Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Как подготовить к устному экзамену по русскому языку
Итоговое собеседование по русскому языку – экзамен новый, вызывающий самые разнообразные оценки у учителей, учеников и родителей. Главный вопрос: как полюбить этот экзамен? Другими словами, как вызвать интерес со стороны учителей, учеников, родителей к выполнению предлагаемых заданий? На первый взгляд вопросы устного экзамена по русскому кажутся лёгкими, не требующими особой подготовки. Когда эти задания начинает выполнять учитель-филолог, он использует свои навыки владения родной речью. Но не все дети обладают такими навыками владеют. А учитель не может объяснить, почему он составляет текст так, а не иначе. И тогда мы снова возвращаемся к вопросу: как вызвать в себе интерес к Итоговому собеседованию? Ведь без этого интереса обучение будет невозможным.
Среди оценочных критериев к заданию 3 есть такой: учёт речевой ситуации. Мы считаем, что сейчас надо создать эту ситуацию интереса к Итоговому собеседованию. Как это сделать? Лозунги не помогут, надо предлагать методики, технологии, алгоритмы обучения. Мы предлагаем систему алгоритмов, полезных при обучении устной речи. Центральное место в технологии занимает решение такой проблемы: как научить ученика сделать пересказ текста за 1-2 минуты подготовки, сочинить трёхминутный монолог по предложенному проблемному вопросу.
Мы приготовили объёмные методические рекомендации для учителей и учеников под названием «Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы». В них представлена вся система алгоритмов с их объяснениями и образцами их использования. Сейчас мы хотим поделиться образцами некоторых заданий без теоретических объяснений: пересказ, монолог и диалог.
На устном экзамене по русскому языку в 9 классе информационный обмен с собеседником-экзаменатором происходит в условиях ограниченного времени, т.е. в условиях, приближенных к реальному речевому общению и потому требующих оперативной ориентации в тексте каждого задания и быстрой реакции на слова собеседника при участии в диалоге. Все предлагаемые в пособии рекомендации учитывают это условие в первую очередь – и в алгоритмах для подготовки к ответу, и в рекомендациях по исполнению (представлению) результатов подготовки.
Единая методическая основа всех наших рекомендаций такова: каждое из заданий Итогового собеседования выполняется хорошо, если в течение подготовки к ответу ученик понимает логические основы «чужого» или создаваемого им текста.
Наши методики (алгоритмы) апробировались в течение прошлого учебного года и дали хорошие результаты.
Подготовка к заданию 1 устного экзамена по русскому языку (чтение текста)
Выполняя любой вариант задания № 1 «Чтение текста», ученик должен знать, что перед ним всегда будет текст рассуждения-объяснения. В тексте всегда объясняется такая мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых, его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих, его помнят потомки.
Приведём один из вариантов таких заданий и коротко покажем, как его можно успешно выполнить..
Текст |
---|
Николай Иванович Пирогов - врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографи́ческий атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию. Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода. Великий хирург также изобрёл современную гипсовую повязку. По инициативе учёного на фронте появились военные медсёстры, которые ухаживали за ранеными. Именно Пирогов ввёл в употребление термин «лечебное питание». Врач был твёрдо убеждён, что морковь и рыбий жир помогают ускорить выздоровление. В народе Николая Ивановича называли «чудесным доктором». «Чудеса», которые творил этот выдающийся человек, помогая больным, были проявлением не только его высокой одарённости, но и любви к людям. Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики. (160 слов) |
Работая над заданием № 1, ученик за две минуты подготовки успевает
сделать набросок его логической схемы. Приведём примерный вид этого наброска.
Николай Иванович Пирогов –
знаменитый человек, врач, отец русской хирургии |
||
так как его профессиональные достижения велики и значимы
аргумент 1-й |
так как он был не только хорошим врачом, он любил людей
аргумент 2-й |
поэтому его помнят потомки.
аргумент 3-й |
|
|
|
Обращаем внимание на то, что сохранены типичные аргументы, постоянные для текстов о знаменитых людях. Остальное, конкретное содержание оформлено в виде набросков (очень важны существительные). Набросок надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.
Если девятиклассник будет научен составлять в процессе подготовки такие схемы, то ему при чтении легче будет интонировать текст, делать уместные, осмысленные паузы, расставлять логические ударения. Составление схемы помогает быстро и целенаправленно понять текст, и тогда ученику легче читать трудные слова, например, косвенные формы числительных.
Подготовка к заданию 2 устного экзамена по русскому языку (пересказ)
Пересказ текста. |
---|
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке». Подумайте, где лучше использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку. |
Выполняя задание № 2 «Пересказ текста», в составленную ранее логическую схему, в которой уже присутствуют все опорные слова текста, для связного пересказа надо ввести глаголы.
Николай Иванович Пирогов – знаменитый человек, врач, отец русской хирургии |
||
так как его профессиональные достижения велики и значимы аргумент 1-й |
так как он был не только хорошим врачом, он любил людей аргумент 2-й |
поэтому его помнят потомки. аргумент 3-й |
Написал труды по анатомии. Составил атлас, помогающий легко делать операции. Изобрел эфирный наркоз. Изобрел гипсовую повязку. По его инициативе на фронте появились военные медсёстры. Убедил в необходимости «лечебного питания». |
Его называли «чудесным доктором», он творил «чудеса». Его отличала не только высокая одарённость, но и любовь к людям. |
Он был наставником не только для современников, но и для нынешних студентов-медиков. По его книгам учатся студенты-медики во всем мире. |
Ученикам при пересказе их трудно придумывать, но их наличие в пересказе, во-первых, делает его связным и, во-вторых, «освобождает» ученика от жесткого копирования исходного текста. По смыслу эти глаголы вторичны: они выполняют связочную роль в тексте. Желательно даже копить их на тренингах, в период подготовки к Итоговому собеседованию.
Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.
Особое внимание в пособии уделено работе с высказыванием, которое надо уместно и точно разместить в воспроизводимом тексте.
Подготовка к заданию 3 устного экзамена по русскому языку (монолог)
Они построены на такой идее: поскольку монологическое высказывание должно быть цельным по смыслу, связным и логичным в представлении материала, то создание такого текста должно опираться не на интуицию, а на знание законов текста. Они диктуются тем типом речи, в рамках которого создается текст (ученик выбирает этот тип речи). При создании описательных или повествовательных монологов авторы Рекомендаций «Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы» настоятельно советуют опираться на его логическую и композиционную схемы, соотнося с ними вспомогательные вопросы. При работе с текстом-рассуждением надо заполнять модель этой схемы доводами, материал для которых содержится во вспомогательных вопросах.
Предлагаются конкретные рекомендации к выполнению отдельных вариантов этих заданий, в частности алгоритмы создания короткого устного описательного и повествовательного монологических высказываний на основе их логической и композиционной схем.
В методических рекомендациях к созданию и исполнению короткого монологического высказывания-рассуждения предложены 2 алгоритма одноминутной подготовки к представлению монологического высказывания-рассуждения:
-
алгоритм целостного восприятия содержания задания (работа с тематическими словами будущего высказывания) и
- алгоритмы составления логической схемы короткого рассуждения на основе понимания совокупности вопросов в задании № 3, тема 3.
Представим возможный вариант выполнения задания № 3, тема 2.
В пояснениях к термину «повествование» авторы пособия обращают внимание на такие особенности этого типа речи, которые пока на уроках развития речи остаются «в тени».
1) Повествовательный художественный текст рассказывает по порядку об активных или не очень активных действиях двух героев (действующих лиц), находящихся в нравственном конфликте. Без него не строится сюжет и не бывает нужной кульминации.
В научно-популярных и научно-учебных текстах присутствует нравственно-познавательный подтекст: это истории открытий, рассказы об исторических событиях и знаменитых людях и др. Все эти повествования основаны на преодолении конфликта талантливого человека и неблагоприятной ситуации.
В сфере разговорной речи повествование используется в анекдотах, в воспоминаниях о летнем отдыхе или о ярких личных событиях. На Итоговом собеседовании ученики 9 класса должны создавать (научно)-учебное повествование с элементами разговорного стиля, так как повествование строится на основе жизненного опыта. Можно попытаться обозначить конфликт, важный в познавательном отношении, иначе сочинять такой повествовательный текст трудно, он становится опасно близким к сухому протоколу или к описанию действий. А несоблюдение типа речи – это невыполнение коммуникативной задачи.
2) Авторы пособия обращают внимание на тот факт, что очень часто в формулировке темы будущего повествования есть (или подразумеваются) оценочные слова:
-
интересный (человек, день, урок, поездка, профессия),
-
запомнилось больше всего (урок, школьная отметка, поездка, выходной день),
-
любимый, лучший (друг, домашний питомец, книга, телепередача, игра в детстве).
Если понять эти формулировки как темы, которые надо развить, то нужно, рассуждая, объяснять эти оценочные слова! Однако если смотреть на эти формулировки как на возможный вывод, а не на тему, то повествование изобрести (выстроить) можно.
3) Для создания повествовательного высказывания, т.е. для изобретения содержания и его линейного расположения текстового материала, будут полезны логическая и композиционная схемы повествовательного текста. При этом потребуются хорошая фантазия, а также большие усилия, чтобы ее умело применить. Опора на единство логической и композиционной схем в процессе создания короткого повествовательного высказывания помогут сделать хорошее высказывание.
Логическая схема повествования и ее содержание |
Композиционная схема повествования и ее содержание |
Сначала: знакомство с 2 главными героями (активно действующими лицами) + их 1-е совместное действие |
Сопоставительное описание главных действующих лиц: по контрасту друг с другом или их контрасту с трудными обстоятельствами |
Потом: минимум три совместных действия в соответствии с намеченным конфликтом |
Логичное (причинно-результативное) и эмоциональное развитие общего действия (сюжета) в соответствии с намеченным конфликтом: он обостряется или ослабевает. В совместных действиях участвуют оба главных действующих лица |
Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.
Алгоритм составления монолога на устном экзамене
Теперь пропишем действия ученика при выполнении задания № 3, тема 2.
- Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.
А) Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут в нем уместны.
2 героя = 2 главных действующих лица. В нашем тексте это 2 одноклассника, один из которых (Алеша) плохо ориентируется в лесу, а другой (рассказчик) хочет его этому научить на практике. Друзья учатся в 8 классе, физически развитые, крепкие. Алеша доверчив, а рассказчик захотел немного схитрить [основа конфликта между героями]. Время прогулки – жаркий летний день.
Б) Изобретаем те события, которые вписываются в наши логическую и композиционную схемы, обусловлены свойствами героев и соответствуют задуманному конфликту.
Сначала всё шло хорошо, я (рассказчик) договорился с Алешей о том, что я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно кустом.
Однако потом я (рассказчик) спрятался за другими кустами так, что Алеша потерял меня из виду….
В конце я (рассказчик), видя, что Алеша не справляется с заданием, пришел ему на помощь и понял…
Прогулка запомнилась, так как оба героя поняли….
Общение с природой дает человеку свободу, но…
В) Представим возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.
2 одноклассника: я и мой друг Алеша - в жаркий летний день решили погулять по лесопарку, но не просто поглазеть по сторонам, а сделать прогулку полезной, запоминающейся [см. коммуникативную задачу].
Алеша как-то сказал мне, что он плохо ориентируется в лесу, и я предложил ему поучиться этому на практике. Я знал, что Алеша доверчив и захотел немного схитрить [основа возможного конфликта].
Сначала всё шло хорошо. Мы в прекрасном настроении шли по лесопарку, любуясь прекрасными соснами, цветами на полянах, мы даже нашли несколько кустиков спелой земляники. А потом вспомнили о главной цели нашей прогулки [закончилась первая треть текста: знакомство с героями и ситуацией + завязка].
Я показал, как без компаса ориентироваться в лесу по сторонам света, и договорился с Алешей о том, что он не надолго закроет глаза, а я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно [1-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].
Алеша доверчиво закрыл глаза, а я решил спрятаться за другими кустами, чтобы Алеша искал меня подольше [2-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].
Я не предполагал, насколько растеряется и испугается мой товарищ. Алеша метался от куста к кусту, в панике забыв все мои советы. Я проклинал мое «хитрое» решение [3-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста. В связи с краткостью текста и ограниченностью времени на выступление 3-е действие дано в сжатом виде].
Я пришел ему на помощь [кульминация] и понял, что учить чему-либо надо не так, как попробовал я [развязка. Конфликт преодолен. Закончилась последняя треть повествования].
Прогулка запомнилась, так как мы оба поняли, что настоящие друзья не должны хитрить друг перед другом, что это нечестно [авторская оценка, оформляющая нравственно-познавательную проблему текста. Предложение соответствует 3-му вопросу в задании].
Общение с природой дает человеку свободу, но не безграничную [общий вывод в соответствии с 4-м вопросом в задании].
Первое полезное пояснение. Вы видите, что текст по объему гораздо длиннее описания. Это неизбежно, поэтому развитие действия (2-ю часть монологического высказывания) надо научить делать в сжатом виде, но не в противоречии с заданными свойствами действующих лиц.
Еще одно полезное пояснение. Самое трудное – это придумать необходимые свойства героев – они должны быть различны и противопоставлены друг другу - и сочинить завязку, которую возможно привести к развязке в коротком тексте.
Третье полезное пояснение. Изобретая возможный конфликт, надо обязательно показать в повествовании, как изначальные негативные намерения или отрицательные эмоции одного из героев повествования преодолеваются в рамках развития действия. Они не оправдались, герой (рассказчик) ведет себя совсем не так, как рассчитывал, и испытывает от этого сильные эмоции, приводящие его к нужным выводам (на них автор строит нравственно-познавательный вывод в повествовании).
Четвертое полезное пояснение. Если не соблюдать наших рекомендаций, повествование «не клеится», более того, оно превращается в описание или рассуждение-объяснение на тему «Почему мне понравилась прогулка», а это не являлось нашей коммуникативной задачей. Ученик может получить 0 баллов по этой причине.
Подготовка к заданию 4 устного экзамена по русскому языку (диалог)
Предложен единый алгоритм действий ученика при ответе на каждый вопрос в диалоге. Этот ответ должен быть рассуждением-объяснением в любом случае: и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения.
Представим возможный вариант выполнения задания № 4. Диалог продолжает описательный монолог.
1) Читаем задание. (На тренингах именно так! На экзамене будем слушать и слышать!)
- Какие качества характера необходимы, чтобы победить?
- Что значит уметь проигрывать?
- Каким видом спорта Вы занимаетесь? (Какой вид спорта у Вас любимый и почему?)
2) Работаем по единому алгоритму действий ученика при ответе на каждый вопрос.
Покажем работу с первым вопросом: Какие качества характера необходимы, чтобы победить?
Шаг 1. Внимательно слушаем и слышим.
Прочитали/выслушали и постарались понять, о чём в вопросе идет речь. Нашли тему.
Шаг 2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.
Основные тематические слова: «человек» и «победа».
Шаг 3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Доля этого повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.
Чтобы победить, нужны многие качества характера.
Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.
Победа – это результат длительных, целенаправленных усилий человека, а также это потребность улучшить достигнутый результат.
Необходимые для победы качества характера: упорство в достижении намеченного результата. Умение так организовать своё время, чтобы все эти усилия были разумными, а не чрезмерными.
Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому - получается связный ответ объемом 3 фразы.
Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.
Представлены только общие основания предлагаемых технологий подготовки учеников 9-го класса к Итоговому собеседованию. Целостное впечатление и подробные сведения можно получить, читая предлагаемые на сайте «Могу писать» Методические рекомендации «Готовимся к Итоговому собеседованию по русскому языку за курс основной школы» (авторы-составители: Д.И. Архарова и М.А. Балюнова), а также посещая их вебинары по этой теме в первом полугодии 2018-19 учебного года.
Смотрите также:
Фишман Ю.П. Большой комплект для подготовки к устному экзамену по русскому языку
Архарова Д.И. Готовимся к ОГЭ по русскому языку
Теги: устная часть 9 класс, устная речь, устный экзамен, 9 класс, итоговое собеседование
Автор: Дина Архарова / Марина Балюнова
Свидетельство о публикации № 2813753 от 5 августа 2018