Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Создание настольных игр для уроков литературы
Уже нет сомнений, что использование игровых технологий на уроках помогает легче усваивать учебный материал. В старших классах возможно организовать проектную деятельность по разработке собственных игр на основе тех или иных программных произведений.
Она приучает ребят работать и мыслить, взаимодействовать в коллективе. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления.
Зачем играть на уроках литературы
-
чтобы достичь определенных успехов в усвоении материала:
-
чтобы учитывать индивидуальный темп работы учеников;
-
чтобы реализовать групповую и парную работу;
- чтобы снизить градус напряжённого обучения и разрядить обстановку неформальным общением с товарищами.
Игровая проектная деятельность в старших классах на уроках литературы
По окончании изучения романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" учитель русского языка и литературы Эльвира Аверовна Альшина из г. Владимира предложила одиннадцатиклассникам интересную проектную деятельность в микрогруппах — создать настольную игру по московским главам романа. Преподаватель вдохновилась настольной игрой по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Юлии Космос и Максима Корчагина. В этой игре-бродилке участники становятся героями романа Достоевского и проходят по улицам старого Петербурга. Им предстоит пережить события из романа, связанные с одним из персонажей.
Ученики радостно приняли оригинальную идею, хотя и столкнулись с подобным заданием впервые. На уроках условились, что одиннадцатиклассники будут опираться при создании игры только на московские главы и информацию в них. Можно было использовать персонажей и героев, их портретные характеристики, локации, в которых происходят те или иные сцены и создавать вопросы по сюжету, истории создания и т.д.
Структуру игры участники проекта выбирали сами: кто-то пользовался образцом литературной игры по мотивам “Преступления и наказания”, но у большинства получились авторские игры.
При организации такой работы очень важно чётко сформулировать и прописать цели и задачи творческого проекта.
Паспорт проекта по созданию настольной игры
Тема
Создание настольной игры по роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Актуальность
Творческие задания по произведениям школьной программы — прекрасная возможность привить любовь к литературе, еще раз проработать материал. В процессе разработки такой игры команда организаторов досконально прорабатывает текст произведения, ищет актуальные и важные детали, раскрывает характеры героев. А потенциальные игроки получают дополнительную мотивацию к прочтению произведения. Настольные игры по произведениям школьной программы - отличный инструмент, который полностью погружает участников в атмосферу и сюжет.
Цель
Создание уникальной образовательной среды способствующей полному погружению участников и организаторов мероприятие в атмосферу произведений школьной программы, что способствует повышению образовательных результатов по литературе.
Задачи учеников
-
Разработать сценарий игры
-
Создать дизайн игры
-
Продумать правила и структуру игры
-
Придумать вопросы по роману
-
Провести апробацию игры
-
Организовать презентацию продукта
Задачи учителя
-
Привить любовь к литературе и мотивацию к изучению литературных произведений, входящих в школьную программу
-
Создать социально-педагогическую среду, способствующую раскрытию потенциала каждого участника
-
Обеспечить высокий уровень организации и содержания этапов
Ожидаемые результаты
-
Создание настольной игры, по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
-
Повышение у участников и организаторов мотивации к учебной деятельности
-
Создание готового образовательного продукта, готового к трансляции и тиражированию
Презентация проектов "Настольная игра по мотивам литературного произведения"
Ученики успешно презентовали результаты своей совместной творческой деятельности и сделали по играм видеоролики, которые вы можете посмотреть ниже.
Игра-бродилка на 5 игроков. В игре есть роль судьи, который зачитывает вопрос, когда участник становится на новую игровую клетку.
Тематическая игра по роману, в которой участники являются героями и персонажами книги, гуляющими по локациям московских глав и отвечают на вопросы.
Игра с ведущим Воландом и игроками-персонажами с разными способностями и возможностями. Участники делятся на команды — свита и люди. В этой игре участники могут совещаться и обсуждать вопросы.
Следующая игра поможет понять участникам, знают ли они содержание романа, касающееся локаций московских глав (Патриаршие пруды, театр Варьете,нехорошая квартира, клиника профессора Стравинского, Воробьёвы горы).
В этой игре каждому герою романа соответствует своя локация на карте, а участникам предстоит ответить на вопросы по содержанию романа, чтобы дойти до финиша.
Пример вопросов, которые использовали ученики при создании игр:
-
Почему Маргарита поверила Азазелло?
-
Какие цветы несла Маргарита в день знакомства с Мастером?
-
Какова роль Маргариты на бале Сатаны?
Участие в дидактической игре способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, формирует активность как деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и приобретении умений.
Игра как вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, выполняет развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную и образовательную функции.
Советы учителям
1. Игру-бродилку удобно создавать на основе произведения, в котором несколько географических точек. Из них можно сделать карту и проложить на ней путь, по которому будут двигаться фишки игроков.
2. Ролевую игру можно делать на основе произведений с большим количеством героев и персонажей. Участники игры получат определенные роли с особенностями и отличительными возможностями.
3. Важно, чтобы над игрой работало несколько учеников, которые распределили бы обязанности поровну. Один — работает над визуальной частью игры, другой — над разработкой сюжета и т.д.
4. Обязательно уделите время на релиз игр. Необходимо опробовать задумки учеников, понять, возможно ли играть в их игры.
5. Поддержка и доброжелательное отношение руководителя (учителя-наставника) — неотъемлемая часть проектной деятельности.
Теги: Мастер и Маргарита, литература
Автор: Эльвира Альшина
Свидетельство о публикации № 13793744 от 23 мая 2023