Запомни!
Использование комикса на уроках русского языка и литературы
Многие преподаватели (и я в том числе) с большой настороженностью относятся к этому литературному жанру. Если бы я не занялась серьезно этим вопросом, то никогда, наверное, не стала бы предлагать упражнения по комиксу своим ученикам. Теперь же мое мнение коренным образом изменилось.
В Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования введено понятие «коммуникативной компетентности». Что имеется в виду?
Коммуникативная компетенция – способность личности к речевому общению и умению слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них; внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы; комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку; аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию; адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного события.
Только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается в определенной системе, целенаправленно, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Поэтому наиболее актуальной остается задача учителя-филолога подбирать задания, которые развивают не только лингвистическую грамотность, но и коммуникативную (речевую) компетентность.
Особенности современного преподавания на уроках русского языка и литературы
Филолог, профессор РГГУ и Оксфордского университета Андрей Зорин сказал в одной из своих лекций: «Сегодня из многих источников идут сообщения, что человечество вступает в новую эпоху, что у молодого поколения фундаментально изменяется культура восприятия: ему не нужен линейный текст. По-видимому, сегодняшняя культура в принципе создает огромные проблемы для молодого человека в области восприятия вербальной культуры. Современным молодым людям трудно работать со словесными текстами».
Сильная сторона «поколения Z » – возросшая способность к многозадачности. Такие дети одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Поколение «Z» умеет и любит быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное достоинство «клипового восприятия» – большая скорость обработки информации. Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, образной информации.
Очевидно, что «клиповое мышление» – то есть усиленное развитие навыка быстрого переключения за счет длительного сосредоточения – более соответствует той информационной среде, в которой обитает подросток. И в идеале школа должна готовить детей к реальной действительности. На самом деле, люди нового когнитивного стиля выпадают из культуры, ориентированной на линейный текст. У людей будущего нет иных навыков работы с текстами, кроме конвертации их в практические инструкции, и поэтому нет почтения к текстам.
Педагогу в сложившейся ситуации стоит найти положительные стороны клипового мышления и использовать их в своей профессиональной деятельности. Примером этого может служить статья, написанная учителем русского языка и литературы одной из московских гимназий под характерным заголовком «Клиповое сознание работает на литературное образование» («Учительская газета», 2003, № 51). Автор, Татьяна Мусатова, пишет: «Каждый учитель-практик прекрасно знает, что современные школьники по преимуществу визуальщики и кинестетики. Им необходимо посмотреть и потрогать. Раскрасить и подрисовать… Сейчас модно ругать «клиповое сознание» подростка, но можно принять это явление как объективный факт и заставить работать это «клиповое сознание» на развитие ученика… Как ни парадоксально, но такой внешне несерьезный прием, как раскрашивание маркерами текста, весьма продуктивен для такой серьезной деятельности, как анализ поэтического произведения».
Работой, с одной стороны, эксплуатирующей клиповое мышление, с другой стороны, направленной на развитие коммуникативной компетенции, мне видится работа с комиксами на уроках русского языка и литературы. У нас есть не только новые цели, но и новые возможности. Давайте это использовать.
Комикс как вид креолизованного текста
Поликодовый текст (креолизованный) – соединение вербальных и изобразительных средств передачи информации. Соединяясь друг с другом, они образуют целостность и связность текста, его коммуникативный эффект.
Поликодовые тексты относятся как к устному, так и письменному общению. Рисунки, фотографии, схемы, реальные предметы окружающего мира, составляющие предмет общения, а также специфические, характерные только для устного общения мимика и некоторые виды жестов выступают в роли иконических знаков. Поликодовость текста служит задачам эффективного общения.
Функции поликодовых текстов:
-
привлекать внимание читателей, принимать участие в организации визуального восприятия текста
-
предоставлять определенную информацию
-
участвовать в развитии содержания текста
-
функция иллюстрации вербального компонента
-
руководить познавательной деятельностью адресата
-
экспрессивная: оказать воздействие на эмоции публики
-
эстетическая: оказать воздействие на эстетические чувства публики
-
формировать ситуацию живого общения (мультимедийные тексты)
-
техническая: сформировать визуальное восприятие текста (например, зрительное определение рамок высказывания).
Креолизованный текст делает информацию более полной и концентрированной.
Комикс – тип креолизованного текста.
Комикс – это сочетание визуального и вербального компонентов.
В комиксе вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда, а иллюстрация является при этом обязательным элементом текста.
Информация, которая содержится непосредственно в текстовом сообщении, усваивается читателями лишь на 7%, голосовые характеристики способствуют усвоению 38% информации, а наличие визуального образа в тексте повышает восприятие до 55%. Использование паралингвистических средств переводит восприятие на подсознательный уровень.
Классический комикс состоит из четырех или шести рисунков, связанных единством времени и действия и повторяющимися героями, а вербальный компонент представлен двумя типами текста: как авторский комментарий и как текст в фрилактере («пузыре»), где представлена прямая речь персонажа. Сюжет не отличается глубиной, но этого и не требуется. Комикс – история, которая предназначена развлекать читателя, поэтому в них нет сложного для восприятия сюжета.
Виды работ с комиксом на уроках русского языка и литературы
1. Создание реплик
Текстовое сообщение в комиксе несет дополнительную информацию и детерминировано изображенной ситуацией.
Пользователь многократно обращается то к изображению, то к тексту. При чтении комикса читатель в первую очередь обращается к картинке. По мере того, как вводятся ключевые слова текста, пользователь отыскивает их на рисунке.
Изучаем иллюстрации комикса (проговариваем):
-
Где происходит действие
-
Что происходит (какое?)
-
Кто перед нами? Сколько героев? Какие они?
-
Опишите героев
-
Опишите эмоции героев (это очень важно, т.к. показывает уровень эмоциональной нагрузки; от этого зависит, какую лексику будем использовать, какие синтаксические конструкции)
-
Как развивается ситуация от картинки к картинке.
Изучаем речь комикса
В речи комикса находят отражение экстралингвистические средства коммуникации: интонация, жестикуляция, мимика.
В отличие от визуального элемента, текст факультативен, он стремится к самосокращению.
В комиксе используется «письменная разговорная речь», «гибрид устной и письменной речи», имитация разговорной речи. Она должна казаться спонтанной, лишь приближаться к реальной коммуникации, одновременно выражая художественный замысел автора и выполняя функцию схематичного речевого портретирования персонажей.
Лексика:
-
использование разговорной, иногда сниженной лексики;
-
предельная сжатость, лаконичность, стремление минимальным количеством слов предать максимальное количество информации, в том числе экспрессивной, поэтому широко используем междометия, отражающие эмоции. Часто междометия многозначны: изумления и восхищения; обреченности и негодования; боли, страха или неприятного удивления.
-
использование звукоподражаний; то, что в жизни и в кино передается звуками, в комиксе передается звукоподражанием. Они используются как средства общения. Стремление «оживить», «озвучить» немой текст.
-
лексический повтор.
Синтаксис:
-
обилие неполных, эллиптичных и односоставных предложений. Сообщение интерпретируется в виде сиюминутной коммуникации. Иногда встречаются полные и законченные предложения
-
эмоциональная окраска реплик показана через дублирование букв в словах,
-
преобладают повествовательные и вопросительные предложения, т.к. большая часть информации передана через диалог,
-
для создания интриги повествования, комического эффекта, выражения эмоционального состояния персонажей используются вопросы - переспросы, такие вопросы эллиптичны
-
синтаксические повторы (также для выражения эмоций),
-
использование незаконченных предложений (придают особую экспрессивность),
-
деление длинных предложений на несколько коротких: реплики в разных баллонах, в разных кадрах, на разных страницах (так можно показать временную разницу между произнесением реплик, подчеркнуть эмоциональное состояние героя),
-
использование конструкций с семантикой императива (повелительного наклонения) позволяет максимально упростить повествование, сделать его динамичным, диалогизировать его
-
риторические вопросы и восклицания,
-
экспрессивная пунктуация: знаки препинания в функции целого высказывания; использование многоточия (когда герой говорит медленно, мрачное настроение, подавленное состояние или недосказанность); большое количество запятых (быстрый темп речи героя); большое количество восклицательных знаков (приподнятое настроение, неиссякаемая радость и оптимизм).
2. Додумывание истории
Учителю важно обратить внимание детей на то, что картинка и текст в комиксе не могут существовать друг без друга. Как вид искусства, комикс способен вмещать любой набор идей и изображений. В комиксе есть пространство между кадрами - пробел, который сливает два отдельных изображения в одну идею. Между кадрами ничего не видно, но опыт подсказывает, что что-то там должно быть. Кадры разделяют время и пространство на череду отдельных моментов, но домысливание позволяет нам объединить их и мысленно сконструировать непрерывную, целостную реальность. Додумывая повествование, ребёнок обогащает свой словарный запас, учится точнее выражать мысли.
Следует обращать внимание на тип перехода кадров. Он может быть:
-
от момента к моменту (переход покадрово показывает любые изменения, происходящие с субъектом).
-
от действия к действию (переход показывает смену деятельности конкретного субъекта).
-
от объекта к объекту (переход показывает смену действующих лиц в рамках одной сцены или идеи).
-
от места к месту (переход переносит на различные расстояния во времени и пространстве).
-
от детали к детали (переход представляет собой пытливый взор, рассматривающий различные аспекты места, идеи или настроения).
-
бессвязный (отсутствие какой-либо логической связи между кадрами)
Если чтение зашло в тупик, необходимо определить тип перехода кадров в комиксе, и нить повествования будет восстановлена. Создатель комикса предлагает присоединиться нам к бесшумному танцу зримого и незримого, видимого и невидимого. Этот танец – уникальная особенность комикса. То, что происходит между иллюстрациями – магия, присущая только комиксу.
3. Создание комикса по художественному произведению или его фрагменту
Комикс обладает такими характеристиками как лаконичность, логичность и насыщенность. Все это способствует формированию стратегии краткого изложения содержания текста с последующим его чтением, пониманием и обсуждением.
Прием создания комикса используется при организации самостоятельной творческой работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой. В любом случае, этот вид интерпретационной деятельности может рассматриваться в качестве творческой и продуктивной работы учеников. Учащиеся выделяют в тексте самое важное и учатся сжимать информацию. Не это ли требуется для изложения? Необходимо пояснить, что под комиксом в данном случае понимается прием – способ соединения визуальной и текстуальной информации с той или иной целью.
Комикс является не только формой передачи информации, но и формой ее усвоения, интерпретации, поэтому детям можно дать задание: нарисовать комиксы по произведениям из списка. Также в течение года при изучении какого-либо произведения для проверки его усвоения учениками можно дать им такое же задание - нарисовать комикс вместо написания сочинения или изложения. Данная работа, целью которой является создание коллективного комикса по какому-либо произведению или индивидуального по понравившемуся фрагменту текста, очень продуктивна и нравится ученикам.
Для организации данной работы учителю следует выполнить ряд задач:
-
Познакомить с понятием «комикс», историей развития и становления комиксов в литературе.
-
Дать определение понятия «комикс-адаптация».
-
Познакомить с самыми популярными комикс-адаптациями.
-
Ознакомить с правилами чтения комиксов».
-
Показать, как нужно создавать свой собственный комикс.
Залог успеха урока по знакомству и созданию комикса – наглядность.
Педагогу важно помочь детям перебороть недоверие к своим возможностям, так как изначально дети воодушевлены и с интересом приступают к работе, которая в итоге может и не обладать высокой художественной ценностью, но очень точно:
-
отражать психологическое состояние героев
-
выделять важные детали, на которые делается акцент в произведении
-
четко нести основную идею текста
-
представлять из себя очень интересную интерпретацию, не вступающую в конфликт с первоисточником, а только дополняющую ее.
Таким образом, комикс на уроке литературы способствует развитию у учащихся навыков творческого чтения, приводит к освоению литературного произведения на личностном уровне, помогает вступить в диалог «автор - читатель», позволяет погружаться в переживания героев, и передавать их при помощи портрета, позы, речевой характеристики, формирует чувство композиции и стиля. Именно поэтому комикс может быть рекомендован к использованию в образовательном процессе.
Пример такой работы мы нашли в группе ВК Литературные комиксы. Жаль, что группа закрылась. Ребята были на верном пути.
4. Упражнения для развития речи. Развитие умения видеть подтекст
При чтении комикса можно извлечь полную информацию, лишь соотнеся текст с наглядным образом, примерно так же, как это происходит при наблюдении за бытовым общением других лиц в текущей ситуации. Поэтому комиксы удобно использовать для развития умений:
-
интерпретировать подтекст
-
формулировать основные идеи автора
-
определять его отношение к героям и событиям
-
объяснять поступки героев, причины их поведения, высказываний, конфликтов и т.п.
Для этого предлагаются вопросно-ответные задания типа:
-
где были ребята, с кем они встретились, куда пошли, что случилось и т.п.,
-
как они относятся к…,
-
что хочет сказать нам автор комикса: чему научить, что посоветовать, от чего предостеречь и т.д.
В отличие от прочих текстов, пересказ которых можно считать только репродуктивной речевой деятельностью, комиксы эффективны для развития продуктивных монологических умений на основе зрительного ряда и с использованием реплик персонажей.
Также комиксы могут служить для обучения грамотной разговорной речи, порождаемой в реальных ситуациях общения, а также для развития активных речевых умений, например, с помощью задания:
- Представь, что ты участвуешь в разговоре. Что бы ты сказал в этой ситуации?
5. Драматизация комикса
Ученики не просто сочиняют и фантазируют, а моделируют и проигрывают разные фрагменты, сцены и диалоги из комикса. Формат комикса предполагает не коллекцию статических картинок, а динамичное – сценарное развитие.
Читать комиксы, также как и драму, можно по ролям. Тем более дети видят перед собой своего персонажа и могут надеть на себя его «маску» и испытать те же чувства, что переживает его герой.
Это упражнение способствует лучшему пониманию вербального и визуального компонентов комикса, развивает интерес учащихся к чтению, в целом к урокам литературы.
Цели работы с комиксами на уроках
-
В последнее время комиксы заменили детям книгу. Здесь есть картинка, слово, динамика. Картинка играет ведущую роль, она четко прорисована, не отягощена деталями, а слово емко, динамика органична.
-
Комикс сложен для восприятия, порой даже сложнее художественной литературы. Поэтому чтение комикса очень полезно для детей. Комикс является замечательным средством развития воображения. Он помогает гораздо легче входить в материал, сохраняя время и силы на его осмысление.
-
Комикс способен решить проблему мотивации, интереса к учебе. Комикс увлекает, вдохновляет, стимулирует творческую активность, заставляет заниматься самообразованием, превращая учебу в радостную, осмысленную деятельность.
-
Место для высказывания в комиксе ограничено, и учащимся приходится видоизменять свои высказывания. Это помогает развивать речевые умения (перефразировать предложения).
-
Такое задание – повод использовать грамотную письменную речь. Выход на орфографию и пунктуацию.
-
Комикс помогает выработать аккуратный почерк, чтобы вписать фразу аккуратно и красиво, не вылезая за рамки.
Как сформулировать задания по комиксу
-
понять, какая ситуация передана рисунками, придумать и записать в пузыри реплики героев (развитие воображения, креативности, развитие письменной речи, изучение разговорной речи),
-
рассказать, что происходило между кадрами (развитие устной речи, функциональное чтение),
-
составить комикс по эпизоду литературного произведения (анализ текста, выделение главного, сжатие текста, трансформация текста, индивидуальная работа),
-
составить комикс по целому литературному произведению (анализ текста, выделение главного, сжатие текста, трансформация текста, групповая работа),
-
ответить на вопросы по картинкам (подготовка к устному экзамену, функциональное чтение),
-
прочитать комикс по ролям (поиск соответствия вербального и визуального компонентов),
-
восстановить в правильном порядке последовательность кадров (развивает память учащихся),
-
подобрать звукоподражания, междометия, заменив реплику,
-
продолжить реплику,
-
найти к кадру нужную реплику (карточки с изображениями и с репликами отдельно; раздает учитель),
-
нарисовать кадры к предложенным репликам (развитие творческих навыков, задание даётся после прочтения комикса, когда будут знать, о чем он),
-
придумать и создать комикс с этим же героями, но в другой ситуации.
Пример задания для средней школы
Постарайся понять, что здесь происходит, и впиши реплики героев.
После работы с комиксами можно перейти к более сложным заданиям.
Озвучивание эпизода художественного фильма
Сходство с комиксом:
-
поликодовый текст,
-
вербальный компонент зависит от визуального ряда,
-
ограниченное пространство, единство времени и действия, наличие повторяющихся героев,
-
преимущественно эмоциональная коммуникация.
Отличие от комикса:
-
Вербальный компонент может быть представлен не только речью героев, но и «голосом за кадром»; музыкальное сопровождение также является элементом высказывания и может являться дополнительным материалом при интерпретации эпизода.
-
Не в каждом эпизоде есть завязка и кульминация, поэтому выбираем эпизод в зависимости от целей данного урока (развитие диалогической и монологической устной речи или создание письменного высказывания).
-
Развлекательная функция фильма не является преобладающей.
-
Диалоги могут быть с подтекстом.
-
Непрерывное движение в кадре (получаем более полную и подробную информацию о персонаже, учитывая его мимику, жесты, взгляд; создаем портрет героя; выходим на его речевую характеристику).
-
Текстовое сообщение не всегда является дополнительной информацией, зависит от жанра фильма; может быть объемным.
Речь эпизода фильма
Лексика и синтаксис могут быть любыми в зависимости от ситуации, представленной в эпизоде. Если хотим озвучить эпизод в одном ключе, выбираем ситуацию понятную, которая не допускает различных толкований. Если надо показать, как по-разному можно увидеть один и тот же фрагмент, выбираем эпизод, в котором есть ситуация, когда герой размышляет, молчит, отворачивается, мы не видим выражения его лица, где есть паузы между действиями или показан только пейзаж.
Интересно было бы предложить эпизод из фильма по литературному произведению, изучающемуся в школе.
Порядок действий:
-
просмотр эпизода без звука,
-
интерпретация эпизода,
-
озвучивание,
-
просмотр эпизода со звуком,
-
чтение фрагмента литературного произведения.
Вопросы и задания:
-
сравните реплики персонажей фильма, литературного произведения, придуманные учениками,
-
как изменение речи персонажа влияет на его портретную характеристику, на раскрытие образа героя,
-
как изменится эпизод, если озвучить его иначе.
Как создать задание с комиксом
Технически задание с комиксом легко создать при помощи сервиса Canva. При создании нового дизайна сразу выберите тип "комикс", и вы получите массу шаблонов, которые легко изменять под ваши нужды. А можно наоборот - придумать задание по готовому шаблону.
Можно создать дизайн типа "рабочий лист", подбирать рисунки и пузыри для реплик.
Использованные материалы:
К. Фрумкин. Клиповое мышление и судьба линейного текста
Е. Чекалина, В. Морозов. Как построить урок РКИ на материале детского комикса
Н. Старикова. Комикс на уроке литературы
А. Диденко. Проблема вербализованного канонического знака в художественном тексте
Н. Авертисян. Американский комикс как тип креолизованного текста и его дидактические возможности
Теги: комикс, методика, развитие речи, ФГОС, коммуникативная компетенция
Автор: Светлана Громина
Свидетельство о публикации № 11581562 от 20 марта 2021