, меня все время тянет оглянуться назад, чтобы узнать, что делают мои одноклассники, а тут - все работают, и я работаю!
Девочка, с которой до 8 класса никто не хотел сидеть за одной партой, после урока подошла, и со слезами на глазах прошептала.
- Со мной сегодня все мои одноклассники работали!
Технологию парного обучения я использую на классном часе, например, на занятиях по профсамоопределению.
В парах можно также проводить другие виды работы в школе, например педсоветы или родительские собрания, семинары и методические объединения.
Таким образом, работа в парах сменного состава может реально сохранить психическое и физическое здоровье нашим детям, а заодно и учителю, потому что работа в парах всем приносит радость!
Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге.
М.М.Бахтин русский философ и мыслитель,
Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного и социального развития.
План урока с использованием технологии парной работы
Класс: 5. Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык. 5 класс», под ред. Ладыженской Т.А.
Название раздела, темы: Морфемика. Орфография.
Тема урока: Правописание корней с чередованием.
Цели урока:
- работа по распознаванию слова с чередующимися гласными в корне слова;
- формированию интереса к орфографии и осознанному выбору орфограмм;
-активизация речи учащихся научного стиля;
-ознакомление участников семинара с технологией обучения в парах через их личную работу в парах с учениками.
Тип урока: урок получения новых знаний через взаимное обучение в парах
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
парное обучение, методика «Взаимообмен заданиями», работа в сменяемых парах.
Оборудование:
- карточки с теоретическим материалом;
- «ключи» для самопроверки, взаимопроверки – написаны в карточках;
- задания;
- листок учета;
Оформление: (плакат или запись на доске)
Наши основные правила: Говорим вполголоса! Общаемся культурно! Пересаживаемся тихо!
|
Что мы будем делать на уроке? читать – вдумчиво писать – разборчиво слушать – внимательно говорить – внятно, доступно
|
Организационный момент:
- посадка обучающихся и гостей урока попарно «через уголок»;
- вступительное слово учителя (формулировка темы и целей урока- учениками , сообщение об этапах урока, алгоритме работы в сменяемых парах, запуск листка учета)
Обозначения на Листке учета:
"красный плюс" – у меня эта карточка, я её "хозяин";
"плюс" – я эту карточку объяснил, то есть "передал".
Обозначения в алгоритме работы пары:
П1 и П2 – партнёры в паре, К (1, 2, 3 и т.д. – по количеству «участников урока») – карточки с теоретическим материалом и практическими заданиеми; Л1 и Л2 – рабочие листки.
Алгоритм работы пары по контенту урока:
1. П1 и П2 самостоятельно изучают свои К (карточки), выполняют задание на листках Л1 и Л2. По ключу (ключи прописаны на обратной стороне карточки) проверяют выполненную работу;
2. П1 рассказывает содержание своей карточки партнеру П2;
3. П1 спрашивает у П2, все ли по теме понятно, просит повторить правило;
4. П2 повторяет правило (при необходимости задает вопросы П1);
5. П2 получает от П1 задание для самостоятельной работы, выполняет задание на Л2. П2 выполняет задание, полученное от П1;
6. П1 по «ключу» проверяет работу П2. П2 проверяет работу П1.
7. Партнеры меняются карточками, находят свободного ученика и создают новую пару.
8. Далее работа строится по тому же алгоритму, начиная с пункта 2.
Рефлексия:
Учитель задает вопрос: «Назовите корни с чередованием безударных гласных, с которыми вы сегодня познакомились».
Учащиеся называют (их, корней с чередованием, 20).
Ученики заранее приготовили по одному вопросу для рефлексии и записали их на отдельном листочке.
Рефлексия проводится также в парах по следующему алгоритму:
- П1 задаёт свой вопрос (заранее подготовленный) П2;
- П2 проговаривает свой ответ и записывает его на листочке, на котором записан вопрос;
- П1 и П2 ищут новых партнеров и задают им свои вопросы.
Рефлексия завершается по команде учителя.
Слово учителя:
- Всем спасибо за сотрудничество!
- ребята продолжат изучение и закрепление правил правописания корней с чередованием.
По окончании урока всем предлагается оставить на листочках отзыв об уроке.
Фото с открытого урока
Идет десятая минута урока. Ты уже никому не нужен – вот досада! Так и хочется спросить: «Извините, я вам не мешаю?»
Чтобы не тратить драгоценные минуты урока, на Листе учёта зарегистрировались заранее. Поскольку по правилам сегодняшнего урока на начало урока № ученика в таблице (по вертикали) совпадал с № карточки (по горизонтали), «свою» карточку («хозяина») отметили «красным плюсом» еще при раздаче карточек. Далее партнеры, выполнив задания друг друга, выходили к доске (Лист учёта был прикреплен к магнитной доске), отмечали знаком «плюс» «отработанную» карточку.
№ п/п в таблице соответствует № карточки.
Карточка с теоретических материалом и практическими заданиями.
П1 рассказывает П2 содержание своей карточки. Примеры записывает на Л1, показывает, как графически объясняется условие выбора орфограммы, спрашивает: «Ты понял тему? Готов выполнить задание?» Если у П2 нет вопросов, он приступает «к обучению» П1. Потом партнеры меняются карточками и выполняют задания. Далее партнеры по ключу, «спрятанному» на внутренней стороне карточки проверяют качество выполненной работы. К сожалению, к данному уроку мной критерии оценивания не были разработаны. Можно было бы на Листе учёта в верхнем левом углу ставить «плюс» - я работал с этой карточкой, а в правом нижнем углу – оценку…
Урок длится 40 минут. За это время ребята успели проработать разное количество карточек. Задания в основном выходили выполнять к доске.
За 5 минут до конца урока по команде учИтеля работа в парах прекращена. Ребята общими усилиями называют все 20 корней с чередованием..
Далее учащиеся задают свой вопрос, приготовленный для партнера, среди которых были такие:
- Понравилось ли работать в парах.
- С кем из партнеров больше всего понравилось работать?
- Понял ли тему сегодняшнего урока? и т.д.
- Часто ли на уроках вы работаете в парах? (этот вопрос детям задали «гости» урока).
Рефлексия проходила устно…
По команде учителя ответы на вопросы прекращаются, и за 1 минуту до конца урока учитель успевает задать вопрос:
- Что сегодня на уроке вас приятно удивило?
Ответ ученика:
- Меня приятно удивило то, что учителя, пришедшие к нам в гости, сели с нами рядом и работали с нами. К сожалению, я успел поработать только с одним завучем.
Ответ «гостьи»:
- Приятно удивила атмосфера урока – работали все! Приятно удивила работоспособность учащихся. Они совсем не устали. В конце урока создалось впечатление, что они сожалеют о том, что урок закончился.
Далее пятиклассники получили задание написать отзыв об уроке…
а учителю было дано слово для самоанализа урока.
Отзывы пятиклассников…
Предлагаю ещё один фоторепортаж с урока . Вы можете скачать его и попробовать повторить урок по инструкциям.
Теги: парное обучение, работа в группах, методика, ФГОС
Автор: Фаиля Ситдикова
Свидетельство о публикации № 3282422 от 17 октября 2018