Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Копим банк слов на правила
Я убеждена, что в орфографии важно не только понять правило, но и запомнить конкретные отдельные слова на это правило. И пока это запоминание не произошло, правило не усвоено. Дети должны узнавать конкретные слова в лицо. Потому я стараюсь делать так, чтобы у детей в голове были огромные списки слов, чтобы они слова узнавали и могли вытащить из головы в любой момент.
Этого я добиваюсь разными способами.
Задания и порядок работы
1. Ищем слова на правило. Учимся на слух находить их в текстах. А можно их просто и на улице искать. На седьмом уроке отпустила пятиклассников с тетрадками парами на улицу. Задание найти пятьдесят проработанных ранее слов и записать словосочетания. Погода хорошая. Не все нашли пятьдесят, но повторили слова отлично. Ещё искали все слова с - ян- (просто придумывали и записывали), обнаружили закономерности со словами с - ин- от слов, называющих насекомых, зверей, птиц. А потом искали двадцать слов, образованных с помощью суффикса - н- от основы на - ин: те, которые можно спутать со словами с суффиксом - ин- (старинный, былинный, овчинный и т. п.) - в два столбика. Тут здорово помог грамматический словарь Зализняка, когда идеи иссякли.
2. Играем на эту тему в бомбочку из "Тик-так-бума". Слова нужно произносить при этом орфографически, проговаривая, как пишутся. Это один из лучших стимулов для детей иметь в памяти кучу таких слов. Бомбочка тикает неопределенное количество времени, потом издает звук взрыва. К ней прилагаются задания, карточки со словами или картинки, но я использую только саму бомбочку. Нужно делать так, чтоб она не взорвалась у тебя в руках, быстро передавая другому. Передать можно только если говоришь слово, соответствующее условию. Следующий передает следующему со своим словом, и так по кругу. Я играю против класса. Даю каждому бомбочку по очереди, называя тоже слова, они мне её возвращают. Если у меня взорвалась, выиграли они, если у них - то я.
3. Работаем с рисунками. Раздаю рисунки, где нужно найти как можно больше слов на правило и подписать рисунки этими словами (кто больше). Иногда для учеников послабее даю список слов или прошу пользоваться учебником, искать их в упражнениях. Тогда просто нужно найти на картинке то, что можно подписать найденным словом (проверяю, исправляю ошибки, прошу заново подписывать). Детей постарше прошу нарисовать картинку и зашифровать как можно больше слов на орфограмму. Например, нарисуешь "окно", и это и "оконный", и "стеклянный", и "оловянный" (ручка), и "деревянный" (подоконник), и "оконный" (проём), а с каменного дома в ветреный день ураганный ветер сносит соломенную крышу и ломает лиственные деревья и т. п. В ресторане блинный день, клюквенный соус, серебряные приборы, глиняные кувшины, травяной чай. Рисуют школьный двор, а там петушиные крики, звериные визги, утиный шаг, безбашенные одноклассники. Причём мы много обсуждаем, пока рисуем, подаём друг другу идеи, что нарисовать и как расшифровать, пользуемся всем подряд: можно искать слова в учебниках, в тетрадях, в обратном словаре. Например, кто-то нарисовал операционный стол, а рядом чумного доктора, так у него кожаная маска с грачиным клювом, а внутри клюва полотняный льняной мешочек с лекарственными травами. Или рынок, магазин, где можно кучу всего зашифровать. Да и пейзаж какой-нибудь или комната с игрушками. Так вот, на одном листе рисуют, на другом пишут словосочетания с прилагательными с Н/НН. На дом можно задать составить текст по своей картинке. А потом поменяться рисунками с одноклассниками: задача найти на рисунке больше слов, чем там зашифровано, и интерпретировать рисунок можно как угодно. Например, в магазине можно предположить сенсационные сезонные скидки, даже если там этого не нарисовано. Потом сесть и рассказать, что на рисунке увидели у соседа и проверить заодно правильность написания слов друг у друга.
4. Составляем с этими словами собственные тексты. Дала задание шестому классу составить диктанты на повторение причастий и деепричастий, н-нн, причастных и деепричастных оборотов, обращения, прямой речи и диалога, правописания местоимений. Вот шестиклассник составил отличный текст. Делюсь. Актуальный. И с орфограммами неплохо тоже.
Карантину посвящается
Однажды спокойным зимним вечером семейство Грипповых, собравшись за длинным столом, ужинало. Во главе стола сидела Испанка, справа от неё располагался Свиной грипп, а слева - прибывшая в гости Чума.
Неожиданно распахнулась дверь, и в комнату ворвался некто, неуловимо похожий на сидящих за столом. Ни с кем не поздоровавшись, он попросил подвинуться Свиной грипп и сел около Испанки.
- Товарищ! - возмутилась Испанка. - Кем будете?! Никто не предупредил меня о вашем прибытии.
- Точно! Забыл представиться: посол семьи Коронавирусов, COVID-19, будем знакомы. Я, собственно, к вам, Испанка, кое с какими вопросами.
- Что желаете знать?
- Было время, когда вы наводили ужас на людей.
- Мы с Чумой готовы дать вам несколько дельных советов, не правда ли, Чума?..
(автор Матвей Кондрашин, публикуем с его разрешения)
5. Собираем слова-рекордсмены, в которых больше всего народа в классе ошибается. Можно рейтинг вести, статистику. Рейтинг можно повесить на стену, а можно вместо работы над ошибками попросить написать эти слова большими буквами каждого, кто в них ошибся, и развесить в классе: пусть повисят недельку.
6. Работаем с морфемами. Например, в теме Ъ собираем все приставки на согласный и все корни на е, ë, ю, я (конечно, не все, но на самом деле частотных корней на эти буквы до смешного мало) и составляем из них слова (кто больше). И тоже играем в бомбочку, тут еще присоединяется игра, где я говорю слово, а дети должны ответить, твёрдый знак или мягкий. В "Непроизносимых согласных" собираем корни, к каждому корню придумываем значок и зашифровываем слова ребусами - и тоже отгадываем друг у друга.
7. Запоминаем стишки со словами на правила.
Ведьма в ступке бьёт коренья,
Жижу льёт в котёл большой.
Этой ночью, без сомненья,
Будет пенье, крики, вой!
С замков сорвались горгульи,
С привиденьем мчится пёс,
Без конца летят из ульев
Полчища мохнатых ос.
Муравьи ползут из леса,
Скачут стаи обезьян...
Ночка будет расчудесной!
Стульев хватит всем гостям!
Ходит леший странной тенью,
Вьётся в небе вороньё... <
У колдуньи День рожденья -
Все спешат обнять её!
Пример отработки правила во втором классе
Разделительный мягкий знак
Сначала читала тексты, где было множество слов с разделительными ь, дети слова находили на слух. Потом, конечно, все эти глаголы бьет, шьет, льет, вьет, пьет отыскали: я дала бьет и попросила, меняя только первую букву, найти другие, потом приставки, понятное дело, поприбавляли и окончания меняли. Потом слова, которые отвечают на вопросы чьë? чья? чьи? (заячьи, лисьи, волчьи).
Потом раздала рисунки и попросила найти там всë, что можно подписать словами с мягким знаком, и подписать. Тем, кому трудно, дала шпаргалки, слова для справок, то есть на картинке нужно было найти рисунки, которые можно подписать этими словами, и подписать, не пропустив ь.
Потом свои эти сумасшедшие стишки с разделительным ь прочитала (Ведьма в ступке бьет коренья...) и раздала таблички со столбиками (см. рисунок ниже), заполненными словами с разделительными мягкими знаками. По ним было задание, используя эти слова, придумать и записать свои истории, чтобы в них было как можно больше слов с разделительными мягкими знаками. А потом все свои истории читали. А остальные находили в них слова с разделительными мягкими знаками.
Цель этого всего в том, чтобы дети запомнили конкретные слова с разделительными мягкими знаками, потому что они начинают писать грамотно не когда выучивают правило, а когда набирают достаточно большой "банк слов", про которые знают, что там пишется разделительный мягкий знак. Применение правила - зачастую только повод поработать со словами ещё и ещё раз.
На следующих уроках я время от времени просила их записать любые 10 слов с разделительным мягким знаком, напоминала про картинки, про глаголы, про их истории, и в большинстве случаев дети на 10 словах не останавливались. Или просила записать любые слова с разделительным мягким знаком, которые могут встретиться при описании леса (листья, сучья, птичье пенье, муравьи, соловьи, воробьи, вьют гнезда, ружьё, заячьи следы, медвежья берлога, беличьи запасы и т. п.) Или застолья (стулья, платье, ожерелье, колье, льется чай, варенье, печенье и т. п.)
А еще я их учу диктовать себе не просто «листь-я», а прямо проговаривать «мягкий знак», то есть диктовать себе: «листь, мягкий знак, я».
Это работает не только с совсем маленькими. С пятым и шестым классом на повторении тоже хорошо работает такое.
В результате дети могут без проблем привести кучу примеров на каждый пункт правила, просто вспомнив свои рисунки. Слова очень быстро становятся старыми знакомыми и узнаются при любой встрече в диктантах и сочинениях и в личных записях.
Материал из постов Евгении Холодовой с разрешения автора собрала Юлия Фишман
Читайте также: Работа с правильными вариантами написания
Теги: методика, слова на правила, орфография
Свидетельство о публикации № 11364187 от 5 февраля 2021