архивы вебинаров.jpg




  

Зрительные диктанты

зрительные диктанты2.png
 
2000 предложений
4 уровня сложности
автоматическая проверка
300 рублей
 

 Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


09.08.2018

Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие и сострадание?» (по рассказу Л.Ашкенази «Псих»)



Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие и сострадание?» (по рассказу Л.Ашкенази «Псих»)

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению – рассуждению на морально-нравственную  тему на основе анализа текста. Цель для учащихся: учиться анализировать текст и  отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:
  • развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему   миру,
  • воспитывать внимательное отношение, сострадание к окружающим,
  • создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД: 
  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей,
  • формировать  умение строить речевое высказывание,
  • формировать умение составлять сочинение – рассуждение с указанием проблемы, позиции автора.
Метапредметные УУД:
  • искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
  • формирование информационной компетенции при работе с текстом.
Коммуникативные УУД:
формировать навыки работы в группе, умение слушать  товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
  • учить постановке цели работы,
  • учить  самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Опережающее домашнее задание:
1. Прочитать рассказ Л.Ашкенази «Псих»
2. Устно ответить на вопросы:
Как на мерине Ярде отразилась война? Найдите в тексте. ·   Как сложилась жизнь Ярды? Найдите в тексте. ·   Найдите в тексте примеры, когда автор сравнивает лошадь с человеком? Для чего он это делает? ·   Найдите в тексте цитаты, которые раскрывают отношение к Ярде окружающих его людей.  
  
Ход урока
I. Организационный этап (2 минуты).
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? Обратите внимание:  у вас на столах файлы с рабочими материалами для урока.  

Определение темы, целей и задач урока (10 минут).

Слайд 1
Сегодня у нас с вами урок развития речи. Давайте определимся с темой урока и целью урока, для этого вспомним типы речи. Чем различаются типы речи?

Задание: заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы композиции, подходящие к конкретному типу речи из  слов для справок: Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события.  Вывод.  Продолжение события.  Конец события Общее впечатление о предмете (приложение 1; дети работают у доски).

описание повествование рассуждение
1.
2.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

Подробнее мы остановимся на рассуждении.
На какую тему мы будем писать сочинение-рассуждение, вам необходимо определить самостоятельно. Поможет вам в этом работа с эпиграфами. Работа в парах (у каждой пары на парте по 2-3 эпиграфа; приложение 2). Перед вами слова поэтов и писателей. Выберите  слова для эпиграфа к нашему уроку и запишите их в свои тетради. Объясните, как вы его понимаете.

Эпиграфы:
1.
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока  мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.
Юрий Гридасов.

2.    
Я счастлив счастием мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
Иван Суриков

3.    
Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Франсуа де Ларошфуко 4.     «Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». Л.Андреев   

5.   
Чем больше мы от сердца отрываем,
Тем больше нам от сердца остается. 
А. А. Вознесенский

6.    
Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а без этого пуста жизнь.  В. В. Розанов

7.    
Естественные стремления человечества, приведен­ные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в словах: «Чтобы всем было хорошо». Н. А. Добролюбов

8.    
Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Ф. Ларошфуко

9.    
Почувствовать боль другого человека – вот суть сострадания. Уильям Беннетт

10.   

Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Артур Шопенгауэр

11.   
Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека. Сэмюэл Смайлс

12.   
Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день…  
М. Булгаков

13.   
Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. Зигфрид Ленц  

Какие слова  в эпиграфах являются ключевыми, самыми важными, о чем идет речь в предложенных эпиграфах? Значит, о каких нравственных  качествах мы будем писать сочинение-рассуждение? Записать на доске все предложенные варианты и выбрать наиболее подходящие:  милосердие и сострадание. Как вы понимаете данные понятия? (работа в парах с толковыми словарями) Должен ли человек обладать такими качествами? Зачем проявлять сочувствие и милосердие? Формулируем тему нашего сочинения: «Зачем человеку нужно милосердие и сострадание?».

Слайд1а
Дома вы познакомились с рассказом чешского писателя Людвика Ашкенази «Псих».  Скажите, какую работу на основе этого текста  нам предстоит сделать? (проанализировать текст, т.е. определить  его стиль и тип речи, определить тему, выявить проблему и позицию автора). Таким образом, мы с вами определили задачи, которые  должны выполнить сегодня на уроке. - Молодцы! А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать сочинение-рассуждение по проблеме данного текста). Запишем в тетради число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие и сострадание».

Повторение теоретического материала и углубление знаний. (5 минут)

Вспомним, что такое рассуждение? Структура  сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод.)
Слайд 2
1.    Что такое тезис? (Тезис – основная мысль, требующая доказательства.)
2.    Что такое аргументы? (Аргументы – доводы,  доказательства,  позволяющие обосновать  свою точку зрения.)
3.    От чего зависит степень убедительности сообщения?
·   От количества и качества аргументов;
·   от порядка изложения аргументов.
Слайд 3 Виды аргументов: .

Основная работа (анализ текста) (10 минут).

1.    Закончите фразу: «Война страшна тем, что…»
Ответы детей (смерть, потеря близких, болезни, инвалиды, жестокие люди). Война – это трудное испытание для каждого человека. Необходимы ли людям такие чувства как милосердие и сострадание во времена тяжелых, нечеловеческих испытаний?
2.    Чтобы точнее ответить на этот вопрос, обратимся к тексту рассказа.
3.    Последствия страшных военных событий могут проявляться и годы спустя. Существует такое понятие как «эхо войны». События рассказа происходят, когда война уже закончилась.
4.    Мы с вами сказали, как война влияет на людей. Ребята, а меняется ли мир природы?(да)
5.    Совершенно верно. И Людвик Ашкенази в своем рассказе показывает нам, как влияет война на мир природы. Кто является главным героем рассказа? (лошадь)
6.     Опережающее домашнее задание «Как на мерине Ярде отразилась война?» (его контузило, ему пришлось делать на войне то, для чего лошади не предназначены, это противоестественно)
7.    Мы, наверное, никогда не задумываемся над тем, что у животных тоже есть своя судьба.
8.    Опережающее домашнее задание «Как сложилась жизнь Ярды?» (мирная жизнь в деревне, работящая лошадь, затем война, контузия, нервный тик, возвращение к мирной жизни, трудится, старается, катает детей, приносит пользу, чувствует себя нужным)
9.    Почему же Ярду стали называть помешанным и даже Психом? Найдите в тексте (пугается взрывов).
10.     Опережающее домашнее задание «Найдите в тексте примеры, когда автор сравнивает лошадь с человеком? Для чего он это делает?» Как называется такой прием? (сравнение) Л.Ашкенази сравнивает мерина Ярду с человеком с целью показать, что лошади и другие животные могут испытывать чувства. Но автор несколько раз на протяжении всего текста обращает наше внимание на то, что человеку «наплевать» на лошадиные чувства. Ярда пережил вторую мировую войну. Его помиловали пули и снаряды, которые пролетели мимо. Но он погиб, когда война уже окончена. Что же убило Ярду? (жестокость мальчика)
11.     Какое же значение в нашей жизни имею такие чувства как милосердие и сострадание? Если человек будет проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, то мир вокруг нас станет добрее, уютнее…  В мире станет меньше жестокости и несправедливости. Эти чувства помогут преодолеть трудности, которые встречаются нам на жизненном пути. Ребята, мы с вами сформулировали тезис нашего сочинения.
12.     Опережающее домашнее задание «Найдите в тексте цитаты, которые раскрывают отношение к Ярде окружающих его людей» Людей, с которыми сводит судьба Ярду, можно разделить на две группы. Какие? 1)   добрые, милосердные люди, которые жалеют Ярду. Старые солдаты даже вспоминают лошадей, которые служили вместе с ними во время первой мировой войны. Что проявляют эти герои по отношению к мерину? Это прямой аргумент, который доказывает, что сострадание и сочувствие необходимо в нашем мире. 2)   Ко второй группе относится «хулиган школьного возраста Франта Росак». Мальчик совершает очень жестокий поступок. Это аргумент «от противного», который доказывает, что без милосердия и сострадания жить невозможно.   13.      К какому выводу мы с вами подошли? Над чем заставила задуматься работа над сочинением?

Работа в группах (приложение 3). Каждая группа заполняет схему своего сочинения и проводит анализ своей работы.

Итоги работы каждой группы. Дети анализируют работу в группе, отмечают, с чем хорошо справились, что не совсем получилось.

Рефлексия
«Одним словом». Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …
Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась? Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение «Зачем человеку нужно милосердие и сострадание?»

Использованная литература:
1.     Ашкенази Людвик. Собачья жизнь и другие рассказы - royallib.ru
2.     Долинина Т.А. Основные подходы к подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку в школах с низкими результатами: учебно-методические материалы/ Т.А.Долинина, Н.А.Юшкова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017.
3.     Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки. Ростов н/Д, 2015.
4.     Цыбулько И.П., Александровв В.Н., Александрова О.И., Я сдам ОГЭ! Русский язык. Тематический практикум в трех частях. часть 3. Задание 15. Сочинение. М., 2018.
5.     https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-podgotovka-k-sochineniyu-kniganash-drug-i-sovetchik-2003023...
6.     http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/42401-konspekt-roka-podgotovka-k-sochineniyu-rassuzhdeniyu.html   


Теги: 6 класс, сочинение-рассуждение, милосердие, сострадание, ФГОС, конспекты уроков, анализ текста
Автор разработки: 
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал / Скачать материал / Скачать материал / Скачать материал / Скачать материал
Свидетельство о публикации № 2827247 от 09.08.2018
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 1)

 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.