Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Подготовка к тотальному диктанту
Автор изображения ID 6689062. Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/users/6689062-6689062/

Тотальный диктант на уроке и дома

14 апреля 2018 года в мире прошёл Тотальный диктант. Он стал юбилейным, пятнадцатым, а для нашей Астрахани седьмым. Отличительной чертой акции является его основательно продуманная научно-методическая основа. И пока первая часть этой основы (научно-) более основательна: 1) текст художественного стиля современного российского писателя готовят и проверяют на соответствие орфографическим, пунктуационным и иным нормам филологи из разных регионов, 2) критерии проверки составляют с учётом допущения всех возможных по современным правилам вариантов пунктуационного оформления предложения и орфографического облика отдельных слов, 3) нормы сопоставляются во всём внешнем и внутреннем противоречии между собой и практикой письма (узусом) по наиболее современным справочникам орфографии и пунктуации в современной лингвистике.

Я же стараюсь проводить в диктанте в меру сил и методическую линию, часто замечая в нём всё то, что стоит над прикладным характером орфографии и пунктуации и нужно любому учителю и ученику в повседневной школьной жизни. Например, нужно грамотно и выразительно читать текст диктанта, от этого зависит восприятие и понимание. Здесь нам нужно владеть орфоэпическими нормами и фонетической теорией сегментных и суперсегментных единиц, знать виды и принципы выразительного чтения. Часто интонация отражает семантику или синтаксическую структуру предложения, нужны общие (или, напротив: глубже, чем общие) знания о семантике и синтаксисе. И самое главное: как направить эти знания и размышления в практическое русло, чтобы с пользой применить их учителю или ученику на уроке или дома. В 2018 году вышел второй Сборник научных трудов по материалам Тотального диктанта, в котором, в отличие от первого, появился раздел «Вопросы преподавания русского языка», включивший восемь статей. Моя статья посвящена выразительному чтению текста диктанта. Применим ли опыт акции на уроках? Одно из важных преимуществ Тотального диктанта — использование единого текста из трёх частей для всех участников акции. Современные уроки при текстоцентрическом подходе также строятся на основе текста. Как мы можем это использовать? Ведь сам диктант как вид рецептивного упражнения малоэффективен для развития речи. Попробуем составить конспект урока.

Тип урока. Комплексное повторение и углубление

Тема «Филологический анализ текста»

Цель (= обучающая задача):

· повторить основные текстовые категории (связность, средства связи, средства выразительности, слово в тексте, смысл и др.);

· отработать навыки опознавать в тексте текстовые категории и устанавливать текстообразующую роль конкретных языковых средств.

Деятельностная задача (= познавательное УУД): умение выводить необходимую информацию из исходного текста методами поиска, анализа, синтеза и прогнозировать отсутствующую информацию.

Коммуникативное УУД: умение работать в команде, распределять роли и обязанности.

Техническое оснащение: листы или карточки с текстами; расстановка парт для командной игры; толковый и этимологический словари в обычной или электронной форме.

Факторы мотивации: сочетание индивидуального задания при распределении ролей в команде (выразительное чтение), командной игры (задания A, B, C) и межкомандного итогового задания как формы коллективной работы по повторению темы.

План урока

1.Выразительное чтение (10-15 минут)

2. Основная игра:

задания A (10-12 минут);

задания B, C (письменная подготовка) (20 минут: примерно по 5 минут на вопрос).

3. Финал: устное представление развёрнутого ответа С (10-15 минут)

Ход урока

1.

Индивидуальная работа

Организация работы трёх команд.

Выразительное чтение текста заранее подготовившимся учеником от каждой команды. Команды перед уроком получают задание выбрать чтеца, а он готовится к чтению текста классу. Это задание оценивает выбранная учителем команда соперников — в 3, 4 или 5 баллов.

Для этого вида работы в текстоцентризме существует специальная памятка, а рекомендации по выразительному чтению — одно из основных направлений в подходе. Приведём текст памятки.

Подготовка к выразительному чтению

При подготовке к выразительному чтению определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

Выразительное чтение — тест на понимание текста.

2.

Групповая работа

Вопросы к тексту

A. Вопросы с вариантами

Каждое слово и выражение из вариантов сначала найдите в тексте!

1 вопрос = 1 балл

СЛОВО В ТЕКСТЕ

1-К1. Какое из этих слов не описывает ходьбу Якоба Ивановича?

а) спускался, б) шёл, в) бежал, г) переходил.

1-К2. Какое из этих слов использовано при описании речи Якоба Ивановича на уроке?

а) доставал, б) бросал, в) выдавал, г) отвечал.

1-К3. Какое слово не отражает собой образ вечно спешащего Якоба Ивановича?

а) стремительно, б) семенящую, в) запыхавшийся, г) заикался.

СВЯЗНОСТЬ

2-К1. Какое из этих слов выступает средством связи двух соседних предложений (анафорой)?

а) шёл, б) мимо, в) тот, г) его.

2-К2. Какое из этих слов выступает средством связи ряда однородных членов?

а) шёл, б) мимо, в) тот, г) его.

2.К3. Какое слово выступает средством связи трёх соседних предложений (лексический повтор)?

а) Бах, б) он, в) язык, г) его.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

3-К1. Какое из этих слов использовано в тексте в прямом значении, а не как средство выразительности?

а) кружево, б) карандаш, в) часы, г) клёцка.

3-К2. Какое слово употреблено как метафора спокойного образа жизни Якоба Ивановича?

а) фигурку, б) короткими, в) легко, г) текла.

3-К3. Какие средства выразительности использованы для описания образа жизни учителя в последнем предложении?

а) только контекстные синонимы, б) только антонимы,

в) контекстные синонимы и антонимы, г) контекстные антонимы.

ЯЗЫК ТЕКСТА

4-К1. Какое из этих слов употреблено в тексте как прилагательное?

а) встречные, б) немецкого, в) сокрушённый. г) тренированный.

4-К2. Какие слова не входят в ряд однородных членов?

а) домиков и палисадников, б) наличниками и кустами,

в) работавший и произносивший, г) окликали и заговаривали.

4-К3. Какое слово не употребляется в тексте как подлежащее?

а) он, б) тот, в) всё, г) это

СОДЕРЖАНИЕ. СМЫСЛ

5-К1. Кем работает Якоб Иванович?

а) священником в кирхе, б) учителем в городской школе,

в) сельским учителем, г) переводчиком с немецкого языка.

5-К2. Какова основная причина торопливости для Якоба Ивановича?

а) он ощущал нехватку времени,

б) ему нужно было проделать долгий путь до дома,

в) он не хотел говорить со встречными об учениках,

г) у него было много более важных дел.

5-К3. Почему Якоб Иванович заикался?

а) у него были проблемы с речью, и он всегда заикался,

б) он начинал заикаться намеренно, чтобы не разговаривать со встречными,

в) он заикался непроизвольно, от робости в разговорах с односельчанами,

г) он заикался только на уроках, когда произносил многосоставные слова.

B. Вопросы для краткого ответа (3-5 предложений на один вопрос)

Каждая команда выбирает любые три вопроса для краткого ответа, по одному из каждого блока. Разные команды могут выбирать одинаковые вопросы, необязательно каждый вопрос должен кто-то взять.

СЛОВО И КУЛЬТУРА

В этом блоке можно пользоваться внешними источниками информации.

1 вопрос = 2 балла

1. Представляете ли вы себе крыльцо? Есть ли оно в современных домах и квартирах, школах? Предположите, почему оно так названо? Как проверить ваше предположение?

2. То же для слова наличники.

3. То же для слова палисадник.

4. Как понять в тексте слово кружево? Каково его прямое значение? Какое тут использовано средство выразительности?

5. Что такое стрельчатые? Это какие? Воспользуйтесь при необходимости справочной информацией из источников. Объясните связь корня и значения слова. Нарисуйте стрельчатое окно.

ТОЧНОСТЬ СЛОВА

1 вопрос = 3 балла

6. Какое представление о зале вызывает определение просторный? Подберите прилагательные, которые могли бы быть однородными при описании такого зала и которые не могли бы.

7. Кирха́ величественная¸ а колокольня громадная. Оба ли слова описывают размер? И только ли размер? Чем колокольня отличается от зала по описанию из текста?

8. Что значит здесь слово аккуратных? Как домики могут быть аккуратными? Можно ли и в каких случаях так назвать кусты, палисадники, перевёрнутые лодки?

9. Сравните по составу и значению слова валенки и башмаки. Чем они отличаются по происхождению? От какого слова происходит название валенок? Вставьте букву в слово из предложения: Валенки делают из вал_ной шерсти.

10. Что означает в тексте слово коленца? Какие слова можно тут употребить по смыслу? Чем слово коленца лучше остальных вариантов?

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

1 вопрос = 4 балла

11-13. Выберите одно из выражений.

Что значат выражения: 1) времени в обрез, 2) бросал взгляд, 3) качая головой?

Подберите синонимы. Почему автор выбрал именно эти выражения, а не синонимичные им?

3.

Коллективная работа

С. Вопрос с развёрнутым устным ответом

До 7 баллов за ответ

Каждая команда выбирает один вопрос. Брать один и тот же вопрос нельзя. Очерёдность выбора по жребию.

К1. Почему Якоб Иванович стал учителем немецкой словесности?

К2. Представьте Якоба Ивановича в другой роли. Опишите его в семье как отца, мужа, хозяина в доме.

К3. Представьте себя учеником в классе Якоба Ивановича. Опишите обстановку в классе на уроке и перемене, общение учеников с учителем и друг с другом.

Подготовка к устному ответу на основе письменного.

Устное выступление

Критерии оценки:

Ответ на вопрос — 1 балл

Два обращение к тексту за примерами или аргументами — 2х2 балла

Связность, выразительность, грамотность построения устного высказывания — 2 балла.


Текстовый (раздаточный), справочный (при отсутствии словарей) и иллюстративный (при использовании проектора) материал

1. Текст

Гузель Шамилевна Яхина

УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ

ВЕЧЕР

…Бах спускался с крыльца школы и оказывался на площади, у подножия величественной ки́рхи с просторным молельным залом в кружеве стре́льчатых окон и громадной колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш. Шёл мимо аккуратных деревянных домиков с небесно-синими, ягодно-красными и кукурузно-жёлтыми наличниками; мимо струганых заборов; мимо перевёрнутых в ожидании па́водка лодок; мимо палиса́дников с рябиновыми кустами. Шёл так стремительно, громко хрустя валенками по снегу или хлюпая башмаками по весенней грязи, что можно было подумать, будто у него десяток безотлагательных дел, которые непременно следует уладить сегодня… Встречные, замечая семенящую фигурку учителя, иногда окликали его и заговаривали о школьных успехах своих отпрысков. Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, короткими фразами: времени было в обрез. В подтверждение доставал из кармана часы, бросал на них сокрушённый взгляд и, качая головой, бежал дальше. Куда он бежал, Бах и сам не смог бы объяснить. Надо сказать, была ещё одна причина его торопливости: беседуя с людьми, Якоб Иванович заикался. Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчинённые коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает. Тот же самый язык вдруг начинал отказывать хозяину, когда Бах переходил на диалект в разговорах с односельчанами. Читать наизусть отрывки из «Фауста», к примеру, язык желал; сказать же соседке: «А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал!» ‒ не желал никак, прилипал к нёбу и мешался меж зубов, как чересчур большая и плохо проваренная клёцка. Баху казалось, что с годами заикание усиливается, но проверить это было затруднительно: беседовал с людьми он всё реже и реже… Так текла жизнь, в которой было всё, кроме самой жизни, ‒ спокойная, полная грошовых радостей и ми́зерных тревог, некоторым образом даже счастливая. 
2. Справочный материал Ки́рха, -и; мн. род. кирх, дат. кирхам; ж.; ки́рка, -и; мн. род. -рок, дат. -ркам; ж. [от нем. Kirche]. Лютеранская церковь. Крыльцо́, -а; мн. крыльца, -лец, -льцам; ср. Пристройка перед входом в дом, состоящая из площадки и лестницы, иногда под навесом. Выйти на к. Стоять на крыльце. Перила крыльца.<Крылечко, -а; мн. род. -чек, дат. -чкам; ср. Уменьш. Лютера́нство. Направление в христианстве, протестантизм. Нали́чник, -а; м. 1. Накладная планка вокруг окна, двери. Дом с резными наличниками. 2. Металлическая планка с отверстием для ключа на двери, ящике и т.п. Па́водок, -дка; м. Кратковременное поднятие уровня воды в реке вследствие таяния снега, льда, сильных дождей и т.п. Весенний, летний п. П. снёс деревянный мост. / О времени такого подъёма воды. В п. деревня отрезана от внешнего мира.<Паводковый, -ая, -ое. П-ые воды. Паводочный, -ая, -ое. Спец. П. разлив реки. Палиса́дник, -а; м. 1. Лёгкий сквозной забор, изгородь. Крашеный п. 2. Небольшой огороженный садик перед домом. Запущенный п. <Палисадниковый, -ая, -ое. П. забор. П-ые растения. Стре́льчатый, -ая, -ое. 1. Имеющий форму арки с остроконечным сводом, кровлей. С-ые окна. С-ая башня. С. свод. 2.Напоминающий формой стрелу (1-2 зн.), стрелку (1 зн.). С-ые брови. С-ая осока. 3. Давший, пустивший стрелку (стрелки) (5 зн.).С. лук. «Фа́уст» Философская драма для чтения, которая считается главным трудом Иоганна Вольфганга Гёте. Содержит наиболее известный вариант легенды о докторе Фаусте. 
3. Иллюстративный материал Астраханская кирха в начале ХХ века и в 2013 году (сохранена как памятник)




Теги: текстоцентризм, анализ текста, связность текста, выразительность, семантика, тотальный диктант, выразительное чтение, грамотность
Автор:  Евгений Бикмаев
Свидетельство о публикации № 3120771 от 27 сентября 2018

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений