Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


21.08.2017

Конспект урока "Чередование гласных в корнях гар/гор.



Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях гор, гар» (§37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)  Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании букв  О и А в  корнях слов с чередованием и отработки способа применения этих знаний на письме. Предполагаемые результаты урока (подцели): Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; извлечения информации из различных источников и её преобразования, умения делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем,  умение приходить к общему решению в совместной деятельности; создание высказываний в устной и письменной форме.

Предметные: овладение знаниями о способах выбора гласных О и А в корнях ГОР – ГАР и их применение в различных практических  ситуациях.


Ход урока

Этап урка Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты деятельности

1. Организа-ционный момент.

 

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

(Запись: Дата. Классная работа)

Личностные:

ответственность за предстоящую деятельность.

Метапредметные: организация своего рабочего места.

2. Актуализа-ция имеющих-ся знаний и способов их примене-ния

Проверить уровень усвоения теоретического материала предыдущего урока (чередующиеся гласные в корне), проверить навыки практического применения имеющихся знаний, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Вопросы и задания учителя:

- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корнях раст-ращ-рос, лаг-лож, бер-бир, мер-мир и др. Приведите примеры слов с данными чередованиями. Приведите примеры слов с омонимичными корнями.

Рассказывают о правописании чередующихся гласных в корнях раст-ращ-рос,лаг-лож, бер-бир, мер-мир и др. Выбирают из списка слов слова с омонимичными корнями.

Личностные:

развитие учебных мотивов.

Метапредметные:

строить речевое высказывание на определённую тему, работать со словарным материалом, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль.

Предметные: использовать знания о правописании чередующихся гласных на практике.

3. Столкно-вение знания и незнания

Поставить учащихся перед необходимостью открытия новых знаний о правописании чередующихся гласных в корнях ГОР-ГАР.

- Прочитайте записанные слова.

- Что общего между ними?

- Запишите, вставив пропущенные буквы и выделив часть слова, в которой находится орфограмма.

- Прокомментируйте написание каждой буквы в корне.

Р..стение, выр..сли, приб..ру, предл..жение, предл..гать, прот..реть. соб..рать. расст..лается, сг..рело, заг..р, подг..рело, выж..гать. р..сток, отр..сль.

 

- Объяснение, правописания каких гласных в корнях вызвало у вас затруднение? Почему7

 

В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую гласную писать в словах с корнями ГОР-ГАР.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

знание правила правописания чередующихся гласных в корнях слов.

4. Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование этапов деятельности

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности

1.      1. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»), уточнение границ неизвестного («Чего мы ещё не знаем?»)

      2. Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?     3. Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока: Как бы вы определили тему урока?   4. Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:

Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Отмечают, что гласные в корнях ГОР и ГАР не могут быть проверены подбором проверочных слов. Следовательно, неизвестно правило выбора гласных О-А в корнях ГОР-ГАР.

Формулируют цели:

- Выяснить, когда в корне пишется , когда –А.
- Потренироваться в написании слов с данными корнями.
Формулируют тему урока: «Правописание гласных в корнях ГОР-ГАР»

 (Запись:Тема урока)

Отмечают, что необходимо исследовать список слов с корнями ГОР-ГАР, попытаться сгруппировать слова в соответствии с буквой  в корне, выявить закономерность выбора букв О или А, выделить опознавательные признаки орфограммы, оформить результаты исследования в виде схемы и устного высказывания (текста нового правила)

Личностные:

бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов.

Метапредметные: определять проблему, тему, ставить цели, планировать свою деятельность, участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.

Предметные: выделение в слове корня,  представление об опознавательных признаках орфограммы

5. Откры-тие и осмыс-ление новых знаний.

Научить работать с информацией, находить опознавательные признаки орфограммы «Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР»,

развивать логическое мышление.

 

Учитель предлагает материал для исследования:

заг…р – заг…реть

уг…рный – уг…ревший

разг…р – разг..рятся

- Что объединяет все эти слова?

- Разделите слова на 2 группы.

Выделите корни в словах 

В слова какой колонки вы без труда вставите буквы? Почему?

Теперь посмотрите на слова второй колонки. Все слова в корне имеют гласную О. Попробуйте определить закономерность написания гласной в корнях ГОР-ГАР?

  - Как вы это сделали, чем руководствовались при выполнении?  После сообщения групп о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (с.106), зафиксировать содержание нового правила при помощи схемы и проговорить правило друг другу в парах.

Задание-«ловушка»: вставьте пропущенные буквы и объясните написание гласных в корнях .

Перег…рают, заг…релый, г…релка, г…ристый, приг…рел.

-На какие группы можно разделить данные слова?

- Почему нельзя путать корни с чередованием и корни с безударной гласной в корне слова?

 

1. Ученики работают в группах, выделяют корни ГОР-ГАР, обозначают опознавательные признаки орфограммы, устанавливают закономерность выбора гласных букв в корнях ГОР-ГАР, формулируют выводы. Каждая группа сообщает о результатах исследования.

 

 

 

 

 

. Читают правило в учебнике, сравнивают его содержание со своими выводами.

  1. Составляют схему:

3.       Проговаривают орфограмму друг другу в парах.

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса

Метапредметные: поиск путей решения проблемы, осуществление самоконтроля,

работа в группе, анализ, сравнение, установление закономерности, умение делать выводы, фиксировать информацию с помощью схемы, строить рассуждения, слушать и понимать речь других.

Предметные: орфограмма «Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР»

6. Выведе-ние способа примене-ния новых знаний

Выявление последовательности действий при применении орфограммы «Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР»

Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последовательность действий при выборе букв О-А в корнях ГОР-ГАР?

Задание:

Создайте алгоритм применения орфограммы.

В группах создают алгоритм

  1. Какая гласная в корне: проверяемая ударением или чередующаяся?

↓ ↓

проверяемая   чередующаяся

подбираю проверочное слово

    ↓



2) Находится ли буква под ударением?
 
    ДА      НЕТ 

Личностные: развитие учебных мотивов.

Метапредметные:

систематизация информации, развитие логического мышления, алгоритмизация действий.

Предметные: способ применения орфограммы «Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР»

7. Закрепле-ние новых знаний и отработка способа их примене-ния

Закрепить знания о правописании гласных в корнях и способы их применения.

Научиться отличать чередующиеся гласные от проверяемых гласных. Сформировать умение применять знания в различных ситуациях

1.Диагностическая работа: Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Над словом с чередующимся корнем поставьте цифру 1, над корнем с безударной гласной цифру 2.

Заг…рать, приг…рел, г…ристый, заг…р, уг…ревший, приг…рок, уг…рный, г…рец, заг…релый, г…рят.

2.Найдите лишнее слово в цепочке 

Горевать, гора, пригорок, пригореть.

Коснулся, касательная, косить, соприкасаться.

Растение, выращивать, росток, распределить.

Запишите предложение, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы.

Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой. 

3. Упр.189  (выполняется письменно, задание не изменено) 

4. Упр. 191 (выполняется письменно, задание не изменено)

 

 

 

1. Выполняют самостоятельно, письменно с устным комментарием. Затем – фронтальная проверка.2.      Работают в группах. Выписывают «лишние» слова из каждой строчки.  3. Выполняют упр. 189  вместе с учителем, отвечают на дополнительные вопросы, рассуждают над проблемой различения смешиваемых случаев написания чередующихся гласных в корнях слов.  4. Работают в парах. Всё делают по заданию.

 

 

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, действие по алгоритму; овладение приёмами анализа, сравнения, группировки, исключения лишнего, отбора и систематизации материала, умение строить связное монологическое высказывание, слушать других, аргументировать и корректировать свою точку зрения.

оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Предметные: умение верно определять гласные в корнях ГОР-ГАР, разграничивать смешиваемые случаи.

8. Рефлексия Подведе-ние итогов урока.

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рефлексия с помощью вопросов учителя:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему вы научились?

- Какие знания и умения, освоенные ранее, вам пригодились?

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

-Попробуйте оценить свою работу на уроке.

2. Подведение итогов Слово учителя о хорошей работе учащихся на уроке.

Анализируют свою работу на уроке, оценивают свои знания по предложенным ими критериям, в игровой форме планируют последующие учебные действия.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки, определять степень усвоения материала, оценивать успешности своей работы на уроке.

 

 

 

 

 

9. Домашнее задание.

 

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Применить новые знания в творческой ситуации

1. Выучить правило (§37) по учебнику или по алгоритму. Привести    3-4 собственных примера.

2. Выполнить упр.190  (задание не изменено)

 

 

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Личностные:

бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса. Метапредметные

Планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Предметные:

Знание орфограммы «БуквыО-А в корнях ГОР-ГАР», использование в собственной речи слова на изучен-ную орфограмму


 




Теги: конспект, чередование гласных в корне, ГОР/ГАР, 6 класс
Автор разработки:  Лариса Черемных
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1562933 от 21.08.2017
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.