Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Фоновые знания при обучении русскому языку
Автор изображения Мириамс-Фотос (Myriams-Fotos ). Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/users/myriams-fotos-1627417/

Фоновые знания

Давайте разберёмся: что такое фоновые знания?

Мы уже привыкли, что в речи, кроме прямой информации, скрывается какой-либо подтекст. Чтобы понять подлинный смысл такой неоднозначной речи, нужны определенные знания, то есть такие общекультурные сведения, которыми владеет большинство людей. Такие знания сейчас называют фоновыми. Они указывают на связь речевого текста с какими-либо источниками, например: фольклорными, литературными, географическими, историческими.

Чаще всего люди высокой культуры воспроизводят в своей речи афоризмы, крылатые выражения. Здесь имеет место авторское переосмысление общеизвестных фраз из мифологии, русской и зарубежной классики. Некоторые имена и выражения настолько символичны, что стали встречаться в речи многих людей.

У наших выпускников фоновые знания весьма узкие. Чтобы дети учились корректно использовать фоновые знания при понимании текста, им предлагаются фрагменты, содержащие скрытую цитату из известного источника. Ребятам дается задание определить происхождение того или иного названия, имени, фразы в тексте. Менее всего известна детям античная мифология.

Изучение мифов предполагается в 5-6 классах на уроках истории и литературы. Но программой на это выделено недостаточно времени.

Учащиеся старших классов в основном представляют, кто такая Венера Милосская, Кассандра, кто такой Аполлон, но среди ответов были утверждения, что Венера Милосская – это планета, а Кассандра – гадалка, которая предсказала царю Александру свержение с престола. Об Аполлоне написали, что он бог солнца, он кудряв, у него рыжие волосы, и он очень красив. Елену Прекрасную назвали яблоком раздора. Многие ученики не знали, где была Троя и кто такие ахейские мужи. Знают, что раскопал Трою ученый Шлиман. Следовательно, в сочинении на ЕГЭ вряд ли ученик воспользуется мифологическими образами, он допустит ошибку, если напишет о том, чего подлинно не знает.

Другие задания были основаны на русской классической литературе, произведения которой ребята изучают до 11 класса. В этих фрагментах содержались ссылки на самые известные книги. Легко узнали роман «Мастер и Маргарита» и его автора. Хуже справились с текстами А.С. Пушкина, И. Тургенева. Вообще поэзия оказалась многим не под силу. Не все общеизвестные тексты из произведений русской классики одинаково понятны и известны учащимся. Крупные произведения и поэтические тексты усвоены хуже. Число тех, кто определил происхождение имен и названий, – 35%.

Как мы убедились, для восприятия разных текстов необходимы фоновые знания, умение самостоятельно устанавливать аналогии, понимать подтекст, замысел автора. А пока уровень культурно-речевой подготовки учащихся неумолимо снижается.

Задания для 1 варианта
В примерах «зашифрованы» (а иногда даны прямо) известные слова.
Найдите их и скажите, кому они принадлежат.
1. Хорошо, господа, когда на этом свете жить просто скучно. На этом свете, к сожалению, жить просто страшно.
2. Но у нас особенная стать, и по этому поводу общемировая финансовая логика здесь не приживается.
3. На родине меня любят и ценят. В данном случае цитата про пророка и отечество не работает.
4. Вообще-то «тиран» и «интеллект» для меня две вещи несовместимые, как «гений» и «злодейство».
5. Ведь в госконторах ничуть не лучше, чем в науке. Что там, у каждого звезда во лбу горит?
6. Через три минуты, тяжело дыша, он стоял перед ней с физикой, в позе готового склониться к ногам владыки раба.

Задания для 2 варианта
1. Кира Муратова осталась только равной себе и соревновалась только с собой… она – кошка, которая гуляет сама по себе в городе-герое Одесса.
2. Не хотелось бы нагнетать обстановку и вызывать у людей ярость благородную к нашему герою.
3. Они путешествовали автостопом – один почти принц, другой – словно нищий. Но их все понимали.
4. Разумеется, по поводу этих вариантов пошла писать губерния: объединяться? Не объединяться?
5. Кино обязательно закончится хорошо, так оно и будет. А что такое хорошо и что такое плохо, договорятся после победы.
6. Затем рыжий разбойник ухватил за ногу курицу и всей этой курицей плашмя, крепко и страшно так ударил по шее Поплавского, что туловище курицы отскочило, а нога осталась в руках Азазелло. Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился писатель.

Материал предоставлен автором. Впервые опубликован на сайте Русский язык и литература для всех

Теги: устойчивые обороты, фоновый материал
Автор:  Елена Колесникова
Свидетельство о публикации № 2364 от 12 августа 2014

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений