Запомни!
Развитие моторики. Пальчиковые игры
Эта статья - небольшая часть курса Логика. Движение. Грамотность, разработанного пермским центром "Современное образование". Почему пальчиковые игры нужны на уроках русского языка. Как их быстро освоить и где взять упражнения.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Почему на уроках русского языка необходимы пальчиковые игры?
-
Ритмично двигая пальчиками, дети активизируют речевые центры головного мозга
-
Повышается речевая активность ребенка, создаётся благоприятная эмоциональная атмосфера.
-
Ребёнок учится концентрировать внимание и правильно его распределять.
-
Развиваются фантазия и воображение, ведь руками можно рассказывать целые истории.
-
Закрепляются верные пространственные отношения: «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т.п.
Говорят, что ум находится на кончиках пальцев. И это действительно так. Учёные, изучающие деятельность детского мозга, установили прямую зависимость развития речи, внимания, памяти, воображения от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Пальчиковые игры. Упражнения
Предлагаем несколько упражнений, с которых можно начинать уроки русского языка вплоть до 11 класса.
1. «Колечки»
Под счёт учителя поочерёдно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполнять от указательного пальца к мизинцу и обратно. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
Усложняем: правая рука начинает с указательного, левая – с мизинца. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
2. «Паучок»
Соединяем указательный палец правой руки с большим пальцем левой руки, а указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Меняем руки.
3. «Крестики-нолики»
Кладём средний палец на указательный – «крестик», затем соединяем подушечки указательного и большого пальца – «нолик». Чередуем движения.
4. «Коза-зайка»
«Коза» - указательный палец и мизинец вытягиваем вверх, средний и безымянный - прижимаем.
«Зайка» - указательный и средний пальцы вытягиваем вверх, мизинец и безымянный прижимаем к ладони большим пальцем.
Упражнение выполняем сначала каждой рукой по очереди, затем одновременно.
В видеоролике объясняется, как выполнить подобное упражнение
Этот ролик является частью курса Ум на кончиках пальцев
5. «Цепочка»
Поочередно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним). Через них попеременно пропускаем «колечки» из пальчиков правой руки.
6. «Ножницы»
Раздвигаем и соединяем указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе, одновременно.
7. «Щелчки»
Щёлкаем пальцами сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе. На втором и третьем этапах во всех упражнениях добавляем двуручное попеременное выполнение.
Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом.
И ещё один плюс: пальчиковые игры можно встраивать в урок русского языка по ФГОС.
Смотрите также:
Встреча с Мариной Сорокиной (вебинар в рубрике "Гость сайта)
Курс Ум на кончиках пальцев (курс для педагогов и родителей)
Курс Умные движения (нейрогимнастика)
Курс Логика. Движение. Грамотность (курс для педагогов)
Как помочь ребёнку стать успешным (сборник статей для родителей)
Теги: нейропсихология, пальчиковые игры, развитие моторики, Сорокина, Попова, движение, дисграфия
Автор: Анна Попова / Марина Сорокина
Свидетельство о публикации № 2155795 от 16 декабря 2017