Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Создание настольных игр для уроков литературы
Создание настольных игр для уроков литературы

Создание настольных игр для уроков литературы

Уже нет сомнений, что использование игровых технологий на уроках помогает легче усваивать учебный материал. В старших классах возможно организовать проектную деятельность по разработке собственных игр на основе тех или иных программных произведений. 

Дидактическая игра — это не только развлечение, но и занятие, благотворно влияющее на умственное и психологическое развитие детей, помогающее поддерживать общение со сверстниками.

Она приучает ребят работать и мыслить, взаимодействовать в коллективе. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления.


Зачем играть на уроках литературы

  • чтобы достичь определенных успехов в усвоении материала:

  • чтобы учитывать индивидуальный темп работы учеников;

  • чтобы реализовать групповую и парную работу;

  • чтобы снизить градус напряжённого обучения и разрядить обстановку неформальным общением с товарищами.

Игровая проектная деятельность в старших классах на уроках литературы 

По окончании изучения романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" учитель русского языка и литературы Эльвира Аверовна Альшина из г. Владимира предложила одиннадцатиклассникам интересную проектную деятельность в микрогруппах — создать настольную игру по московским главам романа. Преподаватель вдохновилась настольной игрой по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Юлии Космос и Максима Корчагина. В этой игре-бродилке участники становятся героями романа Достоевского и проходят по улицам старого Петербурга. Им предстоит пережить события из романа, связанные с одним из персонажей.


Преступление и наказание  Преступление и наказание


Ученики радостно приняли оригинальную идею, хотя и столкнулись с подобным заданием впервые. На уроках условились, что одиннадцатиклассники будут опираться при создании игры только на московские главы и информацию в них. Можно было использовать персонажей и героев, их портретные характеристики, локации, в которых происходят те или иные сцены и создавать вопросы по сюжету, истории создания и т.д.

Структуру игры участники проекта выбирали сами: кто-то пользовался образцом литературной игры по мотивам “Преступления и наказания”, но у большинства получились авторские игры. 

При организации такой работы очень важно чётко сформулировать и прописать цели и задачи творческого проекта.

Паспорт проекта по созданию настольной игры 

Тема

Создание настольной игры по роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Актуальность

Творческие задания  по произведениям школьной программы — прекрасная возможность привить любовь к литературе, еще раз проработать материал. В процессе разработки такой  игры команда организаторов  досконально прорабатывает текст произведения, ищет актуальные и важные детали, раскрывает характеры героев. А потенциальные игроки  получают дополнительную мотивацию к прочтению произведения. Настольные игры по произведениям школьной программы - отличный инструмент, который полностью погружает  участников в атмосферу и сюжет. 

Цель

Создание уникальной образовательной среды способствующей полному погружению участников и организаторов мероприятие в атмосферу произведений школьной программы, что способствует повышению образовательных результатов по литературе.

Задачи учеников

  1. Разработать сценарий игры

  2. Создать дизайн игры

  3. Продумать правила и структуру игры

  4. Придумать вопросы по роману

  5. Провести апробацию игры 

  6. Организовать презентацию продукта 


Задачи учителя
  1. Привить любовь к литературе и мотивацию к изучению литературных произведений, входящих в школьную программу

  2. Создать социально-педагогическую среду, способствующую раскрытию потенциала каждого участника 

  3. Обеспечить высокий уровень организации и содержания этапов


Ожидаемые результаты

  • Создание настольной игры, по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Повышение у участников и организаторов мотивации к учебной деятельности

  • Создание готового образовательного продукта, готового к трансляции и тиражированию


Презентация проектов "Настольная игра по мотивам литературного произведения"

Ученики успешно презентовали результаты своей совместной творческой деятельности и сделали по играм видеоролики, которые вы можете посмотреть ниже. 


Игра-бродилка на 5 игроков. В игре есть роль судьи, который зачитывает вопрос, когда участник становится на новую игровую клетку. 




Тематическая игра по роману, в которой участники являются героями и персонажами книги, гуляющими по локациям московских глав и отвечают на вопросы.




  Игра с ведущим Воландом и игроками-персонажами с разными способностями и возможностями. Участники делятся на команды — свита и люди. В этой игре участники могут совещаться и обсуждать вопросы.




  Следующая игра поможет понять участникам, знают ли они содержание романа, касающееся локаций московских глав (Патриаршие пруды, театр Варьете,нехорошая квартира, клиника профессора Стравинского, Воробьёвы горы).




В этой игре каждому герою романа соответствует своя локация на карте, а участникам предстоит ответить на вопросы по содержанию романа, чтобы дойти до финиша. 




Пример вопросов, которые использовали ученики при создании игр: 

  • Почему Маргарита поверила Азазелло?

  • Какие цветы несла Маргарита в день знакомства с Мастером? 

  • Какова роль Маргариты на бале Сатаны? 


Участие в дидактической игре способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, формирует активность как деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и приобретении умений.

Игра как вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, выполняет развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную и образовательную функции.


Советы учителям 


1. Игру-бродилку удобно создавать на основе произведения, в котором несколько географических точек. Из них можно сделать карту и проложить на ней путь, по которому будут двигаться фишки игроков.
 
2. Ролевую игру можно делать на основе произведений с большим количеством героев и персонажей. Участники игры получат определенные роли с особенностями и отличительными возможностями. 

3. Важно, чтобы над игрой работало несколько учеников, которые распределили бы обязанности поровну. Один — работает над визуальной частью игры, другой — над разработкой сюжета и т.д. 

4. Обязательно уделите время на релиз игр. Необходимо опробовать задумки учеников, понять, возможно ли играть в их игры. 

5. Поддержка и доброжелательное отношение руководителя (учителя-наставника) — неотъемлемая часть проектной деятельности. 

Теги: Мастер и Маргарита, литература
Автор:  Эльвира Альшина
Свидетельство о публикации № 13793744 от 23 мая 2023

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений