Запомни!
Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.
08.11.2017
Мотивы гнева и презрения в лирике М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!.... М. Ю. Лермонтов. Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей… Н.А. Некрасов. Не русский – взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу… Н. А. Некрасов. «Железный стих» Лермонтова, «облитый горечью и злостью», и «Муза мести и печали» Некрасова…. Они «смущали весёлость» «владельцев роскошных палат» и всех, «жадною толпой стоящих у трона»… Они и сегодня тревожат душу, вызывают сильнейшие ответные чувства, наполняют сердце гневом по отношению к любой несправедливости… Мотивы гнева и презрения к «сытым», «приличьем стянутым маскам» - важнейшие мотивы лирики Лермонтова и Некрасова. «Печать презренья на моём челе», - пишет юный Лермонтов - «неведомый избранник» с «надежд разбитых» «грузом» в душе. Чувство неудовлетворённости действительностью звучит уже в ранних его стихах. Ему больно …Узнавать повсюду, Под гордой важностью лица, в мужчине глупого льстеца И в каждой женщине Иуду…. Он пишет про свет, «где носит всё печать проклятья, где полны ядом все объятья, где счастья без обмана нет»; про «отчизну», где «стонет человек от рабства и цепей»… «Жалобы турка» - это жалобы самого поэта, а «дикий край» - вовсе не далёкая, экзотическая страна, а Россия. В юношеских «монологах» Лермонтова – не юношеская горечь: Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете… В 1830-м году из-под пера его выходит грозное «Предсказание»: Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт… Не менее гневные строки звучат в поэзии Лермонтова в адрес «европейского мира», который «к могиле клонится бесславной головою», «без веры, без надежд.., осмеянный ликующей толпою!» (Ст. «Умирающий гладиатор»). Некрасов – поэт другой эпохи, но и в его лирике – те же чувства: боль, гнев, презрение. В «Современной оде» с горькой иронией обращается он к тому, кого «украшают добродетели»: …ты помочь и злодею готов, И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов… Мотивы гнева и презрения звучат в стихотворении «Родина». Для него Родина - это край, где «научился» он «терпеть и ненавидеть». Поэт признаётся, что на родине, «воспоминания дней юности» «наполнили грудь» его «и злобой, и хандрой»… Рассказывая о печальной судьбе матери, поэт подводит страшный итог: ….Нет! В юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет…. У Лермонтова – «…мгновенья были мук полны», у Некрасова – «грудь … полна враждой и злостью новой»… Лермонтов - о родине: Там стонет человек от рабства и цепей!… Друг! этот край… моя Отчизна!.. Некрасов - «с отвращением кругом кидая взор»: И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства…. И у Лермонтова, и у Некрасова горькие слова о родине продиктованы одним: болью за человека угнетённого, «глухим и вечным гулом» его «подавленных страданий». «Там рано жизнь тяжка бывает для людей!» - восклицает Лермонтов… «…Здесь что-то всех давило, здесь в малом и в большом тоскливо сердце ныло», - признаётся Некрасов. «Кнутом иссеченная Муза» Некрасова заставляла писать о народных страданиях: о «пахаре», у которого «моченьки нет», о «забытой деревне», об «Орине, матери солдатской», о «деревенских русских людях» у «парадного подъезда», о «плаче детей», о горькой участи крепостной женщины… Поэт полон сочувствия к обездоленным. Цель его – «толпе напоминать, что бедствует народ». Его гнев направлен на «владельца роскошных палат», «считающего жизнью завидною упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру», не уважающего тех, кто создаёт ему все блага: Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая жизнь очнуться тебе не даёт… Ему, «народному врагу», поэт «сулит» «проклятия». В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов противопоставляет крепостных крестьян и «особу», что «не любит оборванной черни»! Парадный подъезд становится символом российского государства, а ходоки – «деревенские русские люди» - представителями всей бесправной России. С болью и гневом поэт-гражданин пишет о беспредельном народном горе: Назови мне такую обитель. Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Некрасов везде видел вопиющую несправедливость по отношению к мужику, повсюду слышал его стон: Где народ, там и стон… В стихотворении «Железная дорога» звучит острая социальная тема – тема безжалостной эксплуатации рабочих, вчерашних крестьян, которых «согнал» на строительство дороги «беспощадный» «царь» - голод. Некрасов показывает рабский труд и трагическую участь строителей железной дороги, «по бокам» которой – «косточки русские»… Символом народного горя стал образ «больного белоруса» с заступом, по колено в холодной воде: Губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках… …Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек… Гнев Лермонтова адресован «Свободы, Гения и Славы палачам», «надменным потомкам известной подлостью прославленных отцов», «образам бездушным людей»… Среди них «и скучно, и грустно»… Они «отравили последние мгновенья» Поэта, они «злобно гнали его свободный, смелый дар»… Убийца Пушкина, «невольника чести», – из их числа. В стихотворении «Смерть Поэта» - вызов обществу, которое погубило великого Поэта, «восставшего против мнений света». Лермонтов верит в «божий суд», в справедливое возмездие. Он напоминает о «грозном судье» и бросает в лицо светской черни гневные слова: …и вы не смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь! Верит в высшую справедливость и Некрасов, верит в будущее, в народ. В трагическом стихотворении «Железная дорога» звучит эта вера: Вынесет всё – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе…. Однако гнев Лермонтова адресован не только придворной знати, но и современнику, человеку его поколения в том числе. С мужеством и бесстрашием поэт произносит суровый приговор целому поколению, которое растратило себя на бессмысленные пустяки: Мы иссушили ум наукою бесплодной…. Едва касались мы до чаши наслажденья, но юных сил мы тем не сберегли… С болью и презрением пишет Лермонтов о поколении «лишних людей», чья жизнь – «ровный путь без цели», удел которого – «состариться» «в бездействии», ибо его представители не способны ни на сильные чувства, ни на благородные поступки: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию – презренные рабы… Поэт предрекает своему поколению печальное будущее: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом… Лермонтов упрекает своих современников в отказе от борьбы, в том, что они в эпоху, когда, по выражению А. И. Герцена, «нельзя было поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром», покорно склонились под ударами реакции. Его стихи призывают к пробуждению гражданской совести. Перед нами печальная исповедь поэта, который не отделяет себя от поколения: для него оно – «наше». «Дума» - это и обвинительный акт обществу, которое обрекает людей на потерю смысла и цели в жизни. В стихотворении «Поэт» Лермонтов с упрёком обращается к современному поэту, забывшему о своём высоком предназначении: Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? Так же честно рисует портрет своего современника и Некрасов. В стихотворении «Поэт и Гражданин» перед нами современный поэт, который «тропкой торною» идёт: «Ни благородства, ни красоты в нём нет…» Душа его, «ленивая, самолюбивая и пугливая», «остыла ко всему». Лермонтов укоряет своего современника за то, что тот на пустяки растрачивает свою жизнь – Некрасов укоряет Поэта за то, что тот по пустякам растрачивает свой талант. Устами Гражданина обращается он к нему, призывая его к борьбе: Послушай: стыдно! Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать… «Проснёшься ль ты опять…?» - вопрошает Лермонтов. «Пора вставать!.. теперь не должно спать!» - как будто вторит ему Некрасов. И продолжает: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи!..» «Поэт и Гражданин» - манифест русской поэзии 1860-х годов, в котором нельзя не услышать мятежную ораторскую патетику М. Ю. Лермонтова. В этих стихах речь идёт о гражданской доблести, об истинном патриотизме. О нём написал и Лермонтов в стихотворении «Родина»: Люблю Отчизну я, но странною любовью!.. Лермонтов противопоставляет свой патриотизм официальному, казённому. Свою любовь он называет «странной» потому, что любит Россию народную и презирает «страну рабов, страну господ», страну «мундиров голубых». Именно к ней обращены полные гнева и презрения строки: Прощай, немытая Россия!.. Лермонтов презирает Россию безропотную, покорную – отсюда столь страшное определение родной страны, но оно продиктовано душевной болью. Сочетание контрастных эмоций – любви и ненависти – характеризует и поэзию Некрасова, который тоже «любил - ненавидя». Негодование Некрасова тоже вызвано не только угнетателями, но и «покорным им народом», «духовно» «почившим»: Ты проснёшься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил?.. Поэт негодует, видя народное долготерпение: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?! Он призывает к борьбе, к революции: Душно! Без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! Жажда бури и мятежа горела и в душе Лермонтова. Ещё в отроческие годы он написал: Так жизнь скучна, когда боренья нет…. Мне нужно действовать… Мятежный дух поэта отразился в коротком стихотворении «Парус»: …Он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!.. Этот могущественный образ - образ бури и образ человека, рождённого для бури, зовущего бурю, - прошёл через всё творчество Лермонтова, а позже был подхвачен Некрасовым. Нравственный максимализм, бескомпромиссность, страстность, могучий революционный дух – отличительные черты лирических героев Лермонтова и Некрасова. Обращаясь к поэту – «осмеянному пророку», - Лермонтов задаёт ему полный патетики вопрос и призывает к служению. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» - утверждает Некрасов. Лермонтова и Некрасова роднит понимание высокого предназначения Поэта, его особой миссии. Во многих их стихотворениях звучат ораторские интонации: не желая «прятать» «морщины… под румяны», они «глаголом жгли сердца людей». В реализации мотивов гнева и презрения, любви к родине и необходимости гражданской позиции поэта Лермонтов и Некрасов тоже близки: они активно используют оценочную лексику, иронию, обращения, риторические вопросы и восклицания, антитезы, повторы и в частности, анафоры. Объектом сатирического развенчания или лирической инвективы являются не только разнообразные «болезни» современного поколения у Лермонтова или острые проявления социального неблагополучия у Некрасова, но и некоторые грани характера самого лирического героя. В стихах Лермонтова нередко звучит самоирония (в той же «Думе», где он не отделяет себя от своего поколения), а в стихах Некрасова – «покаянные ноты» (в таких лирических исповедях, как «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», где он с мучительной откровенностью кается в своих ошибках). Однако есть и различия: презрение лирического героя у Лермонтова тесно связано с добровольно избранной им позицией одиночества – способом горделиво отстраниться от окружающей действительности, от «дикого шёпота затверженных речей», некрасовский же лирический герой не приемлет позиции тех, кто презирает простых людей, как, например, швейцар в «Размышлениях у парадного подъезда». Два великих поэта были великими гражданами своей Отчизны, «Отечества достойными сынами»: «как свои», «носили» они «на теле все язвы родины своей», о которых с гневом и презрением сказали в своих стихах, полных страстности, негодования и сатиры. Они оба потрясли общество обжигающими душу словами. В одном из последних своих стихотворений Некрасов написал: …И не боюсь я суда того строгого. Чист пред тобою я, мать. В том лишь виновен, что многого, многого Здесь мне не дали сказать… Эти же слова вполне мог бы повторить и Лермонтов, погибший так безвременно. Лермонтов и Некрасов своей поэзией «сеяли разумное, доброе, вечное», за что сегодня говорит им «спасибо… сердечное» «русский народ»…
Теги: 9 класс, 10 класс, 11 класс, сочинение, Лермонтов, Некрасов, сравнительный анализ, лирика, литература
Автор материала: Люмила Абраменко
Свидетельство о публикации № 1922991 от 08.11.2017
Сочинение на литературную тему. Образец сравнительной характеристики.
Мотивы гнева и презрения в лирике М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!.... М. Ю. Лермонтов. Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей… Н.А. Некрасов. Не русский – взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу… Н. А. Некрасов. «Железный стих» Лермонтова, «облитый горечью и злостью», и «Муза мести и печали» Некрасова…. Они «смущали весёлость» «владельцев роскошных палат» и всех, «жадною толпой стоящих у трона»… Они и сегодня тревожат душу, вызывают сильнейшие ответные чувства, наполняют сердце гневом по отношению к любой несправедливости… Мотивы гнева и презрения к «сытым», «приличьем стянутым маскам» - важнейшие мотивы лирики Лермонтова и Некрасова. «Печать презренья на моём челе», - пишет юный Лермонтов - «неведомый избранник» с «надежд разбитых» «грузом» в душе. Чувство неудовлетворённости действительностью звучит уже в ранних его стихах. Ему больно …Узнавать повсюду, Под гордой важностью лица, в мужчине глупого льстеца И в каждой женщине Иуду…. Он пишет про свет, «где носит всё печать проклятья, где полны ядом все объятья, где счастья без обмана нет»; про «отчизну», где «стонет человек от рабства и цепей»… «Жалобы турка» - это жалобы самого поэта, а «дикий край» - вовсе не далёкая, экзотическая страна, а Россия. В юношеских «монологах» Лермонтова – не юношеская горечь: Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете… В 1830-м году из-под пера его выходит грозное «Предсказание»: Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт… Не менее гневные строки звучат в поэзии Лермонтова в адрес «европейского мира», который «к могиле клонится бесславной головою», «без веры, без надежд.., осмеянный ликующей толпою!» (Ст. «Умирающий гладиатор»). Некрасов – поэт другой эпохи, но и в его лирике – те же чувства: боль, гнев, презрение. В «Современной оде» с горькой иронией обращается он к тому, кого «украшают добродетели»: …ты помочь и злодею готов, И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов… Мотивы гнева и презрения звучат в стихотворении «Родина». Для него Родина - это край, где «научился» он «терпеть и ненавидеть». Поэт признаётся, что на родине, «воспоминания дней юности» «наполнили грудь» его «и злобой, и хандрой»… Рассказывая о печальной судьбе матери, поэт подводит страшный итог: ….Нет! В юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет…. У Лермонтова – «…мгновенья были мук полны», у Некрасова – «грудь … полна враждой и злостью новой»… Лермонтов - о родине: Там стонет человек от рабства и цепей!… Друг! этот край… моя Отчизна!.. Некрасов - «с отвращением кругом кидая взор»: И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства…. И у Лермонтова, и у Некрасова горькие слова о родине продиктованы одним: болью за человека угнетённого, «глухим и вечным гулом» его «подавленных страданий». «Там рано жизнь тяжка бывает для людей!» - восклицает Лермонтов… «…Здесь что-то всех давило, здесь в малом и в большом тоскливо сердце ныло», - признаётся Некрасов. «Кнутом иссеченная Муза» Некрасова заставляла писать о народных страданиях: о «пахаре», у которого «моченьки нет», о «забытой деревне», об «Орине, матери солдатской», о «деревенских русских людях» у «парадного подъезда», о «плаче детей», о горькой участи крепостной женщины… Поэт полон сочувствия к обездоленным. Цель его – «толпе напоминать, что бедствует народ». Его гнев направлен на «владельца роскошных палат», «считающего жизнью завидною упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру», не уважающего тех, кто создаёт ему все блага: Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая жизнь очнуться тебе не даёт… Ему, «народному врагу», поэт «сулит» «проклятия». В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов противопоставляет крепостных крестьян и «особу», что «не любит оборванной черни»! Парадный подъезд становится символом российского государства, а ходоки – «деревенские русские люди» - представителями всей бесправной России. С болью и гневом поэт-гражданин пишет о беспредельном народном горе: Назови мне такую обитель. Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Некрасов везде видел вопиющую несправедливость по отношению к мужику, повсюду слышал его стон: Где народ, там и стон… В стихотворении «Железная дорога» звучит острая социальная тема – тема безжалостной эксплуатации рабочих, вчерашних крестьян, которых «согнал» на строительство дороги «беспощадный» «царь» - голод. Некрасов показывает рабский труд и трагическую участь строителей железной дороги, «по бокам» которой – «косточки русские»… Символом народного горя стал образ «больного белоруса» с заступом, по колено в холодной воде: Губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках… …Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек… Гнев Лермонтова адресован «Свободы, Гения и Славы палачам», «надменным потомкам известной подлостью прославленных отцов», «образам бездушным людей»… Среди них «и скучно, и грустно»… Они «отравили последние мгновенья» Поэта, они «злобно гнали его свободный, смелый дар»… Убийца Пушкина, «невольника чести», – из их числа. В стихотворении «Смерть Поэта» - вызов обществу, которое погубило великого Поэта, «восставшего против мнений света». Лермонтов верит в «божий суд», в справедливое возмездие. Он напоминает о «грозном судье» и бросает в лицо светской черни гневные слова: …и вы не смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь! Верит в высшую справедливость и Некрасов, верит в будущее, в народ. В трагическом стихотворении «Железная дорога» звучит эта вера: Вынесет всё – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе…. Однако гнев Лермонтова адресован не только придворной знати, но и современнику, человеку его поколения в том числе. С мужеством и бесстрашием поэт произносит суровый приговор целому поколению, которое растратило себя на бессмысленные пустяки: Мы иссушили ум наукою бесплодной…. Едва касались мы до чаши наслажденья, но юных сил мы тем не сберегли… С болью и презрением пишет Лермонтов о поколении «лишних людей», чья жизнь – «ровный путь без цели», удел которого – «состариться» «в бездействии», ибо его представители не способны ни на сильные чувства, ни на благородные поступки: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию – презренные рабы… Поэт предрекает своему поколению печальное будущее: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом… Лермонтов упрекает своих современников в отказе от борьбы, в том, что они в эпоху, когда, по выражению А. И. Герцена, «нельзя было поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром», покорно склонились под ударами реакции. Его стихи призывают к пробуждению гражданской совести. Перед нами печальная исповедь поэта, который не отделяет себя от поколения: для него оно – «наше». «Дума» - это и обвинительный акт обществу, которое обрекает людей на потерю смысла и цели в жизни. В стихотворении «Поэт» Лермонтов с упрёком обращается к современному поэту, забывшему о своём высоком предназначении: Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? Так же честно рисует портрет своего современника и Некрасов. В стихотворении «Поэт и Гражданин» перед нами современный поэт, который «тропкой торною» идёт: «Ни благородства, ни красоты в нём нет…» Душа его, «ленивая, самолюбивая и пугливая», «остыла ко всему». Лермонтов укоряет своего современника за то, что тот на пустяки растрачивает свою жизнь – Некрасов укоряет Поэта за то, что тот по пустякам растрачивает свой талант. Устами Гражданина обращается он к нему, призывая его к борьбе: Послушай: стыдно! Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать… «Проснёшься ль ты опять…?» - вопрошает Лермонтов. «Пора вставать!.. теперь не должно спать!» - как будто вторит ему Некрасов. И продолжает: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи!..» «Поэт и Гражданин» - манифест русской поэзии 1860-х годов, в котором нельзя не услышать мятежную ораторскую патетику М. Ю. Лермонтова. В этих стихах речь идёт о гражданской доблести, об истинном патриотизме. О нём написал и Лермонтов в стихотворении «Родина»: Люблю Отчизну я, но странною любовью!.. Лермонтов противопоставляет свой патриотизм официальному, казённому. Свою любовь он называет «странной» потому, что любит Россию народную и презирает «страну рабов, страну господ», страну «мундиров голубых». Именно к ней обращены полные гнева и презрения строки: Прощай, немытая Россия!.. Лермонтов презирает Россию безропотную, покорную – отсюда столь страшное определение родной страны, но оно продиктовано душевной болью. Сочетание контрастных эмоций – любви и ненависти – характеризует и поэзию Некрасова, который тоже «любил - ненавидя». Негодование Некрасова тоже вызвано не только угнетателями, но и «покорным им народом», «духовно» «почившим»: Ты проснёшься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил?.. Поэт негодует, видя народное долготерпение: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?! Он призывает к борьбе, к революции: Душно! Без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! Жажда бури и мятежа горела и в душе Лермонтова. Ещё в отроческие годы он написал: Так жизнь скучна, когда боренья нет…. Мне нужно действовать… Мятежный дух поэта отразился в коротком стихотворении «Парус»: …Он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!.. Этот могущественный образ - образ бури и образ человека, рождённого для бури, зовущего бурю, - прошёл через всё творчество Лермонтова, а позже был подхвачен Некрасовым. Нравственный максимализм, бескомпромиссность, страстность, могучий революционный дух – отличительные черты лирических героев Лермонтова и Некрасова. Обращаясь к поэту – «осмеянному пророку», - Лермонтов задаёт ему полный патетики вопрос и призывает к служению. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» - утверждает Некрасов. Лермонтова и Некрасова роднит понимание высокого предназначения Поэта, его особой миссии. Во многих их стихотворениях звучат ораторские интонации: не желая «прятать» «морщины… под румяны», они «глаголом жгли сердца людей». В реализации мотивов гнева и презрения, любви к родине и необходимости гражданской позиции поэта Лермонтов и Некрасов тоже близки: они активно используют оценочную лексику, иронию, обращения, риторические вопросы и восклицания, антитезы, повторы и в частности, анафоры. Объектом сатирического развенчания или лирической инвективы являются не только разнообразные «болезни» современного поколения у Лермонтова или острые проявления социального неблагополучия у Некрасова, но и некоторые грани характера самого лирического героя. В стихах Лермонтова нередко звучит самоирония (в той же «Думе», где он не отделяет себя от своего поколения), а в стихах Некрасова – «покаянные ноты» (в таких лирических исповедях, как «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», где он с мучительной откровенностью кается в своих ошибках). Однако есть и различия: презрение лирического героя у Лермонтова тесно связано с добровольно избранной им позицией одиночества – способом горделиво отстраниться от окружающей действительности, от «дикого шёпота затверженных речей», некрасовский же лирический герой не приемлет позиции тех, кто презирает простых людей, как, например, швейцар в «Размышлениях у парадного подъезда». Два великих поэта были великими гражданами своей Отчизны, «Отечества достойными сынами»: «как свои», «носили» они «на теле все язвы родины своей», о которых с гневом и презрением сказали в своих стихах, полных страстности, негодования и сатиры. Они оба потрясли общество обжигающими душу словами. В одном из последних своих стихотворений Некрасов написал: …И не боюсь я суда того строгого. Чист пред тобою я, мать. В том лишь виновен, что многого, многого Здесь мне не дали сказать… Эти же слова вполне мог бы повторить и Лермонтов, погибший так безвременно. Лермонтов и Некрасов своей поэзией «сеяли разумное, доброе, вечное», за что сегодня говорит им «спасибо… сердечное» «русский народ»…
Теги: 9 класс, 10 класс, 11 класс, сочинение, Лермонтов, Некрасов, сравнительный анализ, лирика, литература
Автор материала: Люмила Абраменко
Свидетельство о публикации № 1922991 от 08.11.2017
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь разработанные вами контрольные, тесты, бланки самостоятельных работ для уроков русского языка и литературы.
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяца. Кроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.
- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.